Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 126.18 Кб (Скачать)

          Введение

 

 

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство  не может обойтись без налогов  и поэтому налоги являются тем  фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и благоустраивать качество жизни граждан. Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной  налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие налоговой системы;

- выделить принципы построения налоговой системы;

- изучить виды налоговых систем;

- определить законодательную  основу функционирования налоговой системы РФ;

- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;

- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;

- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;

- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;

- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие  по поводу функционирования налоговой  системы РФ.

В качестве теоретической базы курсовой работы был использован широкий ряд нормативных актов Российского бюджетного и налогового законодательства. Были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати,   а именно таких авторов, как       Абрамов М.Д.,  Бирючев О.И., Брызгалин А.В., Григорьев К.С., Боброва А.В., Дубов В.В., Хачатрян А.Г. Были использованы учебные пособия под редакцией следующих авторов: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, В.Г. Панскова, И.А. Майбурова, Л.П. Окунева, Д.Г. Черника.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и  концепции экономической трансформации  налогообложения и налоговой  системы в Российской Федерации.

 

 

 

 

    1. Теоретические основы налоговой системы

 

1.1 Понятие налоговой системы

 

Налоги - одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Экономическое содержание налогов  состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений  по изъятию определенной доли национального  дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и  методов их построения, органов налоговой  службы образуют налоговую систему  государства.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы. Так, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе [22, 101].

В соответствии с другим подходом, налоговая система –  это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном законодательством порядке [23, с.18].

 

Также налоговая система  рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством  налогов, сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [24, с.181].

Также  можно рассмотреть  налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения [25, с.206].

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости [26, с.53].

Наиболее полным и точным с нашей точки зрения является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Целями налоговой системы  являются:

- создание условий для  эффективных воспроизводственных  процессов в народном хозяйстве;

- создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

- создание условий для  осуществления внешнеэкономической  деятельности и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми  ресурсами с помощью перераспределения  национального дохода; противодействие  спаду производства, создание благоприятных  условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Положения о функциях системы  налогообложения до настоящего времени  составляют предмет научных дискуссий. Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П. Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной [25, с. 215]. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» [26, с. 68]. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

В числе функций налоговой системы учёные обычно выделяют:

- фискальную;

- распределительную;

- контрольную;

- стимулирующую;

- регулирующую;

- социальную.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное предназначение налогов  - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Распределительная функция  налоговой системы проявляется  в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают  существенным инструментом распределения  и перераспределения национального  дохода, доходов юридических и  физических лиц. Распределительная  функция налогов влияет на распределение  не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов [22, с. 108].

Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая трудновыполнимая функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Регулирующая функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости [26, с. 74].

Социальная функция налогов  носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как  денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность  из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция  налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство  перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом  должно распространяться на все его  практические формы, если следовать  фундаментальным принципам налогообложения  и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог»  и «налогообложение». Однако набор  конкретных налоговых форм (видов  налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции  должен быть сориентирован на главную цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями [24, с. 205].

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:

- федеральный (на уровне РФ);

- региональный (на уровне республик, в составе краев, областей, городов федерального значения);

- местный (на уровне муниципальных образований), т.е. налоговая система страны должна отвечать свойству целостности территориального построения.

Налоговая система страны состоит из четырех взаимосвязанных  элементов:

- законодательство о налогах  и сборах;

- совокупность налогов  и сборов;

- механизм налогового  администрирования;

- плательщики налогов  и сборов. Это обязательные элементы, без существования каждого из  которых система налогообложения  не сможет функционировать [23, с. 28].

Таким образом, налоговая  система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

 

 

    1.    Принципы построения налоговой системы

 

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим  шотландским исследователем экономики  и естественного права Адамом Смитом в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:

-   налоги не должны быть чрезмерно обременительны;

-   они должны быть понятны налогоплательщикам;

-   каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить;

Информация о работе Налоговая система РФ