Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

      - налоги, включаемые в себестоимость;

      - прочие.

      При  достижении  определенного уровня грамотности населения налоги будут  восприниматься  им  с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных  задач,  прежде всего - социальных. Естественно, если ставки  налогов  будут  отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. При этом существуют различные классификации налогов, основная из которых – разделение налогов на косвенные и прямые.

     Прямые  налоги - те, которые непосредственно  связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

     Преимущество  прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и платежеспособности. К числу  прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные  платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения 

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Прямые  налоги делятся на реальные и личные.

     Реальные  налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

     Личные  налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

     Подоходный  налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного  дохода юридических и физических лиц за вычетом документально  подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто  вспоминают фразу одного из отцов-основателей США Джефферсона: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков». [20, c. 75]

     В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют  термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

     Ставки  подоходного налога строятся, как  правило, по сложной прогрессии.

     Налог на прибыль является прямым налогом, поскольку его сумма, с одной  стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой – непосредственно  относится на уменьшение их доходов. При этом налоговый метод обложения  прибыли обеспечивает правовую защиту имущественных интересов предприятий  независимо от форм собственности [8, c.75].

     Налог на прибыль представляет собой важнейший  источник бюджетных поступлений. Кроме  того, налог на прибыль выступает  в качестве экономического инструмента  регулирования экономики. Сформированная соответствующим образом система  льгот, ставок и санкций позволяет  государству создавать благоприятные  условия для развития отдельных  отраслей экономики, регионов страны, малого бизнеса; стимулировать внедрение  научно-технического прогресса, увеличение экспорта, расширение сферы социальных услуг.

     Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  и международные организации, простые  товарищества, хозяйственные группы.

     Экологический налог – это разновидность  ресурсного налога. По своей сути –  это плата за природопользование. Предназначение такой платы заключается  в сборе средств для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.

     Плательщиками экологического налога являются юридические  лица, в том числе иностранные  юридические лица, их филиалы и  представительства, простые товарищества.

     Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

     Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (налог  на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными  бумагами и др. налоги.) [10, c.43].

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

     Преимущество  косвенных налогов состоит в  их небольших размерах по сравнению  с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной  или оптовой продажи.

     Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно  с доходом налогоплательщика  и взимаются вне зависимости  от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому  принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

     В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

     Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

     Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные.

     Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

     Автономная  пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

     Таможенные  пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

     Таможенная  пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

     Таможенная  пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года [7, с. 35-37].

     НДС представляет собой изъятие в  бюджет части прироста вновь созданной  стоимости, возникающей на всех стадиях  производства и реализации.

     Применение  НДС нашло широкое распространение  в налоговых системах практически  всех стран мира. Это объясняется  в первую очередь универсальностью данного налога, который охватывает не только внутренний и внешний товарооборот государства, но и произведенные  работы и услуги.

     Применение  НДС имеет ряд преимуществ. К  ним можно отнести то, что широкая  база обложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет и  одновременно предохраняет от влияния  колебаний в потреблении реализованных  товаров. Однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает  контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.

     Схема взимания налога на добавленную стоимость  была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Этот самый молодой из налогов - нетто-налог, благодаря своим универсальным чертам и преимуществам косвенного налогообложения нашел широкое применение в налоговых системах многих государств мира, а возможность его унификации позволила положить его в основу налоговой гармонизации государств, объединяющихся в региональные экономические союзы.

     Механизм  исчисления не является основополагающим в формировании подходов к экономической  сущности налога. Главным является определение объекта налогообложения, т. е. того, что понимается под добавленной  стоимостью. Наиболее точно отражающим сущность налога является налог на чистое потребление. Налогом облагается любая сделка купли-продажи на всех этапах производства и реализации товаров, причем ставка налога применяется как к стоимости (цене) покупок, так и к стоимости (цене) продаж. Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога определяется как разность между налогом на готовый продукт (налог на продажи) и налогом на закупаемые для хозяйственной деятельности ресурсы (налог на покупки). В результате одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается налогом дважды. На стадии розничных продаж сумма всех добавленных стоимостей между продажами и покупками будет равна потребительской цене товара минус налог. Все субъекты при этом выступают исключительно как сборщики налога, а реальным плательщиком является конечный потребитель. Данный тип обладает рядом преимуществ: позволяет эффективно воздействовать на экономические процессы в обществе, стимулировать производство и новые технологии, а при сочетании с зачетным способом исчисления, применяя принцип страны назначения, избежать кумулятивного эффекта и ценовых диспропорций и способствовать улучшению баланса страны [20, с.73].

     Акцизы  относятся к разряду специальных косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции, монопольно высокие цены на подакцизные товары позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения доходов бюджета.

     С точки зрения социальной справедливости, акцизы имеют определенные преимущества перед другими косвенными налогами, так как подакцизные товары потребляются в основном обеспеченными слоями населения. Это также позволяет, не нарушая общего ценового равновесия, гибко реагировать на спрос и  предложение подакцизных товаров, манипулировать ими путем установления ограничений на ввоз подакцизной  продукции и укрепления позиций  отечественных производителей. Введение достаточно высоких ставок акцизных сборов предоставляет также возможность  воздействовать на потребление различных  видов товаров, например алкоголь и  табачные изделия, влиять на структуру  потребления.

     В ходе эволюции налогообложения возникает  налоговая система. Она представляет собой законодательно закрепленную совокупность налогов, принципов их построения в способах взимания [10, c. 65].

     Налоговые системы являются национальными и их реформирование обусловливается особенностями развития экономики. Правительства при разработке налоговой системы ориентируются на общие черты и организационные принципы построения, налоговый: инструментарий и институциональное оформление.

     В налоговой системе выделяют следующие  понятия:

     - субъект налога — налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за уплату налогов;

     - объект, источник налога — доход (заработная плата, прибыль, дивиденд, процент), имущество» наследство, предметы потребления, земля;

     - единица обложения — денежная единица, единица земельной площади, единица товара;

     - ставка налога — определяется как величина налога на единицу обложения или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения) [4, c.87]. Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

     Предельная  налоговая ставка — это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога.

Информация о работе Налоговая система РБ