Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

     Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

     Налоговая система — это динамическая структура. Она периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется  тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования  и разрабатывают целостный налоговый  механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования  налогов, организацию регулирования  экономическими процессами на микро- и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.

     Кроме того, правительства используют широкий  арсенал методов налогового регулирования  экономики на микро- и макроуровне, среди которых можно выделить следующие методы, связанные [8, c. 62]:

  • с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в течение определенного периода времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
  • с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства» НИОКР и пр.;
  • с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения). Доходы местных бюджетов областей и г. Минска образуют такие поступления, как налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налог на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлина, подоходный налог с граждан, НДС, акцизы, плата за землю, налог за пользование природными ресурсами, лесной доход.

     Величина  ставок ведущих налогов подвергается пересмотру. В 2006 г. их уровень характеризовался следующими размерами: налог на прибыль предприятий — 24 %, на доходы — от 15 % до 60 %, подоходный налог с граждан — от 9 % до 30 %, НДС — 18 % и т.д. Фискальную функцию в основном выполняют такие косвенные налоги, как НДС и акцизы (согласно статистическим данным этого же года они составляли в бюджете 44,9 %).

     Однако  в условиях высокой инфляции эффективность  косвенной формы обложения резко  снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов  обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги стимулируют  процесс переложения налогов  с производителей товаров на конечных потребителей, способствуют повышению  цен, усугубляют инфляционные процессы. Такая ситуация предопределяет необходимость  реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного  налогообложения, снижение ставок налогов  по ведущим видам налогов и  прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов  деятельности, продукции и пр.

 

2 Налоговая  система РБ

2.1 Налоговая система  Беларуси на современном  этапе

     Налоговая система Беларуси формировалась  на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой  практикой других стран принципов  налогообложения. В силу сложных  условий переходного периода  не все они легли в основу нашей  налоговой системы, другие дополнены  и уточнены положениями, вытекающими  из практической необходимости.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы [7, c.54]:

    • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
    • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
    • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
    • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
    • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
    • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
    • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

    Проследим динамику налоговых доходов начиная с 2006 по 2008 год включительно, Так, в январе-декабре 2008 года в бюджет поступило 5 731,9 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 56,1%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,3%. Расходы бюджета составили 5 953,4 млрд. рублей, дефицит – 221,5 млрд. рублей (1,3 % к ВВП). Если рассматривать динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов бюджета за период 2007 –2008 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и расходов в декабре 2008 года гораздо ниже, чем в декабре 2007 года, - на 129,6 и 161,0 процентных пункта соответственно. При этом лезвия бюджетных “ножниц” к концу 2006 года разомкнулись шире на 23,7 п.п., чем в ноябре 2008 года. В целом темпы роста ежемесячных номинальных доходов и расходов в 2008 г. значительно ниже, чем в 2007 г., что объясняется как более низкой инфляцией, так и более жесткой бюджетной политикой.

    Следует отметить, что напряженное исполнение бюджета в 2008 году в определенной степени связано с инфляционными ожиданиями. В течение последних лет постоянно имело место превышение фактических уровней инфляции над прогнозными значениями. А так как бюджет на следующий финансовый год формируется в номинальном выражении, его фактическое исполнение автоматически включало сверхплановые инфляционные доходы, что способствовало перевыполнению плана по доходам и зачастую требовало уточнения бюджета в течение года. В 2008 г. при запланированной Минэкономики инфляции 135-151 процент (декабрь к декабрю) индекс потребительских цен составил 146,1 процента, то есть в соответствии с планом.

    В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, на основе которого разрабатывался республиканский бюджет на 2009 год, индекс роста потребительских цен (инфляция) должен был составить 2,5-3,5 процента в среднем за месяц. Фактическое значение ИПЦ в среднем за месяц за 2008 год сложилось в размере 3,2 процента. Таким образом, фактический индекс потребительский цен оказался на уровне прогнозного значения, и сверхплановых инфляционных доходов бюджет не получил.

    Данные  анализа налоговых поступлений  свидетельствуют о том, что общая  совокупная налоговая нагрузка по отношению  к ВВП (с учетом недоимки) за 2008 год по сравнению с 2007 годом почти не изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП снизился с 34,8 до 33,9% при увеличении удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%.

    В механизме построения налоговой  системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности  производства, повышению благосостояния населения.

     Налоговая система Беларуси, соответствующая  условиям рыночной экономики, находится  в стадии формирования. Это воплощается  в подборе ведущих форм и видов  налогов, определении ставок, отработке  структуры общереспубликанских  и местных налогов, определении  функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов  налогового регулирования и пр.

     В соответствии с действующим Законом  «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь» к  общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и  доходы, платежи за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог  на недвижимость, таможенные пошлины  и сборы, плата за землю, государственная  пошлина и сборы, чрезвычайный налог [20, с. 99].

     Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие  строго целенаправленный характер. Все  льготы должны применяться только в  соответствии с действующим законодательством  и, как правило, не должны носить индивидуальный характер [10, c. 197]. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

     Налоговые льготы по республиканским налогам  устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых  в местные бюджеты.

     Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и  применяет санкции к тем, кто  нарушил налоговое законодательство.

     В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения  налоговых доходов между бюджетами  разного уровня и закрепления  за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.

     Доходная  часть бюджета РБ, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

     Вообще, к доходам республиканского бюджета  РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме  того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

     В таблице 2.1 приведена структура доходов Государственного бюджета.

Таблица 2.1. - Структура доходов Госбюджета, %

Статья                          доходов 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007 2008
Доходы, всего

В том числе

НДС

Налог на прибыль  и доходы

Акцизы

Государственные налоги

С населения

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Чрезв.-й  налог

Платежи за пользование

прир.-ми рес.-ми

Плата за землю

Госпошлина, сборы  и разные неналоговые доходы

Доходы от ВЭД

100,0 

   --- 

23,4

  --- 
 

6,0

  --- 

  ---

  --- 
 

  ---

  --- 
 
 

2,5

0,1

100,0 

  --- 

24,7

  --- 
 

9,2

  --- 

  ---

  --- 
 

  ---

0,0 
 
 

19,1

0,7

100,0 

37,1 

25,8

8,9 
 

7,4

2,4 

0,6

  --- 
 

0,1

0,5 
 
 

13,5

1,6

100,0 

27,6 

29,7

12,1 
 

7,1

2,6 

0,9

  --- 
 

0,3

0,4 
 
 

11,9

6,9

100,0 

27,4 

30,7

10,6 
 

7,3

2,2 

1,3

4,9 
 

0,1

0,3 
 
 

3,9

9,2

100,0 

28,0 

23,5

7,9 
 

9,3

1,7 

2,5

7,8 
 

0,5

0,9 
 
 

9,3

5,7

100,0 

28,2 

14,6

12,5 
 

10,4

0,5 

1,9

7,5 
 

0,9

1,8 
 
 

9,7

6,7

100,0 

29,7 

14,7

12,9 
 

10,1

  --- 

2,8

5,0 
 

0,7

1,6 
 
 

8,1

8,2

100,0 

25,8 

12,3

11,1 
 

10,1

….. 

3,8

….. 
 

…..

….. 
 
 

…...

6,3

Информация о работе Налоговая система РБ