Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

      Последняя функция налогов - стимулирующая. С  помощью налогов, льгот и санкций  государство стимулирует технический  прогресс, увеличение числа рабочих  мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система  предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А  средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом  — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или  частично. Так, стимулирование технического прогресса с помощью налогов  проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. [15, с. 61]

      Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

     Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

     Налоги  выступают одной из экономических  предпосылок существования государства. По мере изменения его хозяйственных  потребностей и возникновения новых  направлений деятельности появлялись новые виды налогов. В настоящее  время налоги являются преобладающим  источником государственных доходов  и инструментом государственного регулирования. Государство, изменяя виды, ставки, механизм изъятия налогов, структуру  налогообложения, предоставляя льготы, скидки и пр., воздействует на микро- и макроэкономические процессы.

     А.Смит вывел фундаментальные и основополагающие принципы налогообложения:

  • подданные государства должны по возможности, т.е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
  • налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок, способ и сумма платежа должны быть ясны и определены для плательщика и всякого другого лица;
  • каждый налог должен взиматься во время или способом, наиболее удобным плательщику;
  • каждый налог должен быть так задуман и разработай, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства [11, с.70].

     Дж.С. Милль считал, что непреложным  правилом в деле налогообложения  должна быть равномерность жертв.

     Обосновывая принцип социальной справедливости в налогообложении, Дж.С. Милль выступил за введение необлагаемого минимума дохода, который достаточен для приобретения предметов первой необходимости.

     Классики  экономической теории обосновали принцип  платежеспособности, который предполагает, что взимание налогов должно зависеть от величины конкретного дохода и уровня благосостояния. Объектом обложения должен выступать доход, а не капитал. В современных условиях в развитых государствах применяется также принцип полученных благ [15, с.124]. Суть его состоит в том, что поскольку домохозяйства и предприятия приобретают услуги и товары, которые предоставляет им государство, то они для финансирования производства этих товаров и услуг должны за полученные выгоды платить налоги.

     Рассмотрим современные принципы налогооблажения.

     1. Стабильность налогового законодательства - неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом.

     2. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

     3. Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

     4. Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

     5. Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие: каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом; количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;  законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны проти-воречить друг другу; тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования; при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

     6. Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие  и равные права и ответственность в сфере налогообложения.

     7. Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

     8. Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

     9. К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику.

     10. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

     Таким образом, осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы. Если рассматривать фундаментальные принципы налогообложения, то набор конкретных налоговых форм (видов налогов) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель — равномерное разложение налоговой нагрузки между плательщиками и государством. Должно быть установлено максимально возможное равновесие между группами прямых и косвенных налогов, между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями, имея в виду, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги — стимулирующие. 

1.2 Виды налогов и  налоговая система

     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

      Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в 17 в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

      Классификация налогов на прямые и косвенные  исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

      К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий  и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических  и физических лиц, владение и пользование  которым служат основанием для обложения.

      Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций, целевых  сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными  бумагами, транспортный налог, налог  на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы  и др.

      Различают  несколько  способов  классификации  налогов  по  различным  признакам.

      По  методу  установления  и  взимания  налоги  подразделяются  на  прямые  и косвенные.

      Прямые  налоги  -  налоги  на  отдельные  объекты  имущества  (земля,  дома,  денежный  капитал,  имущество):

      Косвенные  налоги  взимаются  через  действующий  механизм  цен  и  вытекают  из  хозяйственных  актов,  финансовых  операций  и  оборотов.

      Особое  значение  имеет  дифференциация  налогов  по  источникам  налогообложения.

      Различают  три  источника  налогообложения:

      - издержки  производства  (себестоимость);

      - прибыль;

      - выручка.

      По  значимости  и  принадлежности  налоги  подразделяются  на:

      - общереспубликанские (отчисления  от выручки);

      - местные (подоходный налог, налог  на недвижимость).

        В Республике Беларусь выделяется  также смешанная классификация  (с учётом  четырёх предыдущих):

      - налоги и отчисления от выручки;

      - налоги на прибыль и доходы (налог на недвижимость);

      - налог в счёт остающейся прибыли  (например, налог на рекламу);

Информация о работе Налоговая система РБ