Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения: элементы и структуру налогов, различные классификации налогов, общие и частные принципы налогообложения;
- изучить функции налогов и их роль в экономической системе общества;
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды различных
экономических школ………………………………………………………….5
Понятие налога. Элементы и структура налога……………………………..8
Классификация налогов. Принципы налогообложения…………………...11
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов……………….15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………………..17
Налоги в системе регулирования экономики……………………………….18
Влияние налогов на распределение доходов………………………………..26
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Проблемы системы налогообложения ……………………………………...28
Основные тенденции развития системы налогообложения………………..32
Концепции налогового реформирования……………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………………42
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Налогобложение как основной рычаг государственного
регулирования.» Лыскова Алёна. Гр. 29-ЭВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
экономических школ………………………………
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов. В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Через налоги государство может проводить энергичную политику поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, развития наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Таким образом, вопрос о роли налогообложения в рыночной экономике несомненно является важным. Кроме того, он очень актуален для нашей страны в настоящее время. Именно поэтому для написания курсовой работы была выбрана данная тема. Интерес к данной теме обусловлен также направленностью специальности, по которой я прохожу обучение.
Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
-
рассмотреть теоретические
-
изучить функции налогов и
их роль в экономической
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.
В работе также рассмотрены взгляды различных экономических школ на роль налогов в экономике. При исследовании проблем налогообложения и тенденций развития налоговой системы РФ описан зарубежный опыт стран со стабильной системой налогообложения в отношении способов совершенствования системы налогообложения.
При
выполнении работы был изучен материал
нескольких учебных изданий по экономике
и экономической теории, а также учебная
литература по налогам и налогообложению,
позволяющая получить актуальные в настоящее
время данные о состоянии системы налогообложения.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды
различных экономических школ
Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства.
Классическое представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом. Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти, Ж.-Б.Сей, Д. Рикардо, Дж.С. Милль, считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.
Усложнение
экономических отношений в
Кейнсианская теория Дж. М. Кейнса выделяет роль государства и его влияния на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения исходя из неустойчивости динамического равновесия и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы с помощью присущих ему инструментов. Налоги как норма процента, призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние денежные сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в этом случае сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. [2]
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности, производственных процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономического предложения и монетаризм.
Теория экономического предложения, развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Данная теория предусматривает предоставление налоговых льгот корпорациям, так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. От снижения налогового бремени государство выиграет больше, чем от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Наглядно эта идея представлена кривой Лаффера.
Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М. Фридменом, приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.
Таким образом, основная идея неоклассической теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. [6]
В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.
В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами.
Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, так как положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономические категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике. [2]
В
России большая полемика по вопросам
теории налогов велась до революции
и, в основном, затрагивала проблему сущности
налогов, их форм, видов, выполняемых ими
функций. Таких ученых-экономистов, как
Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев,
А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых
являются неоценимым вкладом в теорию
налогов, по праву можно отнести к классикам
отечественной экономической науки. Однако
после революции общепризнанная теория
налогов по политическим причинам была
подвергнута сильному искажению, что отбросило
развитие отечеств, науки на много лет
назад. В настоящее время дискуссии о принципах
построения налоговой системы стали возрождаться.
Они идут по разным направлениям: изучение
экономического наследия о налогах, определение
места и роли налогов в государственном
регулировании экономики, взаимодействие
налогов с другими финансовыми рычагами,
экономико-математическое моделирование
налоговых систем. [6]
Информация о работе Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования