Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ налоговой политики государства, её принципов, целей и методов. Для раскрытия этой цели требуется решить следующие задачи:
-определить сущность и цели налоговой политики;
-проанализировать принципы налоговой политики;
-рассмотреть методы налоговой политики государства;
-проанализировать классификацию и характеристику налогов;
-выявить основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие налоговой политики государства
1. Сущность и цели налоговой политики………………………………………………….5
1.2 Принципы налоговой политики…………………………………………………………..7
1.3 Методы налоговой политики государства……………………………...........................8
2 Налоговая политика РФ
2.1 Общая характеристика налоговой политики и налоговой системы РФ………………10
2.2 Анализ налоговой политики РФ в сравнении с мировым опытом………………......16
3 Основные направления и механизм реализации налоговой политики в РФ
3.1 Налоговый контроль как ключевой элемент налоговый политики государства……………………………………………………………………………………...27
3.2 Проблемы повышения эффективности налогового контроля России………………..31
3.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы…………………………………………………………….54
Нет
также единого подхода к
При
таком обследовании предприятия
и организации–
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макро уровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.
Во–первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным ФНС России примерно 16–17 % налогоплательщиков исправно, и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых органах.
По
различным оценкам в российской
экономике от 25 до 40 % ВВП создается
в теневом секторе экономики,
подавляющая часть которого не охватывается
налогами. По данным Минфина России
из–за сокрытия доходов и объектов
налогообложения в
Во–вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.
В целом по российской налоговой системе задолженность предприятий и организаций с учетом установленных штрафов и пеней за просрочку платежей только в федеральный бюджет по состоянию на 1 августа 20010 г. составила около 550 млрд. руб. при запланированных к поступлению в федеральный бюджет налогов в течение всего 2010 г. в сумме 675 млрд. рублей.
Таким же образом, т.е.: исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.
В–третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике.
Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП. Госкомстат делает свой расчет исходя из наименьшей из этих цифр – 25 %.
В–четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны (которые, хочется верить, отомрут с принятием в целом Налогового кодекса), разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.
Таким
образом, перед российской налоговой
системой стоит задача постепенного
ограничения доли косвенного налогообложения,
что должно, с одной стороны, уменьшить
относительное налоговое
И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе, – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки ее распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.
Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В
связи с этим, при анализе воздействия
налогов на предпринимательскую
деятельность в нашей стране необходимо
учитывать особенности
В
принципе налоговая система России
построена таким образом, что
перед нею все равны. Не существует
какой–либо «дискриминации»
3 Основные направления и механизм реализации налоговой политики в РФ
3.1
Налоговый контроль
как ключевой элемент
налоговый политики
государства
Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления финансами всех уровней и является обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны. Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. От степени установления контроля зависит и экономическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие — доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен прежде всего на проверку своевременности и полноты поступлений доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.
Налоговые поступления являются основным источнике» доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимости налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объему доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства. Причем налоговая; составляющая в системе бюджетов всех уровней будет возрастать в связи с приватизацией объектов частными организациями (предпринимателями).