Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения: элементы и структуру налогов, различные классификации налогов, общие и частные принципы налогообложения;
- изучить функции налогов и их роль в экономической системе общества;
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды различных
экономических школ………………………………………………………….5
Понятие налога. Элементы и структура налога……………………………..8
Классификация налогов. Принципы налогообложения…………………...11
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов……………….15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………………..17
Налоги в системе регулирования экономики……………………………….18
Влияние налогов на распределение доходов………………………………..26
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Проблемы системы налогообложения ……………………………………...28
Основные тенденции развития системы налогообложения………………..32
Концепции налогового реформирования……………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………………42
2. Понятие налога. Элементы и структура налога
В системе финансовых отношений в государстве немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.
Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и установленные сроки в целях финансового обеспечения государства. [2]
Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также устранять возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. Основные элементы налогообложения приведены в таблице 1. Между элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость. Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.
Приведем характеристику элементов налога, а также других понятий, наиболее часто встречающихся при изучении налогообложения.
1) Субъекты налогообложения, или плательщики налога, — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики — юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.
2) Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
3) Предмет налогообложения характеризуют признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Одно и то же имущество юридического лица может быть предметом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налогооблагаемой базы могут быть разными.
4) База налогообложения — количественное выражение предмета налогообложения. В ряде случаев налогооблагаемая база фактически является частью предмета налогообложения, к которой применяется налоговая ставка.
5) Цена для целей налогообложения — это фактическая цена реализации товара (выполнения работ, оказания услуг), указанная сторонами сделки как реальная рыночная цена. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
6) Источник налогообложения — это ресурс, используемый для уплаты налога. Как правило, источником налогообложения являются собственные средства субъекта налогообложения.
7) Ставка налога (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки устанавливаются в двух формах:
8) Единица налогообложения — это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога. Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
9) Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа.
10) Налоговый период — срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. Налоговый период является основной составляющей в процедуре исчисления налога. До его окончания нельзя приступать к определению и исчислению налоговой базы налога и самого налога. Налоговый период служит также ориентиром при установлении сроков уплаты налогов. Эти сроки могут наступить только по окончании налогового периода.
11) Льготы по налогу — частичное или полное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов. Действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из налогообложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы и др.
12) Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности доходами налогоплательщика.
13)
Налоговое бремя – отношение общей
суммы взимаемых налогов к величине совокупного
национального продукта. Оно показывает,
какая часть произведенного общественного
продукта перераспределяется в результате
действия бюджетных механизмов. Налоговое
бремя может исчисляться для экономики
страны в целом и для конкретных налогоплательщиков.
[2]
3. Классификация налогов. Принципы налогообложения
Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть. [3]
Существует
несколько принципов
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следующему:
|
|
В
правоотношения по поводу взимания налогов
вступают два субъекта:
бюджет и налогоплательщик |
В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
Величина
налогов непосредственно |
Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
Эти налоги подоходнопоимущественные | Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) |
Пример:
налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество |
Пример:
НДС, таможенные пошлины и сборы, акцизы |
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:
По
уровню бюджета, в который зачисляется
налоговый платеж, налоги делятся на федеральные,
региональные и местные. Федеральные налоги,
порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный
фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения,
плательщики налогов устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются
на всей территории. Региональные налоги
устанавливаются законодательными актами
субъектов РФ и органов местного самоуправления
и действуют на территории соответствующих
субъектов РФ. Местные налоги устанавливаются
законодательными актами субъектов РФ
и органов местного самоуправления и действуют
на территории соответствующих городов,
районов в городах и сельской местности
или иного административно-
По целевой направленности введения налогов они делятся на универсальные и целевые. Универсальные налоги можно рассматривать как обязательные, безэквивалентные платежи, не имеющие конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, НДС). Целевые налоги имеют конкретное направление использования и поступают в целевые государственные фонды. Целевыми налогами являются сборы и пошлины.
По методу налогообложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. При пропорциональном методе налогообложения ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. Регрессивные налоги, наоборот, предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени. [2]
В налоговой практике существует 3 способа взимания налогов:
1) уплата налога по декларации - в соответствии с данным способом налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах;
2) уплата налога у источника дохода - предполагает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода;
3)
кадастровый способ уплаты
Важная роль в формировании эффективной налоговой политики принадлежит обоснованию принципов налогообложения. Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы основоположником классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом Смитом. В настоящее время общие принципы налогообложения можно свести к следующим:
• принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность (пропорциональность) распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами;
• принцип определенности и точности налогов, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
• принцип удобства предполагает, что система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
• принцип экономичности, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения;
• принцип обязательности уплаты налогов – предполагает действие неизбежности осуществления платежа.
К специальным (частным) принципам относятся:
• гибкость налогообложения, позволяющая регулировать меняющиеся хозяйственные пропорции в нужном для общества направлении;
• исключение двойного и многократного налогообложения;
• исключение возможностей переложения налогового бремени. [3]
Информация о работе Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования