Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 126.18 Кб (Скачать)

Задолженность по налогам  и сборам в бюджетную систему  Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 698 955,1 млн. рублей, в том  числе по федеральным налогам  и сборам - 590 622,7 млн. рублей. По федеральным  налогам и сборам задолженность  составляет 84,5% от общей суммы задолженности  по налоговым платежам, по региональным, местным налогам и сборам, специальным  налоговым режимам - 9,1%, 4,4% и 2,0% соответственно.

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2009 год составили 3 433 677,1 млн. рублей (8,8% к ВВП), что на 568 127,1 млн. рублей или на 19,8% больше суммы, учтенной при формировании бюджета [3].

Согласно ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год»,  доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8 305 414,4 млн. рублей (18,5% к ВВП, что на 0,4 п. п. меньше, чем в 2009 году). Основная часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (56,8% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (31,3%) и налога на прибыль организаций (5,8%).

Налоговые доходы федерального бюджета в 2010 году составили 4 401 933,8 млн. рублей (9,8% к ВВП), что на 223 257,6 млн. рублей или на 5,3% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление налога на прибыль  организаций за 2010 год составило 255 026,1 млн. рублей, что на 27 294,5 млн. рублей или на 12,0% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2010 год составило 1 328 749,3 млн. рублей, что на 88 709,3 млн. рублей или на 7,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2010 год составило 1 169 514,5 млн. рублей, что на 68 268,3 млн. рублей или на 6,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета, в результате роста объема импорта.

Поступление доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2010 году составило 113 898,5 млн. рублей, что на 4 164,9 млн. рублей или на 3,8% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление доходов от акцизов  на спирт этиловый из всех видов  сырья и спиртосодержащую продукцию  за 2010 год составило 2 465,8 млн. рублей, что на 75,7 млн. рублей или на 3,0% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета. Снижение поступления акцизов на 16,4 млн. рублей обусловлено увеличением  задолженности по уплате акцизов  у предприятий, находящихся в  процедуре банкротства. Возмещение сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую  продукцию и товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке, снизило  поступление акцизов на спиртосодержащую продукцию на 59,3 млн. рублей.

Поступление доходов от акцизов  на табачную продукцию за 2010 год  составило 106 343,8 млн. рублей, что на 3 360,1 млн. рублей или на 3,3% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение поступлений связано  с ростом объемов реализации табачной продукции (на 513,6 млн. рублей) и средней  розничной цены на сигареты и папиросы (на 2 846,5 млн. рублей).

Поступление доходов от акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  за 2010 год составило 5 033,6 млн. рублей, что на 825,2 млн. рублей или на 19,6% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение поступлений обусловлено  ростом объемов производства и реализации дорогостоящих легковых автомобилей, а также увеличением объема продаж легковых автомобилей в связи  с проведением эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.

Доходы федерального бюджета  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2010 году увеличились  на 55,3 млн. рублей за счет поступления  акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин), производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет), в результате поступления сумм акцизов в счет погашения задолженности, возникшей до 1 января 2003 года.

Поступление доходов от акцизов  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, за 2010 год составило 30 053,4 млн. рублей, что на 3 193,2 млн. рублей или на 11,9% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной увеличения поступлений является рост объемов  ввозимых подакцизных товаров (ввоз алкогольной продукции увеличился на 26,8%, легковых автомобилей - на 11,7%).

Доходы от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами в 2010 году составили 1 408 315,5 млн. рублей, что на 27 355,5 млн. рублей или на 2,0% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение доходов федерального бюджета по указанной группе платежей обусловлено  ростом поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых за 2010 год составило 1 376 639,5 млн. рублей, что на 26 768,2 млн. рублей или на 2,0% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление государственной  пошлины за 2010 год составило 63 123,1 млн. рублей, что на 3 121,3 млн. рублей или на 5,2% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета. Основной причиной роста доходов по указанной группе платежей является увеличение количества юридически значимых действий, связанных, в основном, с ипотечным кредитованием, а также регистрацией договоров долевого участия в долевом строительстве, что обусловлено стабилизацией финансового рынка, результатом которой явилось снижение процентных ставок по кредитам.

Задолженность по налогам  и сборам в бюджетную систему  Российской Федерации на 1 января 2011 года составила 704 529,6 млн. рублей, в  том числе по федеральным налогам  и сборам - 585 109,8 млн. рублей. По федеральным  налогам и сборам задолженность  составляет 83,0% от общей суммы задолженности  по налоговым платежам, по региональным, местным налогам и сборам, специальным  налоговым режимам - 10,0%, 4,7% и 2,3% соответственно.

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2010 год составили 3 902 995,0 млн. рублей (8,7% к ВВП), что на 207 036,4 млн. рублей или на 5,6% больше суммы, учтенной при формировании бюджета [4].

Согласно ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год», доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,6 млн. рублей (20,8% к ВВП).

Поступление налога на прибыль  организаций за 2011 год составило 342 601,8 млн. рублей, что на 3 775,0 млн. рублей или на 1,1% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2011 год составило 1 753 240,5 млн. рублей, что на 8 237,8 млн. рублей или на 0,5% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2011 год составило 1 497 171,5 млн. рублей, что на 18 601,1 млн. рублей или на 1,2% меньше суммы, учтенной при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Уменьшение поступления налога обусловлено снижением объемов импорта (на 55 911,6 млн. рублей), при этом за счет повышения курса доллара США по отношению к рублю поступления налога увеличились на 37 310,5 млн. рублей.

Поступление доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2011 году составило 231 779,9 млн. рублей, что на 5 335,9 млн. рублей или на 2,4% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление доходов от акцизов  на спирт этиловый из всех видов  сырья и спиртосодержащую продукцию  за 2011 год составило 1 485,0 млн. рублей, что на 63,6 млн. рублей или на 4,5% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение поступления акцизов на 178,5 млн. рублей связано с ростом облагаемых объемов реализации подакцизной продукции относительно запланированных объемов. Возмещение сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, снизило поступление акцизов на спиртосодержащую продукцию на 114,9 млн. рублей.

Поступление доходов от акцизов  на табачную продукцию за 2011 год  составило 139 535,0 млн. рублей, что на 7 668,7 млн. рублей или на 5,8% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение поступлений акцизов связано с ростом объемов реализации и средней розничной цены на сигареты с фильтром (на 6 081,1 млн. рублей и 1 587,6 млн. рублей соответственно).

Поступление доходов от акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  за 2011 год составило 8 300,5 млн. рублей, что на 99,8 млн. рублей или на 1,2% больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Увеличение поступлений  обусловлено ростом объемов реализации легковых автомобилей (на 10,2%).

Поступление доходов от акцизов  на нефтепродукты (бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) за 2011 год составило 82 454,4 млн. рублей, что на 2 496,3 млн. рублей или на 2,9% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление доходов от акцизов  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, за 2011 год составило 46 581,4 млн. рублей, что на 2 585,2 млн. рублей или на 5,9% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной увеличения поступлений является рост объемов ввозимых подакцизных товаров (ввоз нефтепродуктов увеличился на 38,8%, вин шампанских, игристых, газированных, шипучих - в 1,8 раза).

Доходы от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами в 2011 году составили 2 046 892,4 млн. рублей, что на 31 183,4 млн. рублей или на 1,5% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение доходов федерального бюджета по указанной группе платежей обусловлено ростом поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых за 2011 год составило 2 007 577,9 млн. рублей, что на 29 121,5 млн. рублей или на 1,5% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление государственной  пошлины за 2011 год составило 65 835,5 млн. рублей, что на 875,2 млн. рублей или  на 1,3% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной роста доходов по указанной группе платежей является увеличение количества юридически значимых действий, связанных в основном с ипотечным кредитованием, а также регистрацией договоров долевого участия в долевом строительстве.

Задолженность по налогам  и сборам в бюджетную систему  Российской Федерации на 1 января 2012 года составила 675 308,3 млн. рублей, в  том числе по федеральным налогам и сборам - 553 174,1 млн. рублей. По федеральным налогам и сборам задолженность составляет 81,9% от общей суммы задолженности по налоговым платежам, по региональным, местным налогам и сборам, специальным налоговым режимам - 11,5%, 3,9% и 2,6% соответственно [5].

Таким образом, одним из самых объемных источников формирования доходов всех уровней бюджетов выступают налоговые доходы. Рассматривая динамику налоговых поступлений в федеральный бюджет, начиная с 2009 по 2011 год, можно выявить тенденцию увеличения сумм налогов с каждым годом. Это говорит о положительном результате функционирования налоговой системы РФ за этот период. Также можно отметить, что налоговые доходы составляют значительную часть всех доходов бюджета, т.е. являются его основой. Это говорит о важнейшей роли налогов и сборов в формировании бюджета, а именно, его доходной части.

 

 

    1.    Структура налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.

 

Рассмотрим эффективность  функционирования налоговой системы  РФ на региональном уровне. В частности, предметом нашего исследования будут выступать Курская, Белгородская и Липецкая области, а именно поступления налоговых доходов в бюджеты этих областей как основу формирования бюджетов этих регионов.

Структура налоговых поступлений  в бюджет Курской области за 2009-2011гг. представлена в таблице 2 [6,7,8].

 

 

Таблица 2 - Структура налоговых  поступлений в бюджет Курской  области за 2009-2011гг.

Наименование (млн. руб)

2009 год

2010 год

2011 год

Общие доходы  бюджета

24171,4

29435,0

34095,1

Налог на прибыль организаций

4193,1

7455,5

9672,4

Налог на доходы физических лиц

4234,3

4657,3

5291,6

Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы)

1474,0

2723,9

2804,8

Налог на совокупный доход

551,8

653,9

879,7

Транспортный налог

498,6

501,9

519,5

Налог на имущество

2387,1

2779,5

2985,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

140,7

181,1

234,2

Государственная пошлина

0,2

2,3

26,8

Задолженность    и    перерасчеты    по

отмененным  налогам,  сборам   и   иным

обязательным платежам                 

10,2

9,3

9,1


 

 Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Курской области за 2009 год,  доходная часть областного бюджета за 2009 год исполнена в сумме 24171,4 млн. руб. В доходной части областного бюджета основной объем налоговых доходов, продолжает поступать от налога на доходы физических лиц (4234,3 млн. руб.) – 17,5% от общего объема доходов бюджета, налога на прибыль организаций (4193,1 млн. руб.) - 17,4% и налогов на имущество (2387,1 млн. руб.) – 9,9 %. Налог на прибыль организаций в 2009 году исполнен в сумме 4193,1 млн. руб. Поступление по налогу на доходы физических лиц в областной бюджет в 2009 году составило 4234,3 млн. руб. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2009 году 498,6 млн. руб.

Информация о работе Налоговая система РФ