Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и благоустраивать качество жизни граждан. Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие по поводу функционирования налоговой системы РФ.
В качестве теоретической базы курсовой работы был использован широкий ряд нормативных актов Российского бюджетного и налогового законодательства. Были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, а именно таких авторов, как Абрамов М.Д., Бирючев О.И., Брызгалин А.В., Григорьев К.С., Боброва А.В., Дубов В.В., Хачатрян А.Г. Были использованы учебные пособия под редакцией следующих авторов: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, В.Г. Панскова, И.А. Майбурова, Л.П. Окунева, Д.Г. Черника.
Теоретической и методологической
основой работы являются теории и
концепции экономической
1.1 Понятие налоговой системы
Налоги - одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Экономическое содержание налогов
состоит в том, что они представляют
собой часть производственных отношений
по изъятию определенной доли национального
дохода у субъектов хозяйствования,
граждан, которая аккумулируется государством
для осуществления своих
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе [22, 101].
В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке [23, с.18].
Также налоговая система
рассматривается как
Также можно рассмотреть налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения [25, с.206].
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [26, с.53].
Наиболее полным и точным с нашей точки зрения является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.
Целями налоговой системы являются:
- создание условий для
эффективных
- создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
- создание условий для
осуществления
Задачи налоговой системы
- обеспечение государства
Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения.
Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П. Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной [25, с. 215]. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» [26, с. 68]. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
В числе функций налоговой системы учёные обычно выделяют:
- фискальную;
- распределительную;
- контрольную;
- стимулирующую;
- регулирующую;
- социальную.
Посредством фискальной функции
реализуется главное
Распределительная функция
налоговой системы проявляется
в сложном взаимодействии с ценами,
доходами, процентом, динамикой курсов
акций и т.д. Налоги выступают
существенным инструментом распределения
и перераспределения
Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая трудновыполнимая функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Регулирующая функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости [26, с. 74].
Социальная функция налогов
носит многоаспектный характер. Само
материальное содержание налогов как
денежных ресурсов, централизуемых государством
и изымаемых из воспроизводственного
процесса, несет в себе возможность
из обращения на непроизводственные
цели. В условиях РФ социальная функция
налоговой системы бюджета
Функциональное предназначение
системы налогообложения в
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:
- федеральный (на уровне РФ);
- региональный (на уровне республик, в составе краев, областей, городов федерального значения);
- местный (на уровне муниципальных образований), т.е. налоговая система страны должна отвечать свойству целостности территориального построения.
Налоговая система страны состоит из четырех взаимосвязанных элементов:
- законодательство о налогах и сборах;
- совокупность налогов и сборов;
- механизм налогового администрирования;
- плательщики налогов
и сборов. Это обязательные элементы,
без существования каждого из
которых система
Таким образом, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:
- налоги не должны быть чрезмерно обременительны;
- они должны быть понятны налогоплательщикам;
- каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить;