Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что принципы налогообложения и сборов способствуют достижению наиболее общих задач, стоящих перед обществом. Именно с учетом того, насколько налоговая система ориентирована на достижение этих задач, оценивают эту систему и определяют направления ее совершенствования.
Можно выделить четыре фундаментальные задачи, четыре стратегических направления развития общества:
увеличение объема продукции и услуг, необходимых населению;
обеспечение
справедливого распределения
варов и услуг среди индивидов и групп населения;
защита прав и свобод граждан при наличии представительной
системы, ответственного правительства и правления закона;
сохранение и укрепление Федерации1.
Принципы
налогообложения и сборов должны
быть направлены на создание такой
налоговой системы, которая бы способствовала
наиболее полному достижению всех четырех
фундаментальных задач в
Необходимо учитывать, что принципы налогообложения играют не только познавательную роль, роль научных абстракций. Они выступают и юридическим инструментом. Будучи закрепленными в конституциях и законах, принципы налогообложения оказывают непосредственное влияние на практику налогообложения (см. схему 1—5).
1 Эти задачи сформулированы Канадской королевской комиссией по налогообложению (Carter Commission). См.: Shipwright A., Keeling E. Textbook on Revenue Law. L, 1997.
Я 2. Понятие и правовое значение основных принципов налогообложения и сборов 75
Схема 1—5
3.2. Понятие и правовое значение основных (конституционных) принципов налогообложения и сборов
Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федеральным законом РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов. Однако в ней не указано, для чего они устанавливаются, каково их правовое значение.
Ответ на эти вопросы дает практика Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации
76 Глава 3. Принципы налогообложения
отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации»1.
Направленность
общих принципов
Конституция
РФ весьма скупо (по сути, только в ст.
57) говорит о принципах
Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В п. 5 постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный Суд РФ отметил, что, «регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться требованиями статьи 18 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов».
Поэтому
перечисленные конституционные
начала специфическим образом
С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сборов, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.
П. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По
делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и
статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
Государственное право Германии: В 2 т. М.: ИГП РАН, 1995. Т. 2. С. 113.
Ч 2. Понятие и правовое значение основных принципов налогообложения и сборов 77
Например, принцип единства налоговой политики развивает одну из основ конституционного строя РФ — принцип единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Принципы
налогообложения и сборов содержат
наиболее общие конституционные
начала и в то же время развивают
эти начала, наделяя их конкретным
смыслом и содержанием. Поэтому,
говоря о нарушениях общих принципов
налогообложения и сборов, есть все
основания одновременно говорить о
нарушении соответствующих
Конституция РФ использует термин «общие принципы налогообложения и сборов». Этим подчеркивается одна из характеристик этих принципов: они лежат в основе нормотворческой деятельности и Федерации, и ее субъектов, и органов местного самоуправления. Применение понятия «общие принципы» оправдано тем, что речь о них идет в ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
К общим
принципам налогообложения
Принципы первой группы по своей природе и происхождению являются основными. Этот термин характеризует их значимость для правовой системы и их отношение к Основному закону.
Вторая группа принципов имеет «связанный» характер. Они не могут противоречить принципам, базирующимся на Конституции РФ, развивают основные принципы налогообложения и сборов, являются принципами «второго уровня», поэтому их нельзя признать основными.
Например,
п. 7 ст. 3 НК РФ установлен принцип толкования
законодательства о налогах и
сборах в пользу налогоплательщика.
Этот принцип развивает
Основные
принципы налогообложения и сборов
существенны для налоговой
78 Глава 3. Принципы налогообложения
Так,
принцип однократности
Помимо
общих принципов
В условиях
федеративного государства
Таким образом, общие принципы налогообложения и сборов служат, с одной стороны, основой налоговой компетенции субъектов Федерации, а с другой — ограничивают эту компетенцию.
Как отметил КС РФ, «право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами» (абз. 3 п. 4 постановления от 21 марта 1997 г. № 5-П).
Установление
общих принципов
Однако принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно определяемой Конституцией РФ, находятся в ведении Российской Федерации. Этот вывод основан на положениях п. «а» ст. 71 Конституции РФ, где сказано, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации.
Поскольку
в основе разграничения полномочий
в налоговой сфере лежат
Общие
принципы налогообложения и сборов
одинаково обязательны для
1 См.:
Демин А. Общие принципы
Ч 7 Понятие и прановос значение основных нринципок налогообложения и сборов 79
принципы, Федерация не может предусмотреть для себя более льготные условия.
Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет.
Конституционный Суд РФ имеет в своей практике примеры формулирования таких принципов на основе конституционных положений и применения их при вынесении решения о конституционности того или иного акта.
Например,
Закон г. Москвы от 14 сентября 1994 г. №
15—67 «О сборе на компенсацию затрат
городского бюджета по развитию инфраструктуры
города и обеспечению социально-
Конституция
РФ не только определяет основные принципы
налогообложения и сборов, но и
содержит основы интерпретации применительно
к налогообложению начал, которые
имеют общеправовое значение. Например,
принцип равенства обязанностей
граждан не является специфическим
принципом налогообложения. Однако
равенство в налоговом праве
реализуется по-особому: не как уплата
налога в одинаковом размере, а как
экономическое равенство
Основные
принципы налогообложения и сборов
не могут быть нарушены независимо
от того, нашли они закрепление
в федеральном законе или нет.
Закрепление в федеральном
По этой причине применение основных принципов налогообложения и сборов не может зависеть даже от степени их конкретизации в Конституции РФ. К тому же общие принципы налогообложения и сборов направляют и сдерживают законодательную власть, имея для нее эталонное значение. Закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением по воле законодателей.
Основные принципы налогообложения и сборов выполняют роль гарантий реализации и соблюдения основ конституционного строя,
80 Глава 3. Принципы налогообложения
прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма различными способами в законодательной, правоприменительной и судебной практике.
Законодательным
органам основные принципы, во-первых,
задают направления нормотворчества:
в конкретных законах эти принципы
должны развиваться и
Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение принципов должно быть провозглашено целью деятельности этих органов. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации.
Судебные инстанции используют основные принципы налогообложения и сборов в качестве презумпции при разрешении споров, возникающих из-за пробелов в законодательстве. Поскольку Конституция РФ — акт прямого действия, вытекающие из нее принципы налогообложения могут служить непосредственным основанием судебного решения.
Основные принципы налогообложения и сборов служат эталоном при рассмотрении вопроса о применении подзаконного акта, его оценки на соответствие Конституции РФ и закону. Они же должны применяться и при рассмотрении исков о признании недействительными актов нормативного характера органов власти и управления.
3.3.
Классификация основных