Налогообложение иностранных юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании вопросов налогообложения иностранных юридических лиц.
Задачи работы:
- исследовать особенности налогового статуса иностранных юридических лиц;
- проанализировать используемые в международной практике методы устранения международного двойного налогообложения доходов, а также методы налогового регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и оценить возможность их практического использования в Российской Федерации;
- проанализировать практические аспекты налогообложения иностранных юридических лиц в Российской Федерации;
- разработать рекомендации по совершенствованию налогообложения иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты налогообложения иностранных юридических
лиц 6
1.1. Иностранные организации и её отделения, особенности налогообложения 6
1.2. Понятие двойного международного налогообложения, общие принципы и методы устранения 12
2. Практические аспекты налогообложения иностранных юридических лиц 20
2.1. Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации 20
2.2. Налогообложение инстранных юридических лиц в России налогом на добавленную стоимость 28
3.Пути совершенствования налогообложения иностранных юридических лиц 36
3.1. Направления совершенствования механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации 36
3.2. Формирование налоговой стратегии иностранных юридических лиц 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы: 56
Приложение 59

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГИ на сдачу!.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

    Стратегия инвестора на втором этапе заключается  в использовании различий в уровне и способах налогообложения различных  государств и офшорных зон. Однако минимальный уровень налогов при этом не является окончательной целью при выборе места деятельности предприятия. Помимо этого следует учитывать и другие особенности налогового законодательства, такие как метод расчета налогооблагаемой базы, возможность безналогового перевода доходов.

    На  третьем этапе изучаются возможные  варианты организационно-правовых форм ведения международного бизнеса, при  этом делается акцент на налоговых  последствиях каждой формы в российских условиях. В частности, рассматриваются следующие организационные формы присутствия компаний с иностранным капиталом на российском рынке: создание по российскому законодательству отдельных юридических лиц с полным или частичным иностранным участием (дочерние или ассоциированные (зависимые) компании); действие на территории России через свои постоянные представительства (филиалы); создание представительства иностранной компании без права ведения хозяйственной деятельности; заключение иностранной компанией договора с действующей российской фирмой о посреднической деятельности.

    На  этапе определения налоговой нагрузки предприятия в сложившихся условиях исследуются существующие методики расчета этого показателя. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 35 – 40% дохода. При более высоком налоговом давлении хозяйственная деятельность может быть лишена смысла. Чем выше показатель планируемой относительной налоговой нагрузки, тем больше внимания следует уделять процессу разработки налоговой стратегии и тактики с целью минимизации этого показателя.

    На  этапе решения вопроса о наиболее рациональном, с налоговой точки  зрения, размещении полученной прибыли  и других доходов, выборе путей и методов их расходования, а также возможностей перевода за пределы Российской Федерации устанавливаются возможные налоговые последствия репатриации доходов от инвестированных за рубежом капиталов в виде дивидендов, а также в форме платежей роялти. Отдельно акцентируется внимание на том, что налогообложения доходов дочерней компании в юрисдикции материнской можно избежать при условии, что такие доходы будут не репатриироваться, а оставаться в России. Таким образом, можно избежать двойного налогообложения прибыли дочерней компании, что практически невозможно в случае с налогообложением прибыли постоянного представительства.

    Следуя алгоритму построения налоговой стратегии иностранной компании, можно обеспечить сведение ее налоговых издержек к минимуму в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. Налоговая стратегия не сводится только к разработке способов минимизации налогов. Это план, являющийся одной из составляющих международной стратегии фирмы, влияющий на всю хозяйственную деятельность компании. Разработка налоговой стратегии перед началом осуществления деятельности (реализации проекта) позволяет сделать поправку на фактор налогового риска заблаговременно. Корректировка налоговой стратегии в процессе хозяйственной деятельности осуществляется посредством текущего налогового планирования. Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом внедрения налоговой стратегии должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек, а, следовательно, и увеличение доходности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

     Заключение 

    Под постоянным представительством иностранной  организации в Российской Федерации  понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое  другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.  Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства:   существование обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе.

    Если  иностранная компания не имеет обособленного  подразделения на территории РФ и  не осуществляет регулярной предпринимательской  деятельности, она не может быть признана как иностранная организация, действующая в России через постоянное представительство. При этом, такая компания может иметь собственность, находящуюся на территории РФ, в том числе и недвижимость. Иностранная компания, действующая через постоянное представительство является самостоятельным плательщиком налога на прибыль и по сути приравнивается к любой российской организации.

    В случае, когда иностранная компания не осуществляет регулярной предпринимательской  деятельности в России и не образует своего постоянного представительства, налоговое законодательство РФ возлагает обязанность уплаты налога на прибыль на источник дохода. Таким образом, факт наличия постоянного представительства принципиально меняет налоговый статус иностранной компании в системе российского налогообложения.

    В последние годы Российский рынок  становиться всё более привлекательным для зарубежных компаний. Политика руководства нашей страны, направленная на повышение прозрачности финансовой, налоговой, административной систем постепенно начинает приносить плоды. Всё большее количество иностранных организаций обращают своё внимание на перспективы развития инвестиционного рынка в России. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем законодательство, регулирующее деятельность иностранных организаций в Российской Федерации будет претерпевать неизбежные изменения.

    Проблема  международного двойного налогообложения  возникает при одновременном  обложении доходов от внешнеэкономической  деятельности организаций в разных государствах. Ее решение осуществляется государствами путем принятия внутренних законодательных актов, а также путем заключения международных налоговых соглашений.

          В большинстве развитых стран наиболее общие основания  для привлечения иностранных  организаций к налогообложению  доходов от торговой, промышленной и иной коммерческой деятельности связываются с институтом делового учреждения (постоянного представительства) в налоговом праве. Использование института постоянного представительства позволяет устанавливать сбалансированный режим налогообложения иностранных организаций, учитывающий интересы как государств, резидентами которых являются эти организации, так и государств, на территории которых они ведут деятельность.

    Выбор государством того или иного метода устранения двойного налогообложения  зависит от целей его налоговой  политики в аспекте концепции «налогового нейтралитета», т.е. создания таких налоговых норм по налогообложению международного бизнеса, которые не способствуют и не препятствуют хозяйственной деятельности за рубежом, тем самым обеспечивая нейтралитет коммерческих решений по отношению к налоговым соображениям.  Рассмотренные выше методы устранения двойного налогообложения обеспечивают, соответственно, так называемый импортный, экспортный и национальный нейтралитет.

    Проблема  устранения международного двойного налогообложения тесно связана с проблемой избежания и уклонения от налогообложения. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения способствуют решению проблемы двойного налогообложения на межгосударственном уровне. В международной практике такие соглашения обычно сочетают исключения из налогообложения доходов, полученных из иностранных источников, с применением ограничения по их налогообложению.

    Инструментами механизма устранения международного двойного налогообложения доходов  в Российской Федерации являются система налогообложения иностранных организаций и система зачета иностранного налога.

    Российская  модель механизма устранения международного двойного налогообложения, в основном, соответствует международным принципам. Вместе с тем не все принципы международного налогообложения в полной мере учтены в российской налоговой системе:

  1. Законодательство не устанавливает определения термина «постоянное представительство», приводятся лишь его критерии, которыми являются постоянное место деятельности иностранной организации в России, предпринимательский характер такой деятельности и ее регулярность.
  2. Метод определения прибыли иностранной организации, установленный российским законодательством, недостаточно учитывает специфику налогового статуса иностранной организации, связанную с необходимостью ограниченного налогообложения в государстве-источнике дохода и применением в этих целях в международной практике  косвенных методов определения прибыли.

    Можно выделить также следующие  недостатки в области налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций в Российской Федерации:

  1. не установлены критерии важнейших понятий международного налогообложения источника доходов и налогового статуса налогоплательщиков;
  2. неопределенны критерии постоянного представительства иностранной организации;
  3. метод определения прибыли иностранной организации не учитывает специфику налогового статуса иностранной организации, связанного с необходимостью применения косвенных методов определения прибыли; 
  4. определение прибыли постоянного представительства в связи с несовершенством применяемых методов ее расчета в ряде случаев является трудноадминистрируемым и может приводить к проведению налоговыми органами «специального расследования» по изучению документов головного офиса;
  5. не установлен механизм реализации положений международных соглашений в части корректного определения объемов налоговых обязательств и сроков их исполнения иностранными строительными организациями;
  6. построение норм законодательства, касающихся налогообложения отдельных видов доходов иностранных организаций (например, от реализации акций), с использованием таких показателей, которые не применяются ни в финансовом учете организаций, ни в обычаях делового оборота в Российской Федерации; 
  7. законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения в России доходов иностранных организаций от реализации имущества и товаров;
  8. необоснованно либеральный характер процедур применения международных соглашений порождает проблему незащищенности системы налогообложения иностранных организаций от злоупотреблений.

    Для повышения эффективности системы  налогообложения доходов иностранных  организаций в Российской Федерации  рационально внести в законодательство следующие дополнения:

  1. определить ключевой критерий понятия «постоянное представительство» иностранной организации - критерий регулярности;
  2. отказаться от использования института постоянного представительства  в отношении виртуальной деятельности и установить порядок налогообложения доходов от этой деятельности у источника выплаты дохода вне зависимости от  привязки к местности, присутствия уполномоченных лиц или наличия имущества;
  3. дополнить  соответствующие статьи главы 25 НК РФ положениями, предусматривающими возможность определения прибыли постоянного представительства иностранной организации косвенными (условными) методами на основе доходов, либо расходов с применением понижающих коэффициентов исходя из нормы рентабельности 25%;
  4. закрепить в главе 25 НК РФ порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями при ведении деятельности на стройплощадке;
  5. отказаться в статье 309 НК РФ от абстрактного показателя доли «недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации» - эмитента акций, в случае превышения которой доходы от реализации акций иностранными организациями подлежат налогообложению у источника в России, и применять вполне конкретный показатель доли «основных средств, числящихся на балансе российской организации, в общей величине ее активов», соответственно понизив критерий доли;
  6. внести в статью 310 НК РФ дополнение, ограничивающее возможность распространения освобождения от налогообложения в России доходов организаций – резидентов государств, в которых получаемые ими доходы не подлежат налогообложению или подлежат налогообложению по ставке менее 10 процентов;
  7. предусмотреть процедуру освобождения от налогообложения в Российской Федерации доходов иностранных организаций на основе специально разрабатываемых форм с предварительным согласованием налоговым агентом с налоговым органом правомерности применения освобождения на основе положений международных договоров.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

    
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части  первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2008. – 560 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с комментарием) (с изменениями на 2 ноября 2004 года), О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2003 года)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с комментарием) (с изменениями на 30 декабря 2004 года), О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (с изменениями на 28 декабря 2004 года)
  4. Федеральный закон от 18 декабря 1996 года №158-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032, 2006, № 31 (1 часть), ст. 3420).
  6. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285).
  7. Приказ МНС Российской Федерации от 23 декабря 2003 года №БГ-3-23/709 «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных Российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и инструкции по ее заполнению».
  8. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 ноября 2004 года №26-3-04/9339 «Об органе, подтверждающим постоянное местопребывание (резидентство)».
  9. Информационное сообщение Минфина Российской Федерации от 2 марта 2004 года «О соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»).
  10. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2007. № 2.
  11. Гвоздкова К.В. Особенности применения международных соглашений// Российский налоговый курьер. – 2006. - № 11.
  12. Гвоздкова К.В. Налогообложение доходов зарубежных фирм, не имеющих представительств в России// Российский налоговый курьер. – 2006. - № 11.
  13. Гвоздкова К.Н. Налогообложение доходов представительств иностранных компаний// Российский налоговый курьер. -  2005. - № 23.
  14. Евдокимов А.А. Проблемы возмещения НДС при экспортных операциях // IV Московский Международный молодежный форум "Образование - Занятость - Карьера": Сборник тезисов докладов участников научно-практической конференции "Мост в будущее". - Москва: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2007. - 0,1 п.л.
  15. Евдокимов А.А. Проблемы возмещения НДС при экспортных операциях // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Материалы итогов международной научно-практической конференции /Под. ред. С.В. Ермасова, В.В. Степаненко. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. - 0,4 п.л.
  16. Евдокимов А.А. Налоговое регулирование внешнеторговых операций // Материалы XLIII Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс". - Новосибирск: НГУ, 2006. - 0,13 п.л.
  17. Евдокимов А.А. Налог на добавленную стоимость в международной торговле: Европейский союз // Сборник научных трудов: Финансово-кредитные отношения в современной России. / Под ред. В.В. Степаненко. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2005. - 0,9 п.л.
  18. Евдокимов А.А. Налогообложение внешнеторговых операций в системе государственного налогового регулирования // Сборник научных трудов: Финансы и кредит: Механизмы регулирования. / Под ред. В.В. Степаненко. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. - 0,75 п.л.
  19. Евдокимов А.А. Экономическая сущность государственного регулирования экспортно-импортных операций РФ // Сборник научных трудов: Финансы, налоги, кредит. / Под ред. В.В. Степаненко. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. - 0,6 п.л.
  20. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение - М: ИНФРА-М , 2008.
  21. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России – М.: Финансы и статистика, 2008.
  22. Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль - М.: Издательство БЕК, 2008.
  23. Полежарова Л.В. Налогообложение зарубежных доходов российских фирм// Российский налоговый курьер. – 2006. - № 16.
  24. Полежарова Л.В. Методические и практические аспекты устранения международного двойного налогообложения российских организаций. // Финансы. 2006, № 11, с. 37-43.
  25. Полежарова Л.В. Устранение двойного налогообложения. // Финансы. 2007, № 2.
  26. Стаханов А. Налогообложение доходов иностранных физических лиц// Финансовая газета. – 2006. - № 51.

Информация о работе Налогообложение иностранных юридических лиц