Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения: элементы и структуру налогов, различные классификации налогов, общие и частные принципы налогообложения;
- изучить функции налогов и их роль в экономической системе общества;
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды различных
экономических школ………………………………………………………….5
Понятие налога. Элементы и структура налога……………………………..8
Классификация налогов. Принципы налогообложения…………………...11
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов……………….15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………………..17
Налоги в системе регулирования экономики……………………………….18
Влияние налогов на распределение доходов………………………………..26
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Проблемы системы налогообложения ……………………………………...28
Основные тенденции развития системы налогообложения………………..32
Концепции налогового реформирования……………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………………42
3)
ускоренное развитие
Из
вышесказанного следует, что система
налогообложения должна реформироваться.
Реформа системы налогообложения, следуя
общему ходу всей экономической реформы,
является её неотъемлемым звеном. Реформирующаяся
налоговая система призвана противостоять
экономическому и финансовому кризису
и обеспечить предприятиям работу в нормальных
условиях.
3. Концепции налогового реформирования
Классическим стимулом к налоговым реформам последнего десятилетия всегда служило стремление правительств превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые препятствия на пути экономического роста.
Одним из стимулов реформы налогообложения всегда являлась потребность упростить налоговое производство. Сложность налоговой системы способствует росту административных издержек, снижению уровня согласованности и более широкому распространению убежденности в неравенстве налогового бремени, раскладываемого между отдельными группами налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы правительство страны полагается на сочетание добровольного согласия с угрозой штрафов и наказания за укрывательство от налогов. Классические стимулы к реформированию налогообложения реализуются в той мере, какую позволяют сложившиеся в стране экономические возможности и правовое сознание граждан. [6]
Объективным
стимулом к налоговым реформам является
временной лаг. Считается, что по истечении
5-7 лет следует проводить
кардинальные налоговые преобразования,
а каждые 2-3 года — глубокий анализ рациональности
действующих налоговых норм. В случае
если такой анализ дает отрицательный
результат, то реформу следует
проводить незамедлительно. Такая тенденция
касается промышленно развитых стран.
В странах с переходной экономикой налоговые
преобразования идут постепенно,
от одного налогового эксперимента
к другому. Результаты экспериментов тщательно
и всесторонне анализируются. Главным
подтверждением успеха таких экспериментов
является достижение двух основных целей.
Во-первых, не должно быть нарушено относительное
равновесие экономических интересов всех
собственников. Во-вторых, все налоги,
включенные законодателями в налоговую
систему страны, должны функционировать
в логическом единстве между собой и внешней
экономической средой. [2]
Для государства, желающего провести эффективные действия по стабилизации экономики через налоговые изменения, важными являются не только содержание самого налогового эксперимента, но и его своевременность и быстрота. Медленное реагирование приведет к тому, что к тому времени, когда сокращение спроса станет явным, экономика может уже быть в состоянии спада, падение совокупного спроса будет просто усугублять последующий кризис. Если же действия государства по увеличению спроса станут эффективными, когда экономика находится уже на пути от кризиса к подъему, то они могут усилить инфляцию.
Учесть, как экономика отреагирует на изменение налогового законодательства, довольно сложно. Возможны две взаимоисключающие реакции. Реакция первая: экономика воспримет предоставленные ей налоговые стимулы и запретительные санкции. Ее инвестиционная составляющая начнет увеличиваться, капиталы начнут перемещаться из теневой экономики, приводя к росту потребительского спроса. Реакция противоположная: бизнес быстро найдет и заменит одно налоговое укрытие на другое, запрет на которое еще не введен в налоговое законодательство. Полностью решить эти дилемму не удавалось еще ни одному правительству ни одного государства. Успешность налоговых реформ обычно оценивается степенью наименьших потерь от ее проведения, а также тем, насколько новый закон о налоговой системе страны приблизился к целям, поставленным при его принятии. Поэтому каждая новая налоговая реформа — это начало движения к следующим, более совершенным налоговым преобразованиям.
Теория предлагает две группы принципов налогового реформирования. Первую представляют принципы, содержание которых определено еще классиками экономической мысли. Такие принципы задают направление налоговым реформам, они - тот классический ориентир, поступательное и неуклонное движение к которому является свидетельством высокого уровня экономического и социально-политического развития страны. Вторую группу составляют принципы, определяемые каждой отдельно взятой страной при проведении своих налоговых реформ. Однако эта группа принципов по своему содержанию неоднородна. Здесь в свою очередь выделяются две подгруппы принципов реформирования:
1) принципы, реализуемые странами со стабильной налоговой системой, которая наиболее близка к классическому варианту налогообложения;
2) принципы, которые берут за основу страны, формирующие налоговую систему в соответствии с международными стандартами и передовыми концепциями стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. [6]
Рассмотрим принципы, которыми руководствуются страны с устоявшейся системой налогообложения. При проведении налоговых реформ основные принципы взимания налогов и пошлин (справедливость, нейтральность, простота и экономия), как правило, не меняются. В качестве отправных принципов при проведении налоговой реформы в США. Германии и Англии рассматривались следующие:
1.
Разработка налоговой системы с низкими
предельными ставками,
поскольку все искажения, как показали
экономические исследования,
связаны именно с величиной предельной
ставки.
2. Снижение уровня предельных налоговых ставок, что уменьшает привлекательность уклонения от налогов и их полного избежания. Ослабление (или устранение) различного режима налогообложения доходов создает более благоприятный инвестиционный климат, а следовательно, и стремление к легализации доходов.
3. Формирование налоговой системы из тех налогов, о которых заранее известно, кто их в конечном счете уплатит (четко известен носитель, а не плательщик налога по законодательству).
4. Налоговые преобразования должны быть понятны налогоплательщику. Сложности Налогового кодекса, исходя из которого принимаются необходимые поправки, создают трудности налогоплательщикам. Поэтому важнейшими принципами налоговых реформ являются гласность и широкая разъяснительная методическая работа среди налогоплательщиков.
5. Предупредительность налоговых реформ. Нередко предприниматели узнают о внесенных в закон налоговых поправках в течение финансового года, когда уже размещены капиталы и заключены финансовые и торговые сделки. Потери от таких налоговых преобразований отражаются не только на сфере бизнеса, но и на объемах налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговые преобразования не должны носить конфискационного характера.
6.
При проведении налоговых
7. Приступая к очередным налоговым поправкам, необходимо четко представлять их ближайший эффект в той мере, в какой его возможно просчитать, при условии оптимальности поставленных перед реформой задач. [6]
Таким образом, выбор принципов проведения налоговых реформ не только основывается на желании оптимизировать налогообложение, по и исходит из имеющихся в стране экономических и социально-политических возможностей реформирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая работу над данной темой и обобщая материал, можно сделать следующие основные выводы о функциях и роли налогов в рыночной экономике.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. Государство для формирования своих денежных фондов вынуждено изымать часть доходов этого сектора в виде налогов.
Налоги – это обязательные денежные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке, с целью финансирования производства общественных благ и услуг, а также для контроля над величиной частных расходов.
Налоги, помимо того, что являются основным источником доходов государства, также представляют собой важный инструмент государственного регулирования экономики. Они рассматриваются как важный инструмент устранения сложившихся диспропорций рынка.
Налоги определяют степень и темпы развития как отдельных отраслей, так и всей экономической системы в целом для придания экономическому росту устойчивого характера. Налоги обеспечивают общее экономическое равновесие, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний, способствуют установлению социальной гармонии через перераспределение доходов. Налоги всегда активно используются для поощрения инвестиционного процесса, особенно если он сопровождается обновлением капитала на основе достижений научно-технического прогресса . Подобная политика содействует переходу на более высокую степень конкурентоспособности экономики.
Для достижения более высокого
уровня качества
Из вышесказанного следует, что налогам принадлежит очень важная роль в системе рыночной экономики. Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Она выступает в числе главных инструментов воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Это обуславливает необходимость пристального внимания к изучению современного состояния налогообложения.
При написании курсовой работы изложены теоретические основы налогообложения, основные понятия, применяемые в данной области. Подробно рассмотрены функции налогов, их роль в экономической системе общества, особенно с точки зрения регулирования экономики. Уделено особое внимание роли налогов в формировании доходной части бюджета государства, фискальной политике, регулированию рынков с помощью налогов, а также влиянию налогов на распределение доходов населения. В курсовой работе представлены графики, схемы и таблицы, которые помогают лучше понять изложенный материал.
В заключительной части работы проведено исследование основных проблем, связанных с налогообложением, и путей их решения. Сделан акцент на современном состоянии налоговой системы России и тенденциях ее развития с учетом опыта зарубежных стран, описаны основные концепции налогового реформирования.
В отношении налоговой системы России можно сделать следующие выводы. Развитие экономических и общественных отношений в нашей стране сопровождается преобразованием системы налогообложения как одной из жизненно важных систем хозяйствования. Налоговые отношения – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса.
Совершенствование налоговых отношений – наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РФ. Переходный период к рынку требует как методологического, так и методического пересмотра основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.
Отработка оптимального уровня налогообложения включает:
-
сокращение государственных
- создание налоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса (снижение налогового бремени для предприятий - производителей конкурентоспособных товаров и услуг);
Информация о работе Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования