Требует
налоговой поддержки малое предпринимательство,
которое создает новые рабочие
места для населения, в том
числе инвалидов и домохозяек;
экономит пособия по безработице; дает
возможность использовать вторичное
сырье, материалы, отходы производства;
создает новые формы обслуживания
населения.
Одной
из приоритетных задач, стоящих перед
государством, является совершенствование
налоговой системы. К настоящему
моменту много сделано в направлении
снижения налоговой нагрузки, улучшения
налогового администрирования, вместе
с тем налоговое бремя в
Беларуси пока еще остается достаточно
высоким. Кроме того, с начала 2009
года произошли существенные изменения
в налогообложении физических лиц:
Беларусь перешла на единую ставку
подоходного налога в 12%. Также в
настоящее время идет кампания по
декларированию физическими лицами
доходов за 2008 год.
Сейчас
практически для тех, кто получает
зарплату в размере до Br1 млн. 500 включительно,
налоговая нагрузка снизилась. Что
касается небольшой категории граждан,
которые получают от Br1 млн. 501 тыс. до
Br1 млн. 550 тыс., там налог повышается
на Br700-2000 в месяц. Что касается зарплаты
от Br1 млн. 600 тыс., то тут тоже идет снижение,
поскольку средняя ставка для
этих граждан была раньше порядка 13-15%,
а сейчас будет годовая 12%. На этом
основании тоже говорится о снижении.
Так что в этой ситуации все наши граждане,
получающие как высокие, так и невысокие
доходы, выигрывают. В результате перехода
на плоскую шкалу взимания подоходного
налога многое упростилось. Бухгалтеру
тоже стало проще считать. Не надо нарастающим
итогом собирать справки. И при переходе
с одной работы на другую - тоже, везде
плати 12%. Это удобно, безусловно. При подаче
декларации о совокупном годовом доходе,
если человек работает в Беларуси, даже
на разных работах, - везде по 12%, не надо
ничего вносить и отчитываться, все будет
взято по месту работы. Этот список преимуществ
можно продолжать.
Проблема
платежей существует и при взимании
налогов с физических лиц: подоходного
налога с физических лиц и налога
с имущества физических лиц,—
поскольку нет совершенной законодательной
базы, что осложняет исчисление этих
налогов и контроль за своевременной
их уплатой.
Следует
учитывать, что между налогами и
инфляцией существует многосторонняя
связь, когда рост налогов, особенно
косвенных, может усилить инфляцию,
так как ведет к росту цен
на потребительские товары. В результате
инфляция обесценивает доходы не только
населения, но и государства, что
усиливает налоговое давление на
население.
В
настоящее время активно обсуждается
участие государства в системе налогообложения.
Такой подход является весьма актуальным,
так как в условиях почти полностью свободного
движения капитала в ЕЭС, начиная с 1992
г., возможен перелив капитала в страны
с относительно льготным обложением прибыли.
Сторонники невмешательства государства
в экономику при этом утверждают, что создание
свободного рынка не только не требует
установления пределов налоговых ставок,
но и делает такие пределы излишними, так
как межгосударственная конкуренция сделает
ненужной фиксацию верхнего уровня налога.
Нижний уровень также станет ненужным,
так как чрезмерное снижение налогов приведет
к значительному увеличению бюджетного
дефицита со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Одновременно
лишь незначительная часть деловых
кругов считает, что свободный рынок
сам по себе способен решить проблему
налогообложения прибыли и перелива
капитала. Особенность в том, что
национальные системы налогообложения
прибыли отличаются друг от друга
не только размером ставок, но и системами
бухгалтерского учета, определением размера
прибыли, подлежащей налогообложению
и, наконец, эффективностью применения
соответствующих законов, а также
строгостью санкций за уклонение
от уплаты налогов. Так, в Германии ставка
корпоративного налога самая высокая
в ЕЭС. Однако немецкие компании имеют
право списать на себестоимость
значительно большие амортизационные
отчисления, чем компании других стран.
Это и возможность получения инвестиционного
налогового кредита привели к тому, что
немецкие корпорации предпочитают, как
правило, вкладывать деньги в обновление
основного капитала, увеличивая рыночную
стоимость акций, а не выплачивать высокие
дивиденды.
Таким
образом, законодательные различия,
с одной стороны, относительно независимы
от межгосударственной конкуренции
и затрудняют свободное действие
рыночного механизма. С другой стороны,
они весьма существенно влияют на
направление перелива капитала внутри
ЕЭС. Страны, привлекательные с точки
зрения низких ставок налога на прибыль,
могут быть непривлекательными с
точки зрения каких-то законодательных
ограничений (например, определения
прибыли для целей налогообложения
и т.п.) и наоборот.
2.3
Совершенствование
налоговой системы
РБ
Перед
Республикой Беларусь стоит задача
разработки эффективной налоговой
политики и построения налоговой
системы, обеспечивающей экономический
прогресс. Мировой опыт показывает,
что эта задача относится к
разряду наиболее сложных, поскольку
требует учета и оптимального
сочетания двух противоречивых тенденций;
во-первых, поиска путей увеличения
поступлений средств в бюджет государства
и, во-вторых, снижения налогового давления
на товаропроизводителя для увеличения
возможностей инвестирования. В ее решении
большую роль должна сыграть оценка действенности
отечественных налогов и их соответствия
международным стандартам.
Дальнейшее
упрощение налоговой системы
направлено на реализацию мер по снижению
налоговой нагрузки в соответствии
с Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 —
2010 гг.
Предполагается
к 2009 – 2010 гг. максимально упростить налоговую
систему, сведя общее количество республиканских
налогов к семи — восьми основным.
Для
разрешения коллизии двух главных целей,
одна из которых – обеспечение
достаточных поступлений в бюджет,
а другая – налоги должны взиматься
так, чтобы они не мешали, а напротив,
способствовали росту и развитию
экономики, необходимо проведение комплекса
следующих мер:
- Введение
общепринятых норм и принципов налогообложения;
- Совершенствование
структуры и сокращение количества применяемых
налогов за счет отмены малоэффективных
сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
- Существенная
модернизация методов расчета, механизмов
и принципов взимания таких основных налогов,
как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы
предприятий, подоходный налог с граждан;
- Пересмотр
и сокращение налоговых льгот по всем
применяемым налогам и сборам в целях
расширения их налоговой базы с тем, чтобы
сделать возможным снижение ставок и дальнейшее
уменьшение количества налогов и сборов;
- Поиск и выбор
оптимального соотношения республиканских
и местных налогов и сборов, а также эффективного
взаимодействия республиканского и местных
бюджетов.
Таким
образом, анализ первого направления
бюджетной политики – выработка
и реализация подходов по формированию
основных доходных источников – указывает
как на имеющиеся положительные
результаты, так и на ряд проблемных
вопросов, требующих скорейшего решения.
Особое
внимание будет уделяться совершенствованию
системы и порядка взимания местных
налогов и сборов, возрастет значение
имущественных налогов и сборов
(на землю и недвижимость).
С
1 января 2009 г.:
-
снижена с двух до одного процента ставка
сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки;
-
установлены единые ставки по местным
налогам с продаж товаров в розничной
торговле и на услуги в размере 5 процентов;
-
исключена из объекта обложения налогом
на недвижимость активная часть основных
средств (станки, оборудование);
-
снижена с пяти до трех процентов ставка
налога на приобретение автомобильных
транспортных средств;
-
осуществлен переход к применению линейной
(единой) ставки подоходного налога в размере
12 процентов.
Министерством
по налогам и сборам постоянно
проводится целенаправленная работа по
подготовке предложений по упрощению
налоговой системы и совершенствованию
налогового законодательства Республики
Беларусь. Формирование стабильного
и прозрачного механизма налогообложения
будет обеспечено в рамках разработки
и принятия Особенной части Налогового
кодекса Республики Беларусь. Упрощение
налоговой системы осуществляется, в первую
очередь, за счет сокращения числа налогов
и сборов, унификации объектов налогообложения
и упрощения порядка исчисления налогов
и сборов. Согласно плану первоочередных
мероприятий по либерализации условий
осуществления экономической деятельности
в области совершенствования налогового
законодательства планируется: - отмена
сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки; - отмена налога на приобретение
автомобильных транспортных средств;
- отмена местных целевых сборов (транспортного
сбора на обновление и восстановление
транспорта общего пользования и сбора
на содержание и развитие инфраструктуры
города (района); - отмена налогов с продаж
товаров в розничной торговле и на услуги;
- увеличение периодов уплаты налогов;
- упрощение порядка исчисления и уплаты
экологического налога и другие мероприятия.
Планируется
смещение акцентов в налоговой политике
с косвенного налогообложения в
сторону прямого. Обоснованность таких
выводов подтверждается ростом ВВП,
увеличением доходов населения.
Продолжится
работа по систематизации категориальных
налоговых льгот, что позволит выровнять
условия налогообложения для
плательщиков и обеспечить частичную
компенсацию от реализации мер по
предполагаемому снижению налоговой
нагрузки.
В
привязке к конкретным мероприятиям
это:
- поэтапная
отмена взимаемых из выручки "оборотных"
платежей;
- исключение
из объекта обложения налогом на недвижимость
активной части основных производственных
фондов;
- отмена взимания
НДС и акцизов через 60 дней со дня отгрузки
с переходом на метод начислений (по отгрузке)
в полном объеме;
- упрощение
порядка исчисления экологического налога;
- пересмотр
системы местных сборов, в частности, отмена
местных целевых сборов — транспортного
и сбора на содержание и развитие инфраструктуры
города (района), уплачиваемых по ставке
3 % из прибыли, остающейся в распоряжении
организаций после налогообложения; установление
единых ставок местного налога с продаж
товаров в розничной торговле и налога
на услуги в размере 5 %;
- изменение
периодичности представления налоговых
деклараций и уплаты налогов и сборов.
В профильную комиссию Палаты представителей
Национального собрания внесено предложение
предоставить плательщику право вы бора
(в зависимости от специфики его деятельности)
периодичности предоставления отчетов
по налогам либо один раз в месяц, либо
один раз в квартал с соответствующим
отражением выбранного порядка в учетной
политике.
В
области налогообложения представляется
возможным:
- снизить затраты
по привлечению топливно-энергетических
ресурсов путем отмены таможенных платежей
на их ввоз, уменьшения ставок акцизов
во внутриреспубликанском обороте с одновременным
развитием собственных альтернативных
энергетических ресурсов и предоставлением
налоговых льгот на этот вид деятельности,
финансовой и кредитной помощи;
- с целью доступности
и снижения цен на услуги сотовой связи
отменить взимание налога на услуги (10%
от выручки от реализации) при их предоставлении
абонентам в сельской местности;
- освободить
от косвенных налогов строительство сетей
связи в сельской местности с одновременным
направлением высвобождающихся средств
на приобретение материальных ресурсов
и техники;
- снизить налог
с продаж от реализации всех продовольственных
товаров (включая импортные) до 5% с последующей
его полной отменой;
- освободить
от уплаты налога на недвижимость приобретаемые
в лизинг транспортные средства и технологическое
оборудование для строительства сетей
связи на период договора лизинга.
Следует
подчеркнуть, что совершенствование
налоговой системы должно укреплять
позиции страны в конкурентной борьбе,
привлекать иностранный капитал, стимулировать
внутренние инвестиции и занятость,
увеличивать личные доходы и потребительский
спрос. Все это в конечном счете должно
способствовать ускорению темпов экономического
роста.
Цель
налоговой реформы должна заключаться
не в том, чтобы собирать больше налогов
и тем самым решить проблему бюджетного
обеспечения, а в том, чтобы:
- по мере
снижения обязательств государства в
области бюджетных расходов уменьшить
уровень налоговых изъятий;
- сделать налоговую
систему более справедливой по отношению
к налогоплательщикам, находящимся в различных
экономических условиях (в частности,
устранить ситуации, при которых одни
налогоплательщики несут полное налоговое
бремя, а другие уклоняются от уплаты налогов
законными и незаконными способами);
- повысить
уровень нейтральности налоговой системы
по отношению к экономическим решениям
производителей и потребителей (налоги
должны вносить минимум искажений в систему
относительных цен, процессы формирования
сбережений, распределение времени между
досугом и работой и т. д.).