Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения: элементы и структуру налогов, различные классификации налогов, общие и частные принципы налогообложения;
- изучить функции налогов и их роль в экономической системе общества;
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды различных
экономических школ………………………………………………………….5
Понятие налога. Элементы и структура налога……………………………..8
Классификация налогов. Принципы налогообложения…………………...11
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов……………….15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………………..17
Налоги в системе регулирования экономики……………………………….18
Влияние налогов на распределение доходов………………………………..26
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Проблемы системы налогообложения ……………………………………...28
Основные тенденции развития системы налогообложения………………..32
Концепции налогового реформирования……………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………………42

Работа содержит 3 файла

КУРСОВАЯ - ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ - ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 725.50 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

      Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов,т.е. Yd=Y-T+TR. Отсюда: C=Co+MPC×(Y-T+TR), Y=Co+MPC×(Y-T+TR) +I+G.

      Равновесный объем производства:

      Y= (Co+I+G–MPC×T+MPC×TR) / (1– MPC).

      Если  налоговые отчисления увеличиваются на величину ΔT, то располагаемый доход снизится на величину ΔT. Потребительские расходы соответственно уменьшатся на величину ΔC=MPC×ΔT, что сдвигает вниз кривую планируемых расходов и уменьшает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину ΔY= – ΔT×MPC / (1– MPC). Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии Е=Y (из В в А). При понижении налогов будет складываться противоположная картина.

      Выражение ΔY/ ΔT = – MPC / (1– MPC) есть мультипликатор налогов.

      Если  мы имеем систему с налогами, взимаемыми по предельной ставке t, то налоговая функция примет вид: T=Ta+t×Y. Тогда налоговый мультипликатор m т = – MPC / [1– MPC(1– t)].

      Влияние налогов на объем ВНП имеет  специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Так как располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения, то увеличение располагаемого дохода увеличивает не только потребление, но и сбережения. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций m G = m I = 1 / [1– MPC(1– t)], а значит он оказывает меньшее воздействие на величину совокупного спроса. [4]

      Дискреционную фискальную политику государства можно  прогнозировать в различные периоды экономического цикла.

      В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: 1) увеличения государственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов). Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

      В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: 1) уменьшения государственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. [5]

      3.2 Стабилизирующая  роль налогов

      В русле проводимой фискальной политики государства есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических («встроенных») стабилизаторов. Под «автоматическими» или «встроенными», стабилизаторами, понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации. [5]

      В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность.

      Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.

      Однако  для того, чтобы имел место процесс  автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.

      Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Если основу налоговой системы составляют такие налоги, то налоговая система обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.

      Показатель  эластичности налоговых поступлений  рассчитывается как отношение:

        процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений        .

         процентное (или абсолютное) изменение национального дохода

      Следовательно, степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюнктурно-стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов. [5]

      Говоря  о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике.

      3.3 Налогообложение  продаж

      Налог выступает одним из рычагов регулирования  рыночной  системы, но такое регулирование не нарушает законов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения. Правда, это не снимает отрицательного восприятия налогообложения как у потребителей товаров, так и у производителей, выпускающих эти товары. Любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рассмотрим, что произойдет на рынке этого товара. При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился. Как видно, нарушения законов спроса и предложения не произошло, но налог создал необходимость перемещения точки ценового равновесия на более высокий уровень.

      При сформировавшемся спросе налогообложение  сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установится в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне (рис. 5).

      Направления движения цены и объемы производства товаров показаны стрелками вдоль соответствующих осей графика. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако часть его перекладывается на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. При эластичном спросе на товар и неэластичном предложении от введения налога больше страдает продавец, у которого уменьшится чистая прибыль. При неэластичном спросе и эластичном предложении продавцу удается переместить налог в цену предлагаемого товара, т.е. от налога страдает покупатель. Размер уплачиваемого государству налога равняется заштрихованному на графике участку. Это вычет из торговой выручки продавца и одновременно вычет из личных доходов потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения - общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным. [5]

      3.4 Антимонопольное регулирование

     Абсолютная (чистая) монополия – это рыночная структура, при которой на рынке  существует лишь одна фирма-продавец, которая контролирует 100% рынка. Она  является производителем продукции, не имеющей аналогов. Вход новых фирм в отрасль чистой монополии полностью заблокирован. Информация также полностью под контролем монополиста. Он полностью контролирует весь объем выпуска товара и рыночную цену.

     Большинство экономистов считает, что монополии  снижают экономическую эффективность , по крайней мере, по трем основным причинам.

     1) Объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Максимальная производственная эффективность не достигается.

     2) Являясь единственным продавцом  на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию и обновлять производство. Монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

     3) Барьеры для вступления новых  фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.  [1]

     Вследствие  данных негативных последствий деятельность абсолютной монополии является первоочередным объектом государственного регулирования. Одним из основных методов, используемых государством, является налоговое регулирование. Часть высоких прибылей, которые получает монополист и являющихся следствием его монопольного положения на рынке, изымается государством в форме налогов. С помощью налогов государство пытается перераспределить сверхприбыль монополиста, направить часть сверхприбыли на финансирование мероприятий, имеющих общенациональное значение. [1]

     Однако такие налоги, помимо ограничения сверхприбыли монополиста, оказывают влияние и на потребителей, поскольку монополист имеет возможность переложить на них часть налогового бремени. Степень перемещения налогового бремени зависит от наклона кривой предельных издержек МС монополиста. Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится вверх в положение МС1. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения P1 и Q1. Монополист сократит производство и повысит цену, причем, чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога. При этом при постоянных затратах МС монополиста налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем поровну. Если МС имеют отрицательный угол наклона (это характерно для естественной монополии), большая часть налогового бремени ложится на покупателя, монополисту удается переложить большую часть налога в цену (рис. 6. - а). При возрастающих затратах большая часть налогового бремени ложится на продавца (рис.6. - б).

     Таким образом, введение налогов для регулирования  деятельности монополий может привести к отрицательным последствиям для покупателей. 

4. Влияние налогов  на распределение  доходов

     Доходы  участников рыночной экономики распределяются по факторам производства. Однако рынок влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. Для смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

     Важный  рычаг перераспределения доходов  населения – налоговая система государства. В социально ориентированной экономике значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных. Если первичное распределение осуществляется на уровне микроэкономики и связано с факторами производства (заработная плата, процент, рента, прибыль), то через систему налогов государство производит вторичное перераспределение доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей. [5]

     Различия  в уровне доходов на душу населения  или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. При переходе к современной рыночной экономике рост дифференциации доходов связан с тем, что рыночная экономика предполагает неравенство в доходах как одну из своих основ, и поэтому вопрос заключается в том, насколько велика дифференциация доходов в этой системе.[1]

     В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 7). Она представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств — 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—В—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

Информация о работе Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования