Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:
принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;
принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;
принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.
Эта классификация основана на традиционном для конституционного права выделении круга проблем, поскольку основные принципы
3.3.
Классификация основных
налогообложения и сборов развивают более общие конституционные начала и являются их логическим продолжением.
Возможны и другие основания деления на группы принципов налогообложения и сборов1.
3.3.1.
Основные принципы
обеспечивающие реализацию и соблюдение основ
конституционного строя
К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.
1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответст
вии с этим принципом налоги устанавливаются для обеспечения пла
тежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь обще
ственно возмездный характер. Государство не может иметь потребнос
ти, отличные от потребностей общества, и расходовать налоговые по
ступления на иные цели.
Данный принцип развивает положения о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ).
Этот принцип крепко связывает налоговое право с бюджетным. Именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как представители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюджетных средств, контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных назначений.
Принцип
публичной цели предполагает поиск
баланса интересов
2. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов.
Налог
устанавливается с целью
1 См., например: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории
и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 77; Налоги и налоговое право: Учеб. пособие /
Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 66.
2 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П
«По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой по
лиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
82
Глава 3. Принципы налогообложения
нуждения к определенному действию. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной.
Данный
принцип развивает положение
Конституции РФ о праве на труд,
смысл которого — право каждого
на получение индивидуального
Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно проходить на постоянной основе. Это возможно только в том случае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являющийся источником дохода, не будет «резать курицу, несущую золотые яйца».
Поэтому если налоговое бремя, хотя и равное для всех налогоплательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отказываться от занятия той или иной деятельностью, то есть основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П по делу о страховых взносах отметил, что соразмерность налогообложения означает и его нечрезмерность (абз. 3 п. 3). Если порядок исчисления налоговой базы приводит к изъятию такой части доходов, что подрывает стимулы к труду, то есть основания говорить о чрезмерности налогообложения. В отношении страховых взносов КС РФ пришел к выводу, что «предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что оно, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части заработанного» (абз. 7 п. 3). Суд сделал заключение, что установленные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении указанных категорий плательщиков чрезмерны.
В отношении физических лиц — плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает, прежде всего, наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно необходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п.
Налоговую
базу, т.е. часть объекта, подлежащую
налогообложению, составляет не весь полученный
плательщиком доход, а лишь так называемый
свободный доход. Человеку как минимум
должны быть оставлены достаточные
средства для поддержания
С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Другие платежи, взи-
3.3.
Классификация основных
маемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санкции), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета.
Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта'. Во-первых, налоги должны быть эффективны с позиции самоокупаемости. Собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики в целом (макроэкономические последствия), так и для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).
3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему
правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно
из обязательных условий стабильности государственного бюджета и
гарантия выполнения государством своих социальных и иных функ
ций.
Целевые налоги не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.
Для введения целевого налога необходимо обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования конкретного мероприятия именно за счет целевых отчислений налогоплательщиков, а не иных источников.
Обоснованием данного принципа является закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114), что достигается с помощью единой доходной базы. Этот принцип ограничивает коммерциализацию государственного управления. Это означает, что «1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение выгоды»2.
4. Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов
законами. С точки зрения разграничения компетенции между органами
государственной власти установление налогов иначе, чем актом пред
ставительного органа, не соответствует Конституции РФ (ст. 57; ч. 3
ст. 75). Этот принцип развивает более общий принцип разделения
властей. Он опирается также на конституционный запрет ограничения
прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом
' Комментарий к части первой НК РФ / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1999. С. 47-48.
2 Комментарий
к Конституции Российской
84 Глава 3. Принципы налогообложения
(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение же является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ.
Утверждение
налогов законом служит также
инструментом установления безусловной
обязанности налогоплательщиков уплачивать
налоги, ограничения личного
НК РФ устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» (п. 1 ст. 3).
5. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре. Дан
ный принцип выступает гарантией реального выполнения народными
представителями доверенных им функций в сфере налогообложения.
Он противостоит популизму и закрепляет особую процедуру внесения
законопроектов о налогах (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов. Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ).
6. Принцип ограничения форм налогового законотворчества. Данный
принцип ограничивает включение норм о налогообложении в законы,
не посвященные налогообложению как таковому. Он важен с позиции
не только доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан.
Указанный принцип не закреплен в Конституции РФ. Однако Конституционный Суд РФ высказался в пользу его установления.
3.3.2.
Основные принципы
обеспечивающие реализацию и соблюдение прав
и свобод налогоплательщиков
В данную группу объединены следующие принципы.
1. Принцип
юридического равенства
Этот
принцип не допускает установления
различных условий
Так, ч. 2 ст. 8 предусмотрено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 19 закрепляет, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод чело-
1 См. абз. 6 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
3.3.
Классификация основных
века и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Понятие
«основания, носящие дискриминационный
характер» означает такие основания
версификации условий налогообложения,
которые не учитывают или в
недостаточной степени
Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей». КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий1.
Данный принцип закреплен и в НК РФ, который устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не
допускается устанавливать
Исключением из этого правила является допущение устанавливать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.
2. Принцип
всеобщности налогообложения.
1 См. абз. 3 и 9 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.
86 Глава 3. Принципы налогообложения
ст. 8 Конституции РФ, определившей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Так, льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положении плательщика, должны быть объектом самого пристального внимания законодателей и общества.