Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Нарушение принципа всеобщности налогообложения — одна из характерных примет современного российского законодательства. Подобно тому, как неконституционна налоговая дискриминация в зависимости от рода труда и занятий, так же неконституционно и предоставление налоговых льгот в зависимости от профессии, должности и подобных критериев. Однако в Российской Федерации от уплаты подоходного налога были освобождены, например, судьи. Для них же в два раза был снижен размер налога на имущество1. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» федеральные суды и органы прокуратуры в 2000 г. были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей, прокуроров и следователей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичное освобождение получили силовые министерства и ведомства (ст. ЗО)2. С 2001 г. указанные категории граждан формально не освобождаются от уплаты налога на доходы, однако получают ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога3. Имеются также примеры неконституционного освобождения от уплаты налогов отдельных лиц. Однако ПК РФ декларирует, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3).
3. Принцип
равного налогового бремени.
«В
целях обеспечения
См. ст. 2, 6 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных
гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Феде
рации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.
СЗ РФ. 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 10.
3 См. постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г.
№ 55 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ста
тьей 133 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год».
3.3.
Классификация основных
^ '
•—' • —
в социальном
государстве в отношении
Анализируя
сбор за регистрацию граждан, установленный
в Москве, Конституционный Суд
РФ указал на его несоответствие принципу
равенства, так как Закон г. Москвы
«не учитывает финансового
Таким
образом, равенство в налоговом
праве реализуется не как уплата
налога в одинаковом размере, а как
экономическое равенство
Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики. Поэтому принцип равенства называют также принципом равного налогового бремени.
Принцип
равного налогового бремени необходимо
учитывать не только при определении
условий взимания тех или иных
налогов, но и при формировании системы
налогов. Так, чрезмерное количество налогов,
взимаемых с оборота, чревато
нарушением этого принципа. Налоговой
базой этих налогов является выручка
от реализации товаров (работ, услуг). Налоги
с оборота изымают часть
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3).
Конституции зарубежных государств отводят принципу равного налогового бремени второе место после принципа установления налогов законами, что свидетельствует о его особом значении. Так, согласно
88 Глава 3. Принципы налогообложения
ст.
31 Конституции Испании «каждый
участвует в финансировании общественных
расходов в соответствии со своими
экономическими возможностями посредством
справедливой налоговой системы, основанной
на принципах равенства и
4. Принцип
соразмерности налогообложения
конституционно значимым целям
ограничения прав и свобод. Основное
содержание принципа
Влияние налогообложения на реализацию гражданами своих конституционных прав возможно как непосредственно (с помощью юридических механизмов), так и опосредованно (через экономическое влияние).
В первом
случае принцип соразмерности
Конституции государств Европейского Союза. М.: ИНФРА-М—Норма, 1997.
С. 378.
См.: Там же. С. 431.
3 См.: Там же. С. 549.
4 См.: п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П //
СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.
3.3.
Классификация основных
Взимание налога может привести к искажению смысла основного права или свободы. Так, Конституционный Суд РФ в п. 3 постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П указал, что «установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства Московской области и Главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают совершенно иной — разрешительный — правовой режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать место жительства».
Налогообложение ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ. Как на любое ограничение основных прав человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод.
Принцип
соразмерности по своему содержанию
тесно связан с принципами приоритета
финансовой цели взимания налога и
равного налогового бремени, поскольку
все эти принципы регламентируют
условия определения размеров налоговых
обязательств. Однако они регулируют
различные аспекты этого
3.3.3.
Основные принципы
обеспечивающие реализацию и соблюдение
начал федерализма
Закрепленные в Конституции РФ основы федеративного устройства получают развитие в следующих основных принципах налогообложения и сборов.
1. Принцип
единства налоговой политики. Этот
принцип развивает
Суть этого принципа не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандар-
90 Глава 3. Принципы налогообложения
тов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений.
Конституция
РФ предусматривает, что на территории
Российской Федерации не допускается
установления таможенных границ, пошлин,
сборов и каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров,
услуг и финансовых средств (ч. 1 ст.
74). Следовательно, недопустимо установление
налогов, нарушающих единство экономического
пространства Российской Федерации. К
таким налогам, в частности, относятся
региональные налоги, которые позволяют
формировать бюджеты одних
Налоговый кодекс РФ формулирует этот принцип так: «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3).
Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам.
2. Принцип
единства системы налогов.
Федеральным
законом может быть установлен перечень
региональных и местных налогов,
носящий исчерпывающий
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
4.1.
Понятие и правовое значение
элементов юридического
3. Принцип
разделения налоговых
Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда производно, поскольку субъекты Федерации связаны общими принципами налогообложения и сборов (абз. 3 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).
ными делами ГОСУДАРСТВА. Принципы налогообложения А. Вагнер одновременно как расширил – добавил положения, свя-занные, как мы сейчас говорим, с налоговой политикой госу-дарства, так и детализировал – конкретизировал в виде методов, говоря по-современному, налогового администрирования.
Резюмируя, подчеркнем, что немецкий подход – и для данной ситуации, и вообще – представляется более продуктивным, чем американский. По-американски все «бюджет», где есть смета – и бюджет государства, и бюджет предприятия, и бюджет семьи, и все «финансы», где есть денежные отношения (и все «фонды», где есть деньги). У немцев у государства есть «бюджет», а у остальных – сметы, государство управляет «финансами», а все остальные – «денежными средствами».
Немецкий подход, он и единственно научный подход. Дей-ствительно, смысл применения любого определения (и всякой новой категории) состоит в том, чтобы ВЫДЕЛИТЬ ОТЛИЧА-ЮЩЕЕСЯ, отделить новое понятие от других понятий, показать – и доказать – что у этого понятия есть нечто принципиально иное, позволяющее всегда отличать его от других понятий и ка-тегорий.
Если же везде «финансы», где есть деньги, и везде «распреде-ление», где деньги и товары переходят из рук в руки, то тогда как разделять государственное хозяйство, налогово-бюджетные отношения и рынок, товарно-денежные отношения? Как отли-чить «распределение» конечного продукта производства, опре-деляемое на свободной договорной основе самими участниками этого производства, и «перераспределение» продуктов, товаров, денег, происходящее на основе решений, принимаемых во внешней для производства среде – на основе закона, решения суда, доброй воли одной из сторон, наконец, просто криминаль-ными методами?