Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [9, c.78, таблица 4].

     Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  на протяжении длительного времени  продолжает снижаться удельный вес  прямых налогов (налог на прибыль  и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 2005 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 2004 году до 10,1 в 2008 году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

     Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные  потребности. Назначение доходов также  – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие  формы финансовых взаимоотношений  с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые  бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.

     Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

     Таким образом, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

     На  начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое  бремя. Однако долгосрочной эта стратегия  быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного  климата.

     При разработке подходов в области совершенствования  налоговой политики и решении  задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно  и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 2003 году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 2004 отменены некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а также сокращены некоторые виды акцизов. В 2008 году ставка чрезвычайного налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования налоговой политики сохранились и в 2009 году. Так, ставка налога на прибыль была снижена до 25 %  вместо действовавшей ставки 30 %. Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно.

     Из  перечня республиканских налогов, сборов (пошлин), установленного ст. 8 НК, исключены регистрационные и  лицензионные сборы. Законодательством  регистрационные и лицензионные сборы заменены государственной  пошлиной, объекты обложения которой  перечислены в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине».

     Некоторые изменения и уточнения коснулись  обязанностей налоговых органов  и их должностных лиц, они установлены  ст. 82 НК. В нее внесено уточнение, согласно которому налоговые органы и должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства.

     Поскольку такие разъяснения носят рекомендательный, а не обязательный характер, то плательщик имеет право игнорировать эти  советы (особенно в том случае, когда  он с ними не согласен).

     Вообще, формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования. Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением  доли субъектов хозяйствования в  формировании доходной части бюджета  происходило снижение налоговой  нагрузки для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост налоговой нагрузки.

     Однако, данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой нагрузки в 2008 году сопровождалось снижением удельного веса недоимки. Так, удельный вес недоимки по доходам к доходам бюджета (без учета государственных целевых бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.05 г. до 0,6% на 1.01.2008 г., а удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы целевых бюджетных фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до 0,9% (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве

     
Показатели Ед. изм. 2007 г. 2008 г.
1. Валовой внутренний продукт Млрд. руб. 675159 2890300
2. Доходы государственного бюджета (с гос. Целевыми бюджетными фондами) Млрд. руб. 239547,3 1055010,1
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 3129,9 9185,6
4.Уд. вес недоимки по доходам к доходам государственного бюджета (без цел. бюд. Фондов) % 1,0 0,6
5. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. Бюджета (с цел. бюд. фондами) % 1,3 0,9
6. Общая совокупная налоговая нагрузка % 35,9 36,8
в том числе:      
уд. вес доходов гос. Бюджета в ВВП % 35,5 36,5
уд. вес недоимки в ВВП % 0,4 0,3

     Примечание. Источник: [16, c.101, таблица 2.3].

     Факторный анализ доходов бюджета за 2008 г. по восьми основным налогам свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия), в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения налоговой базы, из-за чего рост доходов составил 3,7%. В абсолютном выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов консолидированного бюджета на 26 837,6 млрд. руб., второй - к их увеличению на 32 675,6 млрд. руб. Суммарное воздействие названных факторов окончательно выразилось в увеличении доходной части бюджета на 5 838,0 млрд. руб. Таким образом, на сверхплановый прирост суммы налоговых поступлений за 2008 г. повлияло расширение размеров налоговой базы, и негативная ситуация прироста суммы налоговых поступлений за счет роста средней фактической ставки налогов, сложившаяся за январь-август 2008 г., была преодолена. Данную тенденцию – расширение налоговой базы - следует признать более прогрессивной, чем рост средней нормы налогов. Дело в том, что рост ставок налогов при прочих равных условиях может усилить тенденцию к не вполне эффективному и рациональному размещению ресурсов в экономике страны.

     Как показывает анализ, оптимальным количественным показателем налогообложения является уровень налоговой нагрузки в  пределах 30 % к ВВП. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления доходов в бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и мероприятий, с другой стороны – реализовать  на практике стимулирующую функцию  налогообложения для дальнейшего  роста производства, инвестиций и  экспортного потенциала белорусских  товаропроизводителей.

     Реальное  же снижение налогового давления на экономику  может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых  налогов или снижения их ставок (при  условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и  составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят  от состояния текущей экономической  конъюнктуры (при высокой конъюнктуре  и инфляции более полезно для  экономики увеличивать налоговую  нагрузку).

  На  рисунке 2.1 изображена динамике прямых и косвенных налогов в доходах государства

                        2005          2006         2007          2008

     Рисунок 2.1 - Динамика прямых и косвенных налогов в доходах республиканского бюджета, %

     Примечание. Источник: собственная разработка.

     Из  рисунка 2.1, что удельный вес прямых налогов в доходах государства с течением времени несколько изменялся, что обусловлено, во-первых, реформированием в налогообложении доходов как физических, так и юридических лиц, и, во-вторых, экономическими потрясениями, которые, воздействуя на благосостояние налогоплательщиков, эхом отражались на доходах государства. Косвенные же налоги стабильно держат и без того слишком высокую планку. Принимаемые меры по снижению налоговой нагрузки, включаемой в цену продукции, как-то снижение ставки чрезвычайного налога, не способствовали снижению уровня косвенного налогообложения. Не так то просто перестроиться на новую систему налогообложения, когда почти половина доходов государства образуется именно за счет внутренних налогов на товары и услуги, а других перспективных источников доходов на горизонте не предвидится.

     Таким образом, доходная часть бюджета  Беларуси весьма схожа с бюджетами  развитых стран. В ней можно найти  признаки рыночной экономики, когда  решающая часть доходов формируется  за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов  высокие ставки, которые не стимулируют  в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

     В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления  от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую – от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает  в доходах бюджета республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных  групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных  ресурсов и др.

     Необходимо  отметить, что за счет подоходных налогов  формируется около ¼ доходов бюджета (таблица 2.3)

Таблица 2.3 - Структура прямых налогов в РБ

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета
1. Имущественные налоги 2,6 0,9 2,3 3,4
1.1. Налог  на недвижимость 2,6 0,9 2,3 3,4
2. Подоходные налоги 25,2 24,8 25,6 23,8
2.1. Подоходный  налог 10,5 8,5 8,7 9,1
2.2. Налог  на прибыль 12,3 13,4 12,6 11,4
2.3. Налог  на доходы  0,3 0,4 1,4 1,6
2.4. Рентный  сбор  - - 0,5 -
2.5. Сбор  на содержание и развитие инфрастуктуры 0,6 0,6 1,0 0,8
2.6. Транспортный  сбор 1,2 1,5 1,3 0,8
2.7. Другие  целевые сборы  0,1 0,1 0,0 0,0
2.8. Сборы  с пользователя 0,2 0,2 0,1 0,1
2.9. Единый  налог с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц - - - 0,8
ВСЕГО: 27,8 2,6 27,9 28,0

Информация о работе Налоговая система РБ