Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ налоговой политики государства, её принципов, целей и методов. Для раскрытия этой цели требуется решить следующие задачи:
-определить сущность и цели налоговой политики;
-проанализировать принципы налоговой политики;
-рассмотреть методы налоговой политики государства;
-проанализировать классификацию и характеристику налогов;
-выявить основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие налоговой политики государства
1. Сущность и цели налоговой политики………………………………………………….5
1.2 Принципы налоговой политики…………………………………………………………..7
1.3 Методы налоговой политики государства……………………………...........................8
2 Налоговая политика РФ
2.1 Общая характеристика налоговой политики и налоговой системы РФ………………10
2.2 Анализ налоговой политики РФ в сравнении с мировым опытом………………......16
3 Основные направления и механизм реализации налоговой политики в РФ
3.1 Налоговый контроль как ключевой элемент налоговый политики государства……………………………………………………………………………………...27
3.2 Проблемы повышения эффективности налогового контроля России………………..31
3.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы…………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 86.87 Кб (Скачать)

  Мероприятия по налоговому контролю должны быть построены и проводиться в соответствии с принципом экономии налогообложения, а это означает, что затраты на проведение контрольных мероприятий не должны превышать доходы от этой деятельности.

  Такой подход к организации налоговых  проверок позволит не только максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех сфер финансово-хозяйственной деятельности, в которых вряд ли допущены нарушения, но и рационально спланировать план действия проверяющих.

    Необходимо  также повысить защищенность налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов и прекратить практику избирательного применения налоговых норм. Но самое главное, не следует забывать, что помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций налоги должны выполнять еще и важную социальную роль. Они связывают общество и государство. По сути, каждый из нас зависит от налоговой политики, которая проводится в стране.

    Российская  налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством. С учетом зарубежного опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно-консультативная структура. Работа с налогоплательщиками станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между, налоговыми органами и налогоплательщиком. Поэтому при выработке новых концепций налоговой политики следует предусмотреть дальнейшее развитие налоговых консультаций и общественных связей.

  Другой  важной проблемой повышения эффективности налогового контроля является отсутствие культуры уплаты налогов. При наличии такой культуры хозяйствующие субъекты и население должны были бы рассматривать уплату налогов как строгую обязанность, отступление от которой вызывало бы серьезные негативные последствия. Одной из основных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирование общественного мнения на изменение менталитета налогоплательщика. Честный налогоплательщик — порядочный гражданин, а уклоняющийся от уплаты налогов — нарушитель, который не может пользоваться хорошей репутацией.

  Следует отметить, что недостаточный уровень  правовой грамотности, несоблюдение законодательства наносят ощутимый ущерб самому населению, в том числе и материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России.

  Поэтому в целях полного и своевременного информирования населения по вопросам налогообложения, оказания консультативной помощи налогоплательщикам представляется необходимым:

-внедрить в практику систему информационно-разъяснительной работы для налогоплательщиков;

-обеспечить постоянное участие сотрудников правоохранительных органов и контролирующих органов в семинарах, проводимых различными учебными центрами по разъяснению государственной политики и валютного законодательства;

-проводить консультативные совещания, конференции с представителями союзов производителей, объединениями предпринимателей по вопросам налогообложения;

-осуществлять оперативную публикацию актуальных и злободневных материалов по проблемам налогообложения;

-публиковать в печатных изданиях разъяснения законодательных актов по налогообложению.

3.3 Основные направления  налоговой политики  РФ на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов 

    В трехлетней перспективе 2011–2013 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. При  этом в отличие от предыдущих лет  налоговая политика ближайших лет  впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой  политики составлены с учетом преемственности  ранее поставленных базовых целей  и задач.

    Налоговая политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка  инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной  перспективе.

    С учетом отмены с 1 января 2010 года единого  социального налога и введения страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что  указанные взносы в настоящее  время составляют существенную часть  фискальной нагрузки на фонд оплаты труда  в экономике, основные направления  налоговой политики содержат предложения  в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

    Предлагаемые  меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.

    Величина  налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР

    Вместе  с тем, поскольку доходы бюджетной  системы Российской Федерации в  значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая  нагрузка на экономику включает в  себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых  цен на энергоносители и вкладом  прочих факторов (в том числе, государственной  политики, настроения инвесторов и  населения и т.д.).

    Таким образом, если уровень налоговой  нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП.

Иными словами, уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета  ее конъюнктурной составляющей значительно  ниже, чем в странах ОЭСР, и  соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному  по результатам международных сопоставлений  и факторного анализа.

    В долгосрочной перспективе достигнутый  уровень нагрузки в Российской Федерации  может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.

    Во-первых, необходимо учитывать, что объем  расходных обязательств бюджетной  системы Российской Федерации в  социальной сфере (в частности, в  сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким  уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны  и безопасности, находится на более  высоком уровне по сравнению с  другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения.

    Во-вторых, необходимо принять во внимание перспективу  старения населения, приводящего к  несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

    Указанные причины, свидетельствующие в пользу более высокого по сравнению со сложившимся  в настоящее время уровнем  налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и  не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Более того, высокий  уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения  является существенным фактором повышения  конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.

    Анализ  структурной и конъюнктурной  составляющей налоговой нагрузки в  странах ОЭСР и Российской Федерации  показал, что в Российской Федерации  наиболее чувствительным по отношению  к колебаниям конъюнктуры мировых  рынков сырья и энергоносителей  из несырьевых налогов является налог на прибыль организаций (налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть являются способом изъятия природной ренты), а наименее чувствительным – НДС. Таким образом, в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налогом на прибыль организаций), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть. Соответственно, принимая во внимание высокую волатильность нефтяных цен, изменение ставки налога на прибыль организаций затрагивает структурную составляющую поступлений в отличие от НДС в меньшей степени.

    Межотраслевые сопоставления налоговой нагрузки в российской экономике позволяют  сформулировать основные выводы:

- после проведенной налоговой реформы в 2002-2004 гг. уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2007-2008 годах рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики;

- налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики Российской Федерации) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе, доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

    Вместе  с тем, поскольку необходимым  условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров  и услуг, новый этап налоговой  реформы должен быть нацелен на поддержку  инноваций во всех секторах экономики.

    Внесение  изменений в законодательство о  налогах и сборах планируется  по следующим направлениям:

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности:

-Корректировка  тарифов страховых взносов на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование;

-Амортизационная  политика;

-Уточнение  порядка учета расходов на  научные исследования и (или)  опытно-конструкторские разработки;

- Сокращение  перечня документов, необходимых  для подтверждения правомерности  применения нулевой ставки НДС  при экспортных операциях;

- Создание  благоприятных условий налогового  администрирования;

-Освобождение  от налогообложения налогом на  имущество организаций энергоэффективного  оборудования сроком на 3 года  с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого  для создания научно-технической  продукции;

- Передача  полномочий по принятию решения  о предоставлении инвестиционного  налогового кредита по налогу  на прибыль организаций и налогу  на имущество организаций субъектам  Российской Федерации;

- Совершенствование  налогообложения организаций, осуществляющих  деятельность в социально-значимых  областях;

Информация о работе Налоговая политика государства