Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
участниками производства, и обложение налогами товарно-денежного оборота).
Отсюда видно, что «налоги», как изъятие денег у частных лиц, и любые формы «финансирования» - распределение денег на нетоварной, безвозмездной основе, относятся к сфере пере-распределительных отношений, отношений, внешних по отно-шению к процессу общественного воспроизводства, и хотя и способных влиять на него (как любое насильственное выведение денежных средств из этого процесса, так и наполнение его «да-ровыми» деньгами), но никакой имманентной связи с этим про-цессом не имеют.
При этом «налоги» также представляют
собой форму пере-
Что же касается «финансов», то, вслед за К. Марксом, серьез-ный вклад в эту отрасль знаний внес другой немец, А. Вагнер, который в 1880 г. издал фундаментальный труд под названием «Наука о финансах».
Но при этом А. Вагнер сразу объявил, что предметом его изу-чения является не производство (или обмен) в каких-либо фор-мах, а государственное хозяйство. Соответственно, для него ка-тегория «финансы» не требовала еще какого-либо дополнитель-ного определения, «финансы» были и оставались для него кате-горией, отражающей исключительно сферу управления денеж-51
Глава 3 ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1.
Развитие принципов
Одной
из основ построения правовой системы
современной России является признание
в качестве ее базы общечеловеческих
ценностей. Налоговое право как
неотъемлемая часть системы не чуждо
идеям социальной справедливости, демократическим
принципам, выработанным тысячелетней
историей финансов и сформулированным
в эпоху буржуазных революций. Само
появление и развитие налогового
права связано с
Русский исследователь-финансист П.П. Гензель замечал, что «в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания, но тем не менее у народов древности податная система есть только признак рабства или следствие крайнего деспотизма»1. Прямые налоги абсолютно не соответствовали античным представлениям о свободном государстве и свободных гражданах. Граждане участвовали в формировании казны лишь на частноправовой основе под более или менее благовидным предлогом. Даже внесение предложения о взимании налога (налогом могло облагаться только имущество, и то лишь в исключительных случаях и в почетной форме) требовало предварительного одобрения, без чего рассматривалось как нечто запретное и даже преступное. Лишь покоренные народы обрекались на уплату прямых налогов.
Если покоритель взимал налог, то взамен дани, взамен того, чтобы не отнять всего имущества покоренных. Завоеватель руководствовался при этом соображениями выгоды, выбирал: получить дань (налог) или отрубить головы. Финансовое насилие практиковалось и по отноше-
Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. I. M., 1913. С. 48.
64 Глава 3. Принципы налогообложения
нию к коренному населению, но рассматривалось всегда как тиранический акт. Излагая финансовую историю Древнего Рима, П.П. Ген-зель писал: «Нет ничего удивительного, что тот император, который впервые возвел императорскую власть до крайних пределов, что этот император и сделался самым крайним финансовым насильником. Это был Диоклециант»1. Одним из самых страшных проявлений деспотизма этого монарха, по оценкам современников, было распространение на всю Италию, на свободных граждан поземельного обложения, применявшегося ранее лишь в провинциях. П.П. Гензель делает вывод: «В древнем мире не было финансового права, так как тогда не знали податного порядка в современном смысле. Тогда знали финансовое насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам»2. Финансовые органы того времени можно было поставить в один ряд с военным ведомством: военное ведомство грабило другие страны, финансовое — собственный народ.
Яркую
иллюстрацию негативного
Платеж, налоговый по форме, может являться выражением финансового гнета, насилием в отношении подвластных, институтом, не имеющим ни малейшего отношения к правовой государственности.
Какие же перемены должны были произойти, чтобы классик экономической науки Адам Смит мог с полным основанием сказать, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы?3 По А. Смиту личная независимость лица возможна только на основе права собственности. Реализации этого права соответствует такая налоговая система, которая основана на законном, легальном порядке платежей и не подрывает хозяйственной самостоятельности налогоплательщиков.
А.
Смит сформулировал и обосновал
четыре принципа, ставших впоследствии
знаменитыми, которые должны быть реализованы
в налоговой системе
Первый принцип — справедливость — сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как мржно точнее
1 Гензель П.П. Указ. соч. С. 41.
Там же. С. 27.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 611.
3.1.
Развитие принципов
пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества».
А.
Смит считал, что принципу справедливости
соответствует пропорциональное налогообложение,
когда лица с разными доходами
вносят в бюджет одинаковую долю своих
доходов. Пропорциональность соответствовала
существовавшим во времена А. Смита
социально-экономическим
В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».
Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».
Те
же, кто располагает разными
Принцип
определенности, который также можно
назвать и принципом
Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. А. Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, ас позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»1.
1 Смит А. Указ. соч. С. 588.
66
Глава 3. Принципы налогообложения
Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика.
Удобные
и необременительные способы
уплаты налога должны обеспечить как
можно меньшее влияние
Принцип
эффективности налоговой
А. Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения.
Принцип
эффективности нарушается, если правила
налогообложения допускают
Неэффективна налоговая система, которая предусматривает наложение таких санкций за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу будущих доходов.
Принципу
эффективности не соответствуют
некоторые методы налогового контроля,
унижающие достоинство
Обобщенно говоря, правила, выработанные А. Смитом, ввели налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы налогообло-
Смит А. Указ. соч. С. 603.
3.1.
Развитие принципов
жения — это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).
Еше один важный вывод делает А. Смит — принцип хозяйственной самостоятельности плательщика налога наилучшим образом реализуется в государствах с демократическим образом правления. Именно в таких странах создается возможность при взимании налогов избегать тщательного расследования обстоятельств частных лиц. Термин «взимание» в отношении налоговой практики этих государств не совсем точен, ибо, как утверждает А. Смит, в небольшой республике, где население относится с полным доверием к своим чиновникам, где оно убеждено в необходимости налога для существования государства и уверено, что он будет добросовестно употреблен на эту цель, налоги платятся без принуждения, добровольно и добросовестно.
Итак, согласно А. Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налоге плательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял его хозяйственной деятельности.
Однако,
что и как может гарантировать
налогоплательщику соблюдение его
прав? Ответ на этот вопрос постарались
дать авторы французской Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. Ряд
принципов и положений
68 Глава 3. Принципы налогообложения
гражданина
требовать отчет у любого должностного
лица по вверенной ему части