Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [17, c. 61, таблица 8].

     Наличие разных форм собственности, их экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на недвижимость – неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории РБ. На долю налога на недвижимость приходится около 2,3-3,4% доходов бюджета.

     Основное  место в системе налогообложения  физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике  создает предпосылки для роста  личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

     В системе налогов республики с  момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные  налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной  поддержке отдельных отраслей и  финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

     Крупнейшим  из категории косвенных - является налог  на добавленную стоимость (НДС). Доля НДС в доходах бюджета в течение 2005-2008гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼ всех доходов бюджета.

     По  данным таблицы 2.4 прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 2008 году до 20,6% в 2007 году.

     Одновременно  с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 2008 обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 2007 году до 7,6% в 2004 году.

Таблица 2.4 - Структура косвенных налогов в Республике Беларусь

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета
1. Акцизы (налог с производителя) 11,1 9,5 8,0 7,6
2. Налоги  с розничного товарооборота 0,9 0,9 1,6 2,2
3. Налоги  с продаж 0,7 0,7 0,8 1,3
4. Налоги  на отдельные виды услуг 0,1 0,1 0,1 0,6
5. Отчисления  в республиканский фонд поддержки  производителей с/х продукции и продовольствия 4,5 4,6 5,7 -
6. Отчисления  в фонд стабилизации экономики  производителей с/х продукции и продовольствия - 4,2 3,8 -
7. Целевые  сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и  ремонтом жилищного фонда 1,8 3,8 3,4 -
8. Целевые  сборы на содержание детских  дошкольных учреждений - - 2,2 -
9. Отчисления  в дорожный фонд 5,8 6,7 5,6 2,6
10. Отчисления  в местный целевой бюджетный  жилищно-инвестиционный фонд - - 2,2 -
11. Отчисления  в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы - - - 8,3
12. Отчисления  в местные целевые бюджетные  ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да - - - 9,7
13. Налог  на добавленную стоимость  25,8 25,1 26,2 25,3
14. Прочие 0,1 0,1 0,7 0,3
ВСЕГО: 49,9 54,8 58,7 55,7

     Примечание. Источник: [18, c. 29, таблица 3].

     Доходы  местных бюджетов областей и г. Минска образуют такие поступления, как  налог на прибыль предприятий  и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налог на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлина, подоходный налог с граждан, НДС, акцизы, плата за землю, налог за пользование природными ресурсами, лесной доход.

     Налогообложение в Республике Беларусь выполняет  главным образом фискальную функцию  и направлено на расширение бюджетных  поступлений. В связи с этим налоговая  система строится на основе высоких  налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств  различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.

     Величина  ставок ведущих налогов подвергается пересмотру. В 2008 г. их уровень характеризовался следующими размерами: налог на прибыль предприятий — 24 %, на доходы — от 15 % до 60 %, подоходный налог с граждан — от 9 % до 30 %, НДС — 18 % и т.д. Фискальную функцию в основном выполняют такие косвенные налоги, как НДС и акцизы (согласно статистическим данным этого же года они составляли в бюджете 44,9 %).

     Однако  в условиях высокой инфляции эффективность  косвенной формы обложения резко  снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов  обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги стимулируют  процесс переложения налогов  с производителей товаров на конечных потребителей, способствуют повышению  цен, усугубляют инфляционные процессы. Такая ситуация предопределяет необходимость  реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного  налогообложения, снижение ставок налогов  по ведущим видам налогов и  прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов  деятельности, продукции и пр.

     Платежи и налоги, включаемые в себестоимость  и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые  авторы выделяют в группу смешанных налогов (таблица 2.5)

Таблица 2.5 - Структура смешанных налогов в РБ

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета
Социальные  платежи 5,5 5,3 3,1 3,3
Чрезвычайный  налог 2,6 2,3 2,3 -
Отчисления  в государственный фонд содействия занятости 1,0 0,8 0,8 -
Единый  платеж от ФЗП в размере 5% - - - 3,3
Отчисления  в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений 1,9 2,2 - -
Прочие  налоги и сборы 2,5 1,9 1,6 1,9
Земельный налог  1,1 0,7 0,6 0,8
Налог на добываемые из природной среды  ресурсы 0,2 0,1 0,1 0,1
Отчисления  в фонд охраны природы 0,7 0,4 0,4 0,5
Отчисления  в другие целевые бюджетные фонды 0,0 0,0 0,0 0,0
Экологический налог за переработку нефти 0,3 0,3 0,2 0,3
Налоги  за пользование лесными фондами 0,2 0,4 0,3 0,2
ВСЕГО: 8,0 7,2 4,7 5,2

     Примечание. Источник: [21, c. 122, таблица 3.5].

     Платежи за природные ресурсы: земельный  налог, лесной налог, экологический  налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более  эффективное использование соответствующих  видов ресурсов. Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений). В таблице 2.6 представлено соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ без учета целевых бюджетных фондов

Таблица 2.6 - Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ ,%

    Доходы  бюджета 2005 2006 2007 2008
    Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0
    Из  них:

    Налоговые

    Неналоговые

     
    91,1

    8,9

     
    92,5

    7,5

     
    92,2

    7,8

     
    93,3

    6,7

     Примечание. Источник: [19, c. 101, таблица 2.16].

     Таким образом, формирование доходной части  государственного бюджета в основном по-прежнему ориентировано на налоговые  доходы. Причем при переходе к рынку  доля налогов в общем объеме бюджетов увеличивается. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых  в бюджет налогов.

     Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к валовому внутреннему продукту. Выделяя задолженность плательщиков перед бюджетом, можно отследить уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки (таблица 2.7).

Таблица 2.7 - Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику РБ

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Темпы роста ВВП 102,8 111,4 107,4 103,4 105,8 104,0
Реальная  налоговая на грузка  (с учетом ФСЗН) 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5
Недоимка  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 7,7 1,2 0,5 0,3 0,5 0,9
Номинальная налоговая на грузка  (с учетом ФСЗН) 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,4

     Примечание. Источник: [6, c. 50, таблица 6].

     Таблица 2.7 показывает, что, несмотря на снижение общей налоговой нагрузки на экономику с 65% в 2002 г. до 42,4% в 2004 г., она остается довольно значительной. Например, в России этот показатель составляет 37%, в США – 30%.

     За  2008г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2009г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50 млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику. В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 2006 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2008 году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2007г. Динамика еще одного значительного источника – акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС – 97,2% по сравнению с 2007г.

     Наиболее  сложная ситуация с выполнением  плана по налогу на прибыль – 79,7% от установленного задания. Это явилось  результатом ухудшения финансового  состояния многих отечественных  предприятий. Так, в 2008 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 2007 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли – на 28,7%.

     По  остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки  и налоги на заработную плату, в 2004 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам – 99,5%.

 

2.2 Проблемы налогообложения

     Одной из важных проблем в современной  ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые  определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и  в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком  методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к  стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько  величина налогооблагаемой базы, которая  в этом случае будет иметь тенденцию  к росту.

     Действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

     Главные недостатки белорусской налоговой  системы можно свести к следующим  позициям:

  • налоговая система Беларуси перегружена большим количество налогов и платежей;
  • многократное обложение разными налогами одной  и той же базы, в     частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики; законодательно закреплено неправильное формирование издержек производства, в которые включено более десяти видов налогов платежей, составляющих почти 10% их объема;
  • использование системы целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  • налоговая система имеет многочисленные несистематизированные и малоэффективные налоговые льготы;
  • существует доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;
  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти; роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Информация о работе Налоговая система РБ