Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 100.55 Кб (Скачать)

Нарушение принципа всеобщности налогообложения  — одна из характерных примет современного российского законодательства. Подобно  тому, как неконституционна налоговая  дискриминация в зависимости  от рода труда и занятий, так же неконституционно и предоставление налоговых льгот в зависимости  от профессии, должности и подобных критериев. Однако в Российской Федерации  от уплаты подоходного налога были освобождены, например, судьи. Для них  же в два раза был снижен размер налога на имущество1. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» федеральные суды и органы прокуратуры в 2000 г. были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей, прокуроров и следователей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичное освобождение получили силовые министерства и ведомства (ст. ЗО)2. С 2001 г. указанные категории граждан формально не освобождаются от уплаты налога на доходы, однако получают ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога3. Имеются также примеры неконституционного освобождения от уплаты налогов отдельных лиц. Однако ПК РФ декларирует, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3).

3. Принцип  равного налогового бремени. Если  принцип равноправия преследует  цель соблюдения формального  (юридического) равенства налогоплательщиков, то принцип равенства направлен  на то, чтобы без нарушения  формального равенства плательщиков  в максимальной степени учесть  обстоятельства налогоплательщиков  и обеспечить соблюдение неформального  равенства.

«В  целях обеспечения регулирования  налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации  принцип равенства требует учета  фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства

См. ст. 2, 6 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных

гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Феде

рации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.

СЗ  РФ. 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 10.

3              См. постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г.

№ 55 «О порядке выплаты ежемесячной  денежной компенсации, предусмотренной  ста

тьей 133 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год». 

 

3.3. Классификация основных принципов  налогообложения и сборов               87

^              ' •—' • —                                ' '              "  —-      ••• •          ..-•.!

в социальном государстве в отношении обязанности  платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 6 (ч. 2) и 57 Конституции  Российской Федерации) предполагает, что  равенство должно достигаться посредством  справедливого перераспределения  доходов и дифференциации налогов  и сборов» (п. 5 постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П).

Анализируя  сбор за регистрацию граждан, установленный  в Москве, Конституционный Суд  РФ указал на его несоответствие принципу равенства, так как Закон г. Москвы «не учитывает финансового потенциала различных налогоплательщиков и  фактически устанавливает подушную систему налогообложения, что при  чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей  доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли — из имущества более состоятельных  граждан».

Таким образом, равенство в налоговом  праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как  экономическое равенство плательщиков, и выражается в том, что за основу берется фактическая способность  к уплате налога при сравнении  экономических потенциалов.

Равенство в налогообложении понимается как  равномерность обложения. Она оценивается  на основе сопоставления экономических  возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных  средств, которая изымается у  них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные  плательщики. Поэтому принцип равенства  называют также принципом равного  налогового бремени.

Принцип равного налогового бремени необходимо учитывать не только при определении  условий взимания тех или иных налогов, но и при формировании системы  налогов. Так, чрезмерное количество налогов, взимаемых с оборота, чревато  нарушением этого принципа. Налоговой  базой этих налогов является выручка  от реализации товаров (работ, услуг). Налоги с оборота изымают часть выручки  предприятия без учета доходности. Вполне вероятна ситуация, что при  низком уровне рентабельности в уплату таких налогов будут изъяты весь доход и часть капитала. Поэтому, например, в НК РФ предусмотрено  крайнее ограничение числа и  размеров таких налогов.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что «налоги  и сборы должны иметь экономическое  обоснование и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3).

Конституции зарубежных государств отводят принципу равного налогового бремени второе место после принципа установления налогов законами, что свидетельствует  о его особом значении. Так, согласно  

 

88            Глава 3. Принципы налогообложения

ст. 31 Конституции Испании «каждый  участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством  справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию»1. Статья 53 Конституции Итальянской  Республики определяет, что «все обязаны  участвовать в государственных  расходах в соответствии со своей  налоговой платежеспособностью»2. В  Португалии признано, что подоходный налог должен способствовать уменьшению неравенства, быть единым и прогрессивным, учитывающим потребности и доходы членов семьи; обложение налогом  предприятий должно основываться на их реальном доходе (ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции Португальской Республики)3.

4. Принцип  соразмерности налогообложения  конституционно значимым целям  ограничения прав и свобод. Основное  содержание принципа соразмерности  состоит в том, что налогообложение  не должно быть несоразмерным,  т.е. таким, чтобы оно могло  парализовать реализацию гражданами  конституционных прав4. Налоговый кодекс Российской Федерации считает недопустимыми налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3). Принцип соразмерности оценивает налогообложение не с позиции его влияния на экономическую жизнь налогоплательщика (это сфера применения принципов приоритета финансовой цели и равного налогового бремени), а с позиции влияния на социально-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав.

Влияние налогообложения на реализацию гражданами своих конституционных прав возможно как непосредственно (с помощью юридических механизмов), так и опосредованно (через экономическое влияние).

В первом случае принцип соразмерности означает, что нельзя ставить в зависимость  от уплаты конкретного налога возможность  реализовать какие-либо закрепленные в Конституции РФ права или  свободы человека и гражданина. Установление фискального «барьера доступности» основных прав и свобод является грубейшим  нарушением Конституции РФ.

Конституции  государств Европейского Союза.  М.:  ИНФРА-М—Норма,   1997.

С. 378.

См.: Там же. С. 431.

3              См.: Там же. С. 549.

4              См.: п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П //

СЗ  РФ. 1996. № 16. Ст. 1909. 

 

3.3. Классификация основных принципов  налогообложения и сборов               89

Взимание  налога может привести к искажению  смысла основного права или свободы. Так, Конституционный Суд РФ в п. 3 постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П указал, что «установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства Московской области и Главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают совершенно иной — разрешительный — правовой режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать место жительства».

Налогообложение ограничивает право собственности, закрепленное в ст. 35 Конституции  РФ. Как на любое ограничение основных прав человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод.

Принцип соразмерности по своему содержанию тесно связан с принципами приоритета финансовой цели взимания налога и  равного налогового бремени, поскольку  все эти принципы регламентируют условия определения размеров налоговых  обязательств. Однако они регулируют различные аспекты этого процесса.

3.3.3. Основные принципы налогообложения  и сборов,

обеспечивающие реализацию и соблюдение

начал федерализма

Закрепленные  в Конституции РФ основы федеративного  устройства получают развитие в следующих  основных принципах налогообложения  и сборов.

1. Принцип  единства налоговой политики. Этот  принцип развивает установленный  в Конституции РФ принцип единства  экономического пространства (ч. 1 ст. 8). Это непременный атрибут единого  государства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного  развития общества.

Суть  этого принципа не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандар- 

 

90            Глава 3. Принципы налогообложения

тов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Конституция РФ предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается  установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Следовательно, недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации. К  таким налогам, в частности, относятся  региональные налоги, которые позволяют  формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (абз. 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Налоговый кодекс РФ формулирует этот принцип  так: «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3).

Единство  налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых  органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать  службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам.

2. Принцип  единства системы налогов. Данный  принцип обусловлен задачей унификации  налоговых изъятий. Конституционный Суд РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги — с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой (абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Федеральным законом может быть установлен перечень региональных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством  Российской Федерации, равно как  и повышать ставки установленных  налогов и налоговых платежей»'.

1  Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602. 

 

4.1. Понятие и правовое значение  элементов юридического состава  налога      91

3. Принцип  разделения налоговых полномочий. В федеративном государстве полномочия  в сфере налогообложения не  могут сосредоточиваться исключительно  у федерального законодателя. Нельзя  говорить о реальной самостоятельности  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления, не имеющих  собственной доходной базы.

Однако  право субъектов Федерации на установление налогов всегда производно, поскольку субъекты Федерации связаны  общими принципами налогообложения  и сборов (абз. 3 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

 

ными делами ГОСУДАРСТВА. Принципы налогообложения А. Вагнер одновременно как расширил – добавил положения, свя-занные, как мы сейчас говорим, с налоговой политикой госу-дарства, так и детализировал – конкретизировал в виде методов, говоря по-современному, налогового администрирования.

Резюмируя, подчеркнем, что немецкий подход – и для данной ситуации, и вообще – представляется более  продуктивным, чем американский. По-американски все «бюджет», где есть смета – и бюджет государства, и бюджет предприятия, и бюджет семьи, и все «финансы», где есть денежные отношения (и все «фонды», где есть деньги). У немцев у государства есть «бюджет», а у остальных – сметы, государство управляет «финансами», а все остальные – «денежными средствами».

Немецкий подход, он и единственно  научный подход. Дей-ствительно, смысл применения любого определения (и всякой новой категории) состоит в том, чтобы ВЫДЕЛИТЬ ОТЛИЧА-ЮЩЕЕСЯ, отделить новое понятие от других понятий, показать – и доказать – что у этого понятия есть нечто принципиально иное, позволяющее всегда отличать его от других понятий и ка-тегорий.

Если же везде «финансы», где  есть деньги, и везде «распреде-ление», где деньги и товары переходят из рук в руки, то тогда как разделять государственное хозяйство, налогово-бюджетные отношения и рынок, товарно-денежные отношения? Как отли-чить «распределение» конечного продукта производства, опре-деляемое на свободной договорной основе самими участниками этого производства, и «перераспределение» продуктов, товаров, денег, происходящее на основе решений, принимаемых во внешней для производства среде – на основе закона, решения суда, доброй воли одной из сторон, наконец, просто криминаль-ными методами?

Информация о работе Налогообложение