Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.
Принцип исчерпывающего
перечня налогов заключается
в необходимости
Принцип гармонизации
налогообложения основан на необходимости
строительства налоговой
С 1 января 1992 г. был введен в действие Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, в котором и были изложены основные принципы налогообложения в РФ, действовавшие до ввода в действие НК РФ. В целях совершенствования налоговой системы в данный закон постоянно вносились изменения и дополнения, касающиеся в том числе и принципов налогообложения. С введением в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ российская налоговая система функционирует согласно принципам, максимально приближенным к принципам организации налоговых систем в странах с высоким уровнем экономического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных
элементов рыночной экономики является
налоговая система. Она выступает
главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
1.3. Принципы налогообложения и их реализация в нало-говом законодательстве РФ. Налоговая доктрина России.
Принципы налогообложения
В НК РФ соответствующая статья - статья 3 - называется «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
Еще и не заглядывая в сам текст статьи, уже ее название за-ставляет задуматься, а неподготовленного пользователя – оно просто ставит в тупик (как говорят сейчас в «паутине»: из «юзе-ра» делает» «лузера»). Во-первых, необычно само определение – «основные начала законодательства», раньше было принято – «основы законодательства», и это – лучше и точнее. Во-вторых, почему - «начала»? «Начала» по отношению к чему? На самом деле, вся часть первая НК РФ – по отношению к главам второй части НК РФ, в которых рассматриваются отдельные виды нало-гов – представляет собой, по расположению, действительно, «начала» относительно части второй, однако все же в этой части первой содержатся не только «начала», но и нормы, определяю-щие самые разные стадии налогового процесса, включая и отно-сящиеся к его «завершению». В-третьих, почему «законодатель-ства» только о «налогах и сборах»? Взглянув просто на оглавле-ние НК РФ, мы легко убедимся, что в нем речь идет также об «акцизах» и «пошлинах» - а в прошлом у нас еще были «платы», сейчас есть налоговые платежи вообще без названия (по «упро-щенке» и по СРП), а также были и могут опять быть еще и «взносы». Но ведь все эти «платы» и «платежи» тоже имеют от-ношения к налоговому законодательству? На все эти вопросы ответа нет.
Но если обратиться уже непосредственно к содержанию этой статьи, то становится очевидным, что на самом деле речь в ней идет о «принципах налогообложения», а к «началам» могут быть 45
отнесены, строго говоря, только пункты 5 и 7 этой статьи («все налоги должны быть основаны на законе (на Кодексе)» и «лю-бые противоречия и неясности в законе должны всегда толко-ваться в пользу налогоплательщика»).
«Принципы налогообложения», как мы помним, впервые бы-ли определены А.Смитом. Всего он выделил четыре таких прин-ципа, но в рассматриваемой статье в явном виде присутствует только один из них – «определенность налога» (п. 6), и еще один – в некоторой косвенной форме: «всеобщность и равенство налогообложения», при учете еще и «фактической способности налогоплательщика к уплате налога» (остается вопрос – соответ-ствуют ли эти условия принципу «справедливости налогообло-жения», который понимался А. Смитом как соразмерность нало-га полученным доходам).7 Отсутствуют два принципа, на наш взгляд, ключевые для современных условиях практики налого-обложения – «удобство налогообложения» (об удобстве налого-вых процедур для налогоплательщиков) и «экономичность» (эффективность вообще налоговой системы – как для государ-ства, так и для налогоплательщиков).
7 А со времен А. Смита в мире уже вполне сформировалось мнение, что «справедливость» налогообложения обеспечивается только применением прогрессии при обложении доходов граждан. Россия же идет в полный разрез с этим мнением и фактически практикует даже не пропорциональное (по А. Смиту) налогообложение доходов, а регрессивное.
Чем это объяснить? Первый, видимо, вообще «неудобен» для исполнительной власти – поэтому у нас налогоплательщики по-стоянно стоят в очередях в налоговых инспекциях, вынуждены путаться в многостраничных отчетных формах по налогам, за-полняют многочисленные «платежки» по налогам с невероят-ным количеством всяких реквизитов и кодов и даже должны представлять налоговым органам еще справки об уплате налога (во всем мире как раз наоборот – такие справки выдают налого-вые органы налогоплательщикам). А второй принцип, похоже, неприемлем для нашей налоговой системы «по определению». Во что обходится предприятиям ведение особого «налогового 46
учета», какие потери несут налогоплательщики во время «пла-новых» и «сверхплановых» проверок, сколько уходит на суды и на судебных приставов при взыскании копеечных долгов, зачем налоговые инспекции рассылают налогоплательщикам требова-ния об уплате налога, сумма которого меньше стоимости почто-вых услуг на их рассылку – об этом никто во власти даже и за-думываться не хочет. И плюс еще коррупция, которая почти непременно сопровождает разные налоговые процедуры – и осо-бенно, по которым налогоплательщику необходимо получить какие-либо компенсации или справки от налоговых органов.
Между тем, если сравнить с развитыми странами, то «удоб-ству» системы налогообложения там уделяется особое внима-ние. Отчетность в налоговые органы легко отправить по обыч-ной или электронной почте, платить налоги можно разными пу-тями, включая простым переводом на счет налогового органа (в поручении на перевод достаточно просто указать свой налого-вый ИНН), многие вопросы отношений с налоговой службой можно уладить просто по телефону. Многие граждане и пред-приниматели в этих странах могут годами вести свою деятель-ность, даже и не зная адреса, где находится налоговая инспек-ция.
Что же касается общей эффективности системы налогообло-жения, то данные о затратах налогоплательщиков на выполнение ими всех обязанностей, связанными с налогами, являются в раз-витых странах одними из наиболее публикуемых и наиболее контролируемых среди всех показателей работы налоговых ор-ганов. А любое изменение в налоговых правилах и процедурах в обязательном порядке сопровождается расчетом, показывающим как это отразится на общей сумме затрат налогоплательщика.
Зато есть в нашей статье 3 НК РФ достаточно голословных деклараций о необходимости для налогов иметь «экономическое обоснование» (кто и как это проверяет?) и о запрете налогами «ограничивать или создавать препятствия экономической дея-тельности физических лиц и организаций» (а можно ли вообще представить взыскание налогов без создания «ограничений» для 47
любой облагаемой налогами деятельности и вообще для жизни граждан?). При этом учет «фактической способности к уплате налогов» осуществляется так, что к уплате НДФЛ и социального налоги привлекаются граждане, имеющие заработки ниже офи-циально установленного прожиточного уровня!
Другие перечисленные в этой статье «начала» оказываются вообще оторванными от реальной жизни. В частности, запреща-ется применять налоги «с дискриминацией по социальным, ра-совым, национальным, религиозным и иным подобным критери-ям», и также дифференцировать ставки налогов и налоговые льготы «в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (п. 2). Между тем, в США, Израиле, Великобритании и ряде других развитых стран существуют различия в налоговых режимах для иностранцев и для своих граждан; в Германии церковный налог не распространяется на иудеев и мусульман, а в арабских стра-нах установлены разные налоги для мусульман и иноверцев; в Саудовской Аравии и эмиратах местные граждане вообще осво-бождены от налогов (наоборот, еще получают субсидии из бюд-жета), и налогами облагаются только иностранцы. Кроме того, практически во всех странах разные налоги (а не только налого-вые ставки) существуют для корпораций и для некорпорирован-ного бизнеса, для местных и иностранных получателей доходов на капитал, для доходов, выплачиваемых внутри страны. и пере-водимых за ее пределы, и т.д.
И у нас в стране масса льгот (индивидуальных!) действует по НДФЛ, по налогу на прибыль, только для отдельных категорий налогоплательщиков доступны «упрощенка», «единый налог», режим СРП, и т.д. И вот совсем недавно власти уже ввели спе-циальный порядок обложения по патентам для иностранных ра-бочих, только что введены льготы по социальным платежам для ИТ-компаний и предлагается еще ввести особые льготы для уче-ных и специалистов, приглашаемых из-за рубежа. Но если все эти «начала» власти и не собираются соблюдать (а во многих случаях – и не надо), то зачем их вообще в Налоговом кодексе 48
декларировать? Тем более, что в НК РФ нет как раз тех «прин-ципов», которые жизненно необходимы для справедливого, пра-вильного и эффективного применения налогообложения.
Таким образом, начиная уже с «принципов налогообложения» у нас в налоговом законодательстве царит полная неразбериха. Как уже отмечалось, совершенно неудовлетворительно опреде-ление «налога» («платеж, взимаемый»?), «сбора» («обязатель-ный» (значит, налог?) «взнос» - почему не «плата»), таможенные пошлины вообще стали не налоги, выпали совсем такие понятия, как «налоговое законодательство» («законодательство о налогах и сборах» - без акцизов и пошлин – его не заменяет), «налого-вые отношения» (и их стороны) и «налоговое обязательство».
Основных причин такой ситуации несколько. Первая – это просто неправильный перевод иностранного термина: в страхо-вании – «премия» (вместо «страховой взнос»), в банковском де-ле – «валюта баланса» (вместо «сумма баланса»), в налогах – не-правильные переводы таких терминов, как tax credit, permanent establishment, и др.
Вторая – более широкая
Такое произошло, в частности, с понятием «финансы», кото-рое по-американски охватывает все, в чем как-то замешаны 49
деньги. В нашей литературе эту идею «обнаукообразили» и «финансы» дополнительно еще связали с распределительными отношениями в системе общественного воспроизводства. Между тем, основоположники науки о финансах – немцы (вообще, в любой науке, первоклассные логики и классификаторы) давно с этим разобрались.
К. Маркс отношения в сфере
общественного воспроизводства
рассмотрел самым тщательным образом
и нигде, ни на одной стадии этого
процесса («производство»-«
Да, капитал необходим как в натуральной, так и в денежной форме, но на основе обычных полностью возмездных отноше-ний и никакой новой категории Маркс вовсе здесь не усматри-вал. Однако затем вдруг делается попытка как-то увязать эту но-вую категорию, «финансы» с распределительными отношения-ми, конкретно – со стадией «распределения» в общем процессе общественного воспроизводства. Но на этой стадии продукт (или деньги от его продажи) распределяются только между непосредственными участниками этого производства – владель-цами факторов производства и такое распределение происходит строго на товарных, рыночных условиях. А если, например, вы-делить из категории «финансов» одну их составляющую, «нало-ги», то они могут применяться и на стадии производства (обло-жение факторов производства), на стадии потребления (обложе-ние потребления отдельных видов товаров или услуг), и на ста-диях распределения и обмена (удержание налога при распреде-лении продукта, или денежной выручки от его продажи, между 50