Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 100.55 Кб (Скачать)

 

 

“Налоги” – это привычное  для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

Рекомендуемая литература

  1. Актуальные проблемы экономики России в инновационном периоде развития: монография / [науч. ред. П.А.Левчаев]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 160 с.
  2. Анискин Юрий Петрович.   Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования / Анискин Ю. П., Сергеев А. Ф., Ревякина М. А.; МИЭТ (ТУ), Ин-т экономики, управления и права, Междунар. акад. менеджмента. - М.: Омега-Л, 2005. - 240 с.
  3. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1994.-224с.
  4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга; Ника-Центр, 2004.
  5. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./ Гл. Ред. Я.В.Соколов - М.: Финансы и статистика,1996.-800с.
  6. Внедрение сбалансированной системы показателей / Hovath & Partners: Пер. с нем.– М.: Альпина Бизнес букс, 2005. – 478 с.
  7. Горбунов А. Р. Управление финансовыми потоками. Проект «сборка холдинга». – М.: Глобус, 2003. – 224 с.
  8. Карпов А. Е. Бюджетирование как инструмент управления. – М.: Результат и качество, 2005. – 379 с.
  9. Касьянова Г.Ю. Налог на прибыль: просто о сложном М.:  АБАК, 2010 г. 432 с.
  10. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий. Учебное пособие. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. - 352 с.
  11. Левчаев П.А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. – 216 с.
  12. Левчаев П.А. Финансы организаций: учебник / П.А. Левчаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. – 304 с.
  13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 8-е изд., перераб.  М.: Омега-Л 2010 г. – 310 с.
  14. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – 364 с.
  15. Пайк Ричард.   Корпоративные финансы и инвестирование / Пайк, Ричард, Нил, Билл; [пер. с англ. Е. Ковачева [и др]. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 783 c.
  16. Поляк Г.Б., Суглобова А.Е. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов 3-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство: Юнити, 2010  г. 631 с.
  17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие - Мн.: Новое знание, 2001. - 704 с.
  18. Управление финансами. Финансы предприятий: учеб. / А. А. Володин и др. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 475 с.
  19. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / кол. авт.; под общ. ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
  20. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.
  21. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. - М.: изд-во Перспектива, 1996. - 405с.
  22. Финансы и налогообложение организаций: учебное пособие для вузов./ Левчаев П.А., Имяреков С.М., Семенова Н.Н.; Москва, Академический Проект; Трикста, 2007. – 205 с.
  23. Финансы предприятий: учеб. / Под ред. проф. М. В. Романовского. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000. – 528 с.
  24. Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова, В. В. Гамаюнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
  25. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учебник. М.: Дашков и К, 2004. – 712 с.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  
 
ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
1.1. Сущность принципов налогообложения 
Проведение научно обоснованной, эффективной налоговой политики во многом определяется тем, как сформулированы цели и принципы налогообложения. 
 
Длительное время финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы цели и принципы обложения, т.к. на первом этапе налоги в доходах казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер.  
 
 Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями текущего момента. На втором этапе налоги становятся главным источником государственных доходов, что определяет необходимость научных исследований в области налогов[1]. 
 
Из анализа периодической литературы следует, что цели налогообложения бывают двух разновидностей: фискальные и нефискальные[2]. 
 
Фискальная цель означает достижение как можно более высокой чистой доходности, определяемой как разница между валовыми налоговыми поступлениями и издержками на собирание налогов. Эта цель не должна быть явно доминирующей целью налогообложения. 
 
К нефискальным целям относятся: 
 
- конъюнктурная или определение величины влияния налогов на конъюнктурный цикл, а также установление, не препятствуют ли налоги инвестиционной активности хозяйствующих субъектов; 
 
- распределительная, что предполагает исследование влияния налогов на распределение дохода и имущества налогоплательщиков; 
 
- обеспечение заметности некоторых налогов (например, муниципальных). 
 
Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения. 
 
Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо[3]. 
 
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. 
 
Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» Конституционный суд РФ отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина»[4].

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
2.1. Сущность современных принципов налогообложения 
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам: 
 
• налоговое законодательство должно быть стабильно; 
 
• взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; 
 
• тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; 
 
• взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков; 
 
• способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика; 
 
• существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); 
 
• издержки по сбору налогов должны быть минимальны; 
 
• нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; 
 
• доступность и открытость информации по налогообложению; 
 
• соблюдение налоговой тайны. 
 
Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов. 
 
Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства. 
 
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу. 
 
Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами. 
 
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления. 
 
Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными. 
 
Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения. 
 
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором. 
 
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие: 
 
-      каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом; 
 
-  количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным; 
 
-  законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг Другу; 
 
- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования; 
 
- при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст. 
 
Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам. 
 
К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран. 
 
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности. 
 
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции, 
 
Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла, Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства. 
 
Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе ТОГО или иного варианта организационной формы предприятия. 
 
Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности — быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов). 
 
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся; искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране, 
 
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип. 
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации  
В настоящее время принципы налогообложения в Российской Федерации имеют под собой конституционную основу, что выражено в Налоговом кодексе РФ таким образом: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости»[10]. 
 
Не вдаваясь в подробности предлагаемых различными авторами классификаций принципов налогообложения, отметим, что все принципы налогообложения можно отнести к двум группам: основные принципы налогообложения и специальные принципы налогообложения[11]. К основным принципам налогообложения относятся принципы, непосредственно вытекающие из Конституции РФ и выступающие основными гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства[12]. Эти принципы по своей природе и происхождению являются основными по их значимости для правовой системы и отношению к Конституции РФ. При этом принципы, относящиеся к группе основных, существенны для налоговой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные принципы (специальные или принципы «второго уровня») не вытекают непосредственно из Конституции, хотя и приняты в соответствии с ней. Они не могут противоречить основным принципам, поскольку те закрепляют конституционные основы налогообложения. Принципы «второго уровня», как правило, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы, развивая положения основных принципов. Некоторые авторы подменяют термин «основные принципы» термином «общие принципы»[13]. Анализ актов Конституционного суда РФ свидетельствует о том, что и в практике конституционного правосудия термин «общие принципы» применяется зачастую в качестве синонима «основных принципов». Вряд ли такую позицию можно признать верной. Различие между «основными» и «общими» принципами налогообложения наглядно проявляется в различии компетенции РФ и её субъектов в отношении «основных» и «общих» принципов. Установление общих принципов налогообложения и сборов в силу п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Федерации и её субъектов. В то же время Конституционный суд РФ в Постановлении № 5-П от 21 марта 1997г. указал, что «при отсутствии Федерального закона об общих принципах налогообложения и сборов признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объёме вопросов, касающихся данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя». В свою очередь Конституция РФ в п. «а» ст.71 определяет, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их применением находятся в компетенции РФ. Исходя из этого, Конституционный суд РФ определил, что основныепринципы налогообложения, то есть принципы налогообложения в части непосредственно определяемой Конституцией РФ и имеющей универсальное значение как для федерального, так и для регионального законодателя, находятся в ведении РФ. 
 
Будучи выражением конституционных норм, основные принципы налогообложения подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет. Законодательное закрепление указанных принципов лишь должным образом обеспечивает реализацию этих принципов, формализуя их. Природа основных принципов носит «надзаконный» характер. Это связано с тем, что основные принципы налогообложения служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, основ федеративного устройства. Основные принципы налогообложения направляют и связывают законодательную власть, имея для неё «эталонное» значение. Поэтому закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением законодательной воли. 
 
В основной массе, при недостаточности законодательного регулирования основных принципов налогообложения, их формулирование и раскрытие нормативного содержания осуществляется Конституционным судом РФ. При этом правовые позиции Конституционного суда РФ, в которых формулируются основные принципы налогообложения, обязательны для всех органов государственной власти на территории РФ. Именно с соблюдением правовых позиций Конституционного суда РФ должна строиться законодательная работа федеральных, региональных и муниципальных представительных органов, нормотворческая работа и правоприменительная деятельности органов исполнительной власти, осуществление правосудия судебными органами. В основных принципах налогообложения находит выражение дух российской Конституции. Поэтому каждая норма налогового законодательства должна базироваться на фундаменте основных принципов и соответствовать им. Толкование норм налогового законодательства также должно осуществляться с учётом основных принципов налогообложения. Тем самым должна достигаться интерполяция конституционных норм в действующее налоговое законодательство, а, следовательно, и реализация принципа конституционности. 
 
Новая налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах (ст. 3 Налогового кодекса РФ):    
 
1. Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ (ст.57). 
 
2. Принцип равенства налогообложения: 
 
·                     налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;  
 
·                     не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.  
 
3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов. должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика. 
 
4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ. 
 
5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы. 
 
6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 
 
7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом. 
 
8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. 
2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях в Российской Федерации 
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. 
 
Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Этот способ характеризуется простотой исчисления и взимания налога, однако он считается «несправедливым», так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным. Равное обложение получило широкое распространение в средневековой Европе, но после перехода к капиталистическому способу хозяйствования используется все реже и реже. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов, например, в случаях, когда величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда. 
 
Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различны ввиду того, что их величина зависит от размера базы обложения. Эту схему можно признать более справедливой, т.к. в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, однако и в данном случае налоговый гнет ослабляется по мере роста дохода плательщика. В настоящее время по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.). 
 
Суть метода прогрессивного налогообложения состоит в том, что размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, т.е. плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. В мировой финансовой практике используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная и сложная. 
 
При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды. Для каждого из них указывается минимальная и максимальная величина доходов («вилка») и твердая сумма налогового оклада. При этом методе в пределах одного разряда размер суммы налога совпадает с налоговой ставкой и не зависит от величины дохода. Отличительной чертой такой прогрессии является резкий скачок суммы налога при переходе от одного уровня к другому, а внутри разряда нарушается принцип справедливости. 
 
Относительная поразрядная прогрессия также предусматривает деления доходов на разряды, каждому разряду присваивается процентная ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.  
 
При данной форме прогрессии внутри разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок. 
 
Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньшая, чем у лица с более низким доходом. Эта несправедливость устраняется применением сложной профессии. 
 
Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости, особенно в отношении обложения физических лиц. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Элементы метода сложной поразрядной прогрессии были применены в налоговой системе России при установлении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.  
 
Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки 
налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.

 

1.4 Принципы налогообложения

Реализация общественного  назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается  на базе основных исходных положений  теории налогообложения. Эти положения  образуют систему принципов налогообложения.

Впервые научное  изложение принципов налогообложения  было осуществлено шотландским экономистом  А.Смитом в XVIII в. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» к основным принципам налогообложения он относил следующие: всеобщность, справедливость, определенность, удобность и экономичность Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2003г..

В России проблемами теории налогообложения занимался  последователь А. Смита Н.И. Тургенев (1789-1871). В своем труде «Опыт  теории налогов» (1818 г.) он писал о  том, что «подданные государства, каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика, должны давать средства к достижению цели общества или государства».

Исследуя принципы налогообложения, названные А. Смитом, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835-1917) предлагал более  подробную и усовершенствованную  систему принципов. При этом он классифицировал  их по четырем группам.

I. Финансовые принципы  организации налогообложения:

1) достаточность  (обеспечение покрытия расходов  государства налоговыми поступлениями  в данный и последующие периоды);

2) эластичность (подвижность)  обложения.

II. Народнохозяйственные  принципы:

1) правильный выбор  источников налогообложения;

2) выявление способов  избавления от уплаты налогов  (законные пути снижения налогового  бремени).

III. Этические принципы, принципы справедливости:

1) всеобщность обложения  (охват всех слоев населения  обложением налогами);

2) равномерность  обложения, прогрессивность (рост  величины налога в зависимости  от роста доходов плательщика).

IV. Административно-  технические принципы налогообложения:

1) определенность  обложения;

2) удобство уплаты  налогов;

3) максимальное  уменьшение издержек, связанных  с взиманием налогов.

Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической  теории и их последователями, совершенствуются, дополняются или сокращаются  в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики государства и общества. Перечень наиболее востребованных в  настоящее время принципов налогообложения  в налоговых системах экономически развитых стран приведен на рис. 1.2.

Принцип хозяйственной  независимости предполагает необходимость  наличия объекта налогообложения  в собственности налогоплательщика.

Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с  конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов  данного налогоплательщика.

Рис. 1.2. Принципы налогообложения

 

Принцип соразмерности  основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и  налоговых доходов бюджета.

Принцип учета интересов  основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки и время уплаты налога) и  удобстве исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности  основан на эффективности организации  работы налоговых органов, что в  конечном итоге измеряется соотношением результатов работы среднесписочного налогового инспектора по стране к  затратам на его содержание.

Принцип нейтральности  предполагает, что налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, национальных, расовых, конфессиональных (религиозных) и иных критериев.

Принцип установления налогов законами означает, что любой  налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью  страны.

Принцип отрицания  обратной силы налогового закона основан  на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип сочетания  интересов государства и других субъектов налоговых отношений  предполагает неравенство сторон при  применении налогового законодательства. Например, он проявляется в неравноправном положении государства и плательщика  налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных  сумм налогов.

Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства  налоговые обязательства могут  быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и  изменения размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.

Информация о работе Налогообложение