Налогообложение иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей налогообложения иностранных организаций в РФ, с точки зрения экономических и правовых аспектов.
Объект исследования: особенности налогообложения иностранных организаций, с точки зрения экономических и правовых аспектов.
Предмет исследования: налогообложение иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
В работе используются методы исторического, логического и системного анализа, научной абстракции, индукции и дедукции, экспертных оценок.

Работа содержит 1 файл

готовая работа 1.docx

— 71.95 Кб (Скачать)

   Но  если иностранная фирма оказывает  услуги в Российской Федерации другой иностранной фирме, то, хотя источник выплаты будет являться «иностранным», источник дохода будет оставаться «российским» и, следовательно, в ряде случаев, подпадать под налогообложение в Российской Федерации. Таким же «российским» будет оставаться источник дохода в случае, если иностранная фирма оказывает в Российской Федерации услуги российской организации, даже если непосредственно оплата этих услуг производится другой иностранной фирмой (источником выплаты), например, в счет погашения ей задолженности перед российским предприятием. 

    1. Проблемы  отнесения расходов головного офиса  при формировании налогооблагаемой базы представительств иностранных организаций
 

   Одним из наиболее распространенных нарушений  выявляемых налоговыми органами на стадии камерального контроля, а также в  ходе проведения выездных налоговых  проверок является неправомерное отнесение  на расходы постоянных представительств иностранных организаций расходов головного офиса.

   В большинстве соглашений об избежании  двойного налогообложения 
содержится правило о том, что при определении прибыли постоянного 
представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей 
такого постоянного представительства, включая управленческие и общие 
административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в 
государстве, где находится постоянное представительство, или за его 
пределами.
 

   В действующем в настоящее время  налоговом законодательстве (Налоговый  кодекс РФ) вопрос отнесения расходов головного офиса к расходам постоянного  представительства в РФ не освещен. Отсутствие четкого перечня расходов, вычет которых допускается из доходов представительства, а также  отсутствие регламентированного порядка  отнесения указанных расходов, к  расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу представительств иностранных  государств, как в международных  соглашениях, так и в национальном законодательстве, породил острую полемику при применении указанных норм соглашений.

   Основными вопросами, по которым у налоговых  органов и налогоплательщиков возникают  разногласия, являются какие именно расходы могут быть отнесены к  расходам, понесенным в целях представительства, и , в частности, какие именно расходы можно признавать управленческими и общеадминистративными, а также какими документами этот расход должен быть подтвержден.

   В настоящее время выработались определенные подходы к данной 
проблеме.
 

   Ряд расходов, в случае документального  подтверждения, не вызывает у налоговых органов претензий.

   Речь  идет о расходах, производимых иностранным  юридическим лицом в отношении  сотрудников постоянного представительства  и лиц, непосредственно работающих в счет выполнения контрактов на территории Российской    Федерации,    расходы   на   заработную    плату   иностранных сотрудников, работающих в постоянном представительстве, командировочные расходы, расходы на подготовку российских сотрудников отделения, оплаченные головным офисом иностранной организации. В этом ряде расходов можно указать стоимость услуг управленческого персонала, стоимость товаров и сырья, амортизационные отчисления с активов, используемых постоянным представительством.

   Следует отметить, что есть некоторые виды расходов, которые головной офис несет в связи с осуществлением своей деятельности не только в Российской Федерации но, и в целях отделений в других странах. К таким расходом, можно отнести, в частности, страхование профессиональной деятельности, получение патентов, оплата роялти за использование авторских прав.

   В этих случаях отсутствует возможность  установления точной величины расходов, соотнесенных с постоянным представительством. Такие ситуации возникают и в связи с расходами на оплату труда управленческого персонала, расходами на рекламу, на использование информационных технологий или другими расходами, произведенными головным офисом иностранной организации, лишь доля которых может быть отнесена к постоянному представительству. В этом случае следует использовать какой-либо метод пропорционального распределения.

   При проведении проверки налоговый орган  будет оценивать величину расходов, относящихся к представительству, а также правомерность (регламентированность) использования предложенной налогоплательщиком методики распределения спорных  расходов среди всех отделений иностранной  организации.

   В случае отсутствия официально принятой и закрепленной иностранной организации  методики распределения расходов, налоговый  орган в ходе проверки запрашивает  информацию о сумме всех расходов для того, чтобы распределить такие  расходы в соотношении, соответствующем  соотношению   оборота   постоянного   представительства   к   общемировому.

   Соглашение  предусматривает лишь перечень расходов, произведенных головной организацией, вычет которых допускается из доходов представительства. Порядок учета таких расходов при исчислении налога на прибыль определяется национальным законодательством.

   Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии со статьей 4 этого  закона распространяется на филиалы  и представительства иностранных  организаций.

   В соответствии со статьей 1 Закона о  бухгалтерском учете бухгалтерский  учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, а также обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации.

   Таким образом, документальное подтверждение  суммы произведенных расходов, а также подтверждение факта, что расходы понесены в целях представительства обязательно.

   Таким образом, можно посоветовать налогоплательщику, чтобы избежать споров с налоговым органом предоставлять первичные документы, подтверждающие факт, что расходы действительно понесены, документ, подтверждающий передачу расходов представительству (письма головного офиса, счета-авизо и т.п.), документы, подтверждающие, что указанные расходы понесены в целях представительств (аудиторское заключение, в случае, когда такая связь не является очевидной), а в ряде случае документы, подтверждающие, что данные расходы не были учтены головным офисом при исчислении прибыли.

   К вопросам, возникающим довольно часто  в ходе проведения налоговых проверок является необходимость предоставления документов (первичных, иных), исходящих от иностранной организации на иностранном языке (без перевода на русский язык). Проверяя расходы, учтенные при расчете налога на прибыль, налоговые инспектора суммы затрат, подтвержденных первичными документами, составленными на иностранном языке, признают не подтвержденными.

   Правомерность и достаточность доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность и производственную целесообразность расходов:

   В соответствии с п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации произведенные  расходы тогда уменьшают налогооблагаемую прибыль, когда их можно признать затратами налогоплательщика и одновременно и обоснованными и документально подтвержденными, и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы не могут быть признаны уменьшающими доходы налогоплательщика, если они не соответствуют хотя бы одному из приведенных условий.

   Под обоснованными расходами законодателем  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме (абз.З п.1 ст.252 НК РФ). При этом понятие «экономически  оправданные» нормами НК РФ не определено. Данное упоминание носит оценочный характер, дает возможность субъективного подхода при отнесении затрат к расходам, уменьшающим облагаемую базу налога на прибыль, и, как следствие, может привести к конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые должны разрешаться судом.

   Согласно  позиции ФНС России под «экономически  оправданными затратами» следует понимать затраты, обусловленные целями получения  доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обычаям делового оборота.

   Позиция ФНС России по определению содержания понятия «экономически оправданные  затраты» неизбежно привела к  тому, что, зачастую налоговые органы, к экономически оправданным затратам относят только те, обязательность которых вызвана не особенностями  деятельности самого налогоплательщика, а исключительно требованиями нормативных  правовых актов.

   В настоящее время все больше налоговые  органы при решении вопроса о необоснованности затрат, особое внимание уделяют существу и условиям сделок организации. Если расходы произведены налогоплательщиком в силу положений закона или условий договора шансы доказать их обоснованность значительно повышаются.

   Таким образом можно сделать вывод  о том, что главная проблема налогообложения  иностранных организаций - это отсутствие четко сформулированной законодательной  базы и недостаточная проработка договоров об избежании двойного налогообложения. А так как к постоянным представительствам применяются те же законы, что и к российским организациям, это ещё в большей степени отражает несовершенство российского налогового законодательства в целом. 
 

Заключение 

   Иностранное юридическое лицо - это юридическое  лицо, созданное на территории иностранного государства. «Национальный» статус юридического лица имеет важное значение, т.к. он определяет нормативно-правовую принадлежность организации. Существуют несколько  критериев определения статуса, и каждое государство определяет их самостоятельно с помощью гражданского законодательства. В России главным  критерием является место учреждения организации.

   В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками  налога на прибыль 
организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою 
деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства 
и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Под 
постоянным представительством иностранной организации в Российской 
Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, 
представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое 
обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, 
через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую 
деятельность на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 306 НК РФ). 
Постоянное представительство иностранной организации считается 
образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской 
деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию 
отделения сама по себе не создает постоянного представительства. 
Постоянное представительство прекращает существование с момента 
прекращения предпринимательской деятельности через отделение 
иностранной организации. Иностранное юридическое лицо, являющиеся 
резидентом
 другого государства, приобретает обязанность налогоплательщика, например налога на прибыль организаций, при наличии у него на территории РФ постоянного представительства. Постоянным представительством     признаётся     любая     собственность     иностранной организации,    с    помощью    которой    оно    осуществляет    коммерческую деятельность.

   Иностранные компании становятся на учет в связи  с созданием отделения в случае, если осуществляют или намереваются осуществлять деятельность в Российской Федерации более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). Месячный срок нужен, чтобы рабочее место было признано стационарным согласно ч.2 ст. 11 НК РФ, а его местонахождение - обособленным подразделением. Постановка на налоговый учет производится по месту деятельности не позднее 30 дней с момента ее начала. Иностранные организации должны вставать на учет независимо от того, какой деятельностью они будут заниматься. Определяющим критерием служит не предмет деятельности, а ее срок, создание обособленного представительства. Иностранная организация, осуществляющая постоянную деятельность на территории Российской Федерации, автоматически становится налогоплательщиком налога на прибыль организаций. Место осуществления признаётся постоянным представительством и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. В случае осуществления деятельности без регистрации или иного налогового правонарушения иностранное юридическое лицо несет ответственность в соответствии с НК РФ.

Информация о работе Налогообложение иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство