Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы налогов и налогообложения;
2. Изучить состояние налоговой системы Республики Беларусь;
3. Разработать предложения по её совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Понятие и принципы налогообложения 5
1.2 Виды налогов и налоговая система 9
2 Налоговая система РБ 19
2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19
2.2 Проблемы налогообложения 36
2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

     Реферат

     Курсовая  работа: 45с., 7 табл., 1 рис., 28 источников.

     НАЛОГИ, ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

     Объектом  исследования является налоговая система Республики Беларусь.

     Предметом исследования выступает налоговая политика Республики Беларусь.

     Целью курсовой работы - изучение теоретических основ налогов и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.

    В процессе работы проведены следующие  исследования и разработки:

     - изучение теоретических основ налогов и налогообложения;

     - изучение состояния налоговой системы Республики Беларусь;

     - разработка предложений по её совершенствованию.

    Результатами  исследования являются анализ теоретических основ налоговой политики, а также налоговой системы и ее особенностей в Беларуси. 

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

________________

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1 Теоретические основы налогообложения 5

1.1 Понятие и принципы налогообложения 5

1.2 Виды налогов и налоговая система 9

2 Налоговая система РБ 19

2.1 Налоговая система Беларуси на современном этапе 19

2.2 Проблемы налогообложения 36

2.3 Совершенствование налоговой системы РБ 38

Заключение 42

Список использованных источников 44 
 

 

Введение

     Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены  за счет ценных источников, например доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому  для формирования государственных  ресурсов правительство изымает  часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     Налоги  являются необходимым инструментом построения экономических отношений  в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

       С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкой прежнего механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Решающую роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования играют налоги.

       Объектом курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь, которая формируется из платежей граждан и субъектов хозяйствования.

     Предметом исследования выступает налоговая политика Республики Беларусь.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогов  и налогообложения, сущности прямых и косвенных налогов, состояния налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по её совершенствованию.

     Задачи  работы:

     1. Изучить теоретические основы  налогов и налогообложения;

     2. Изучить состояние налоговой  системы Республики Беларусь;

     3. Разработать предложения по её  совершенствованию.

     Основу  исследования составляют положения  экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве  и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых  отношений. Анализ сущности налога как  экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных  фаз, особенно распределения и перераспределения  денежной формы стоимости. Также  в работе используются статистический метод, метод сравнения, метод анализа  и синтеза и др.

     При написании данной курсовой работы автор  использовал следующие источники: учебник «Налоги и налогообложение» под общей редакцией Н. Е. Заяц и Т. Е. Бондарь, аналитический доклад «О состоянии и перспективах науки  в Республике Беларусь по итогам 2006 года», учебник «Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования.». Основными источниками  явились «Белорусский экономический  журнал» № 2 2008 г., «Вестник БГЭУ» № 2 2008 г., «Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы» № 2(15) 2008 г., «Финансы. Учёт. Аудит» № 1 2008 г.

    Структура и объём курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, включающего 28  наименований.  Объём основного текста составляет 50 страниц.  

 

1 Теоретические основы налогообложения

1.1 Понятие и принципы  налогообложения

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует  средств. Кроме налогов у государства  нет иных методов мобилизации  средств. Для покрытия расходов оно  может использовать государственные  займы, но их необходимо возвращать и  уплачивать проценты, что также требует  дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство  прибегает к выпуску денег  в обращение. Однако это чревато  тяжелыми экономическими последствиями  для страны — инфляцией. Таким  образом, на долю налогов, являющихся важнейшим  средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

     Налоги  носят объективный характер, поскольку  связаны непосредственно с объективной  деятельностью и функционированием  государства и отображают реально  существующие финансовые отношения. Подобно  государственному кредиту, расходам государства  и т.п., они являются одним из элементов  системы экономических отношений  и находятся во взаимосвязи и  взаимозависимости с другими  категориями, обладают свойствами, присущими  этим категориям, и дают ключ к пониманию  финансовой системы в целом. В  то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их.

     Такой особенностью налогов является то, что они, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть получает государство посредством принудительного перераспределения прибавочного продукта в свою пользу [14, с. 43]. Налоги в этих условиях являются для государства главным методом мобилизации части прибавочного продукта.

     Налоги  – это обязательные платежи юридических  и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части  общественного продукта.

     Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного  денежного фонда называют налоговыми отношениями.

     Свое  назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством  изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов  бюджета, вторая выражается через экономические  рычаги, воздействуя на усиление мотивации  к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое  перевооружение производства.

     Сущность  любой экономической категории  раскрывается посредством её функций. Функция налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

      Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. Фискальная;
  2. Регулирующая;
  3. Социальная;
  4. Стимулирующая .

      Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию - изъятие  части доходов предприятий и  граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

      Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный  бюджет можно сформировать и без  них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Так, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      Социальная  функция налогов. Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Так, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Налоговая система РБ