Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.
Налоговая
система — это динамическая структура.
Она периодически пересматривается
и реформируется. Это объясняется
тем, что правительства используют
налоги как инструмент регулирования
и разрабатывают целостный
Кроме того, правительства используют широкий арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых можно выделить следующие методы, связанные [8, c. 62]:
Величина ставок ведущих налогов подвергается пересмотру. В 2006 г. их уровень характеризовался следующими размерами: налог на прибыль предприятий — 24 %, на доходы — от 15 % до 60 %, подоходный налог с граждан — от 9 % до 30 %, НДС — 18 % и т.д. Фискальную функцию в основном выполняют такие косвенные налоги, как НДС и акцизы (согласно статистическим данным этого же года они составляли в бюджете 44,9 %).
Однако
в условиях высокой инфляции эффективность
косвенной формы обложения
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы [7, c.54]:
Проследим динамику налоговых доходов начиная с 2006 по 2008 год включительно, Так, в январе-декабре 2008 года в бюджет поступило 5 731,9 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 56,1%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,3%. Расходы бюджета составили 5 953,4 млрд. рублей, дефицит – 221,5 млрд. рублей (1,3 % к ВВП). Если рассматривать динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов бюджета за период 2007 –2008 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и расходов в декабре 2008 года гораздо ниже, чем в декабре 2007 года, - на 129,6 и 161,0 процентных пункта соответственно. При этом лезвия бюджетных “ножниц” к концу 2006 года разомкнулись шире на 23,7 п.п., чем в ноябре 2008 года. В целом темпы роста ежемесячных номинальных доходов и расходов в 2008 г. значительно ниже, чем в 2007 г., что объясняется как более низкой инфляцией, так и более жесткой бюджетной политикой.
Следует отметить, что напряженное исполнение бюджета в 2008 году в определенной степени связано с инфляционными ожиданиями. В течение последних лет постоянно имело место превышение фактических уровней инфляции над прогнозными значениями. А так как бюджет на следующий финансовый год формируется в номинальном выражении, его фактическое исполнение автоматически включало сверхплановые инфляционные доходы, что способствовало перевыполнению плана по доходам и зачастую требовало уточнения бюджета в течение года. В 2008 г. при запланированной Минэкономики инфляции 135-151 процент (декабрь к декабрю) индекс потребительских цен составил 146,1 процента, то есть в соответствии с планом.
В
соответствии с Прогнозом социально-
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) за 2008 год по сравнению с 2007 годом почти не изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП снизился с 34,8 до 33,9% при увеличении удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.
В
соответствии с действующим Законом
«О налогах и сборах, взимаемых
в бюджет Республики Беларусь» к
общегосударственным налогам
Как
правило, по каждому налогу предусматриваются
специальные налоговые льготы, имеющие
строго целенаправленный характер. Все
льготы должны применяться только в
соответствии с действующим
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство
не только вводит налоговые льготы,
поощряя налогоплательщиков, но и
применяет санкции к тем, кто
нарушил налоговое
В
современных условиях финансовой нестабильности
и высоких темпов инфляции существует
проблема достижения оптимального распределения
налоговых доходов между
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице 2.1 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица 2.1. - Структура доходов Госбюджета, %
Статья |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 | 2008 |
Доходы,
всего
В том числе НДС Налог на прибыль и доходы Акцизы Государственные налоги С населения Налог на топливо Налог на недвижимость Чрезв.-й налог Платежи за пользование прир.-ми рес.-ми Плата за землю Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы Доходы от ВЭД |
100,0 --- 23,4 --- 6,0 --- --- --- --- --- 2,5 0,1 |
100,0 --- 24,7 --- 9,2 --- --- --- --- 0,0 19,1 0,7 |
100,0 37,1 25,8 8,9 7,4 2,4 0,6 --- 0,1 0,5 13,5 1,6 |
100,0 27,6 29,7 12,1 7,1 2,6 0,9 --- 0,3 0,4 11,9 6,9 |
100,0 27,4 30,7 10,6 7,3 2,2 1,3 4,9 0,1 0,3 3,9 9,2 |
100,0 28,0 23,5 7,9 9,3 1,7 2,5 7,8 0,5 0,9 9,3 5,7 |
100,0 28,2 14,6 12,5 10,4 0,5 1,9 7,5 0,9 1,8 9,7 6,7 |
100,0 29,7 14,7 12,9 10,1 --- 2,8 5,0 0,7 1,6 8,1 8,2 |
100,0 25,8 12,3 11,1 10,1 ….. 3,8 ….. ….. ….. …... 6,3 |