Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ налоговой политики государства, её принципов, целей и методов. Для раскрытия этой цели требуется решить следующие задачи:
-определить сущность и цели налоговой политики;
-проанализировать принципы налоговой политики;
-рассмотреть методы налоговой политики государства;
-проанализировать классификацию и характеристику налогов;
-выявить основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие налоговой политики государства
1. Сущность и цели налоговой политики………………………………………………….5
1.2 Принципы налоговой политики…………………………………………………………..7
1.3 Методы налоговой политики государства……………………………...........................8
2 Налоговая политика РФ
2.1 Общая характеристика налоговой политики и налоговой системы РФ………………10
2.2 Анализ налоговой политики РФ в сравнении с мировым опытом………………......16
3 Основные направления и механизм реализации налоговой политики в РФ
3.1 Налоговый контроль как ключевой элемент налоговый политики государства……………………………………………………………………………………...27
3.2 Проблемы повышения эффективности налогового контроля России………………..31
3.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы…………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 86.87 Кб (Скачать)

    Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличен налоговых поступлений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками.

    Налоговый контроль является элементом управление налогообложением и необходимым  условием существования эффективной  налоговой системы. Он обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти Налоговый контроль по своей сути — это завершающая фаза управления налогообложением и один из элементов  методики планирования поступлений  доходов от налогов в бюджет.

    С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего  органа налоговой системы, с другой стороны — при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых изъятий (поступлений).

    Функции государственного налогового контроля:

     -обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

     -воспрепятствование посредством проверки исполнения 
налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;

     -соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;

     -выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

    Субъектами  налогового контроля, или органами, осуществляющими контроль, являются: Министерство финансов РФ, входящая в его состав Федеральная налоговая служба со своими подразделениями; Федеральная таможенная служба со своими подразделениями; органы государственных внебюджетных фондов; органы государственной системы власти различных уровней.

    Основными видами государственного налогового контроля являются:

     -контроль органов законодательной (представительной) 
власти;

     -контроль органов исполнительной власти;

     -контроль органов судебной власти;

     -президентский контроль.

    По  времени существования различают  такие виды налогового контроля, как предварительный, текущий и последующий. Такое подразделение носит условный характер, и в принципе налоговый контроль может одновременно быть всеми этими видами в зависимости от исполнения налоговых обязательств со стороны налогоплательщика и налогового органа, например камеральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал: по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал — это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога — предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) — текущий контроль.

    Методы (способы или приемы) государственного налогового контроля могут быть разнообразными. Каждому виду налогового контроля присущи  свои методы. Выбор тех или иных методов зависит от конкретных задач, поставленных субъектом контроля его функций и полномочий.

    К наиболее распространенным методам типового вида налогового контроля можно отнести следующие:

     -метод убеждения;

     -метод принуждения;

     -административный метод;

     -экономический метод;

     -метод процедурного характера (совершение отдельных 
контрольных действий);

     -метод организации контрольной работы.

    В зависимости от субъекта налогового контроля можно вы делить следующие  виды:

     -государственный налоговый контроль;

     -муниципальный налоговый контроль;

     -независимый (аудиторский) налоговый контроль;

     -общественный налоговый контроль.

    Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными  фирмами, внутренний — осуществляете  службами самого учреждения (комиссиями).

    Муниципальный контроль занимает промежуточное положение  между государственным налоговым  контролем законе дательных (представительных) органов власти и обществе налоговым контролем.

    Общественный  налоговый контроль осуществляется гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиям общественными  организациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Проблемы повышения  эффективности налогового  контроля России

    В условиях рыночной экономики реализация государством своих социальных функций («публичного интереса») связана с необходимостью накопления финансовых ресурсов за счет цивилизованных форм изъятия части собственности имущества у юридических и физических лиц. Одним из самых распространенных в мире способов аккумуляции денежных средств публичных субъектов является сбор налогов.

Взимание  налогов — древнейшая функция  и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Однако потребность в реализации публичного интереса вступает в конфликт с частными интересами каждого субъекта в отдельности, не заинтересованного принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств. Поэтому наличие системы контролирующих органов просто необходимо для данного вида отношений, поскольку только эта функция государственного управления обеспечивает реализацию фискального суверенитета государства.

  Потребность обеспечения устойчивых бюджетных  доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения физическими и юридическими лицами своих налоговых обязательств перед государством обусловили формирование нового направления государственного финансового контроля — налогового контроля.

  Являясь одной из основных функций власти, налоговый контроль составляет важнейший институт налогового законодательства. Поэтому трудно переоценить значение рационально организованной и эффективно действующей системы органов налогового контроля.

  При этом государство обязано создать  все необходимые условия для надлежащего выполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) своих обязанностей. Современный этап социально-экономического развития требует проведения налоговой политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогово-обязанных лиц уплачивать в виде налогов определенную сумму денежных средств, необходимую для формирования бюджетов различных уровней.

  Отметим, что действующим законодательством  о налогах и сборах налоговый контроль отграничен от иной деятельности в рамках налогового администрирования на концептуальном уровне, при этом организационно-структурное обеспечение деятельности налоговых органов и специфика их работы подтверждают указанный вывод.

  Налоговая реформа в России в настоящее  время вышла на завершающий этап. Сначала приводили в порядок величину налоговых ставок, учитывая выгоды бизнеса и государства. Вторым этапом налоговой реформы стало закрытие тех законодательных брешей, благодаря которым компании могли легально минимизировать свои налоги, увеличивая собственную прибыль, но лишая при этом бюджет значительной части доходов. Теперь перед фискальной службой стоит новая задача — повысить собираемость налогов. Именно поэтому центр тяжести фискальной реформы переносится сегодня на налоговое администрирование, т.е. умение собрать до копейки начисленные налоги.

    Становление налогового контроля на протяжении нескольких лет проходит в трудных условиях, вызванных в первую очередь нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации работы налоговых инспекций, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой системе и др. Это накладывает определенный отпечаток на организацию и действенность налогового контроля. Однако уже можно сделать некоторые выводы относительно значения контроля за поступлением налогов, его влияние на сферы экономики и общества, а также показать необходимость его дальнейшего совершенствования.

  Основными направлениями по повышению эффективности налогового контроля являются:

-совершенствование всей налоговой системы, которое сказывается на результатах работы налоговых органов;

-реформирование системы налогового администрирования;

-непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций;

-улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

  Основными задачами совершенствования системы  налогового контроля целесообразно обозначить, с одной стороны, создание необременительных условий уплаты налогов для бизнеса, в том числе за счет упорядочения налоговых проверок, а с другой — пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения посредством использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах. В связи с изложенным представляется необходимым:

-установить в качестве основной задачи проведения налоговых проверок проверку полноты и своевременности исчисления, удержания и уплаты налогов;

-законодательно разграничить формы и методы налогового контроля. В качестве форм налогового контроля следует обозначить учет налогоплательщиков и налоговые проверки. К методам отнести получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

-конкретизировать объем и состав информации, получаемой в рамках истребования документов в ходе проверки, поэтому в НК РФ необходимо указать, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика в рамках осуществляемой налоговой проверки, а также информацию относительно конкретной сделки. Представляется, что решить эту проблему можно путем установления в ст. 93 НК РФ перечня документов, который вправе истребовать налоговый орган (к таким документам следует отнести счета-фактуры; акты выполненных работ; книгу покупок; реестр сведений о доходах физических лиц; договоры, заключенные с контрагентами; расчетно-платежные документы; документы, подтверждающие уплату сумм НДС в бюджет; приказ об учетной политике и декларации по НДС);

-разграничить субъектов налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в Налоговом кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Нецелесообразно выделение в качестве субъектов административных нарушений законодательства о налогах и сборах физических лиц, по причине того, что ответственность этих лиц установлена в НК РФ;

-ввести запрет на предоставление уточненной декларации по истечении срока уплаты налога, а также на момент проведения налоговой проверки.

  Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов является наличие действенной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

  Следует сказать, что определенные шаги в  направлении совершенствования мер налогово-контрольной деятельности государства уже сделаны. В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В Концепции предусмотрен специальный алгоритм, основанный на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений.

Информация о работе Налоговая политика государства