Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Цель работы – отразить функции и роль налогов в рыночной экономике в целом и на конкретном примере России.
Для этого необходимо осуществление ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения: элементы и структуру налогов, различные классификации налогов, общие и частные принципы налогообложения;
- изучить функции налогов и их роль в экономической системе общества;
- выявить основные проблемы, связанные с налогообложением, исследовать способы и методы по улучшению положения;
- провести анализ действующей налоговой системы России и представить основные тенденции ее развития.
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы налогов и налогообложения…………………………...5
Эволюция научной мысли о налогообложении: взгляды различных
экономических школ………………………………………………………….5
Понятие налога. Элементы и структура налога……………………………..8
Классификация налогов. Принципы налогообложения…………………...11
II. Функции и роль налогов в экономической системе общества……………….15
Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов……………….15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………………..17
Налоги в системе регулирования экономики……………………………….18
Влияние налогов на распределение доходов………………………………..26
III. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения…………28
Проблемы системы налогообложения ……………………………………...28
Основные тенденции развития системы налогообложения………………..32
Концепции налогового реформирования……………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….38
Литература…………………………………………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………………42
Государства на каждом отдельном этапе с учетом экономического состояния строят свои налоговые системы с приоритетом в отборе тех принципов, которые являются наиболее актуальными.
II. ФУНКЦИИ И РОЛЬ НАЛОГОВ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1. Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогов
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами:
Либеральная модель | Социально ориентированная модель |
Незначительное
вмешательство государства в хозяйственные
процессы.
Узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов. Минимальное участие государства в решении социальных задач. Опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами. Патернализм государства направлен лишь на малообеспеченные слои населения. |
Большая
степень государственного регулирования.
Значительный государственный сектор. Масштабное финансирование из бюджета социальных программ. Высокая степень регламентации рынка не только на макро-, но и микроуровне. Государственный патернализм направлен почти на все население. |
Такая модель сложилась в США, Англии, Франции и др. | Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др. |
В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.
Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная — предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы. [2]
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, например, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанным с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Данная функция реализуется через систему льгот и изменение ставок налогообложения.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций. [1]
Система
налогообложения дает представление о
полноте использования присущих налогообложению
функций, т.е. о роли налогообложения. Эта
роль зависит от объективных и субъективных
факторов, что отражено на рис. 2.
2. Роль налогов в формировании доходов бюджета
Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством .
Бюджетная
система нашей страны представляет собой
совокупность бюджетов трех уровней -
федерального, субъектов Федерации и административно-
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).
Бюджет Российской Федерации основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства. Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Рассмотрим структуру бюджетных доходов на примере консолидированного бюджета России в 2009 г. (таблица 3). Отметим, что доходы государственных внебюджетных фондов в 2009 г. составляли около 1 трлн. руб. (7,5 % ВВП).
Таким образом, доходы государственного бюджета образуются в основном из собираемых налогов. В налоговых доходах консолидированного бюджета России, в отличие от развитых стран, лидирует не прямой налог на доходы физических лиц (из-за невысоких доходов основной массы населения и ухода от налогов богатой части населения), а косвенные налоги на физических лиц – на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. [1]
Являясь
мощным инструментом финансовой политики,
величина налоговой ставки и общая масса
изымаемых в государственный бюджет ресурсов
оказывают непосредственное влияние на
динамику социально-экономического развития
общества, в результате чего с течением
времени изменяется степень их полезности
для общества и государственной власти.
Проведение экспертиз и исследований
воздействия налоговых систем или отдельных
налогов на развитие общественного производства
и экономико-политическое состояние основывается
на дискретном изучении этих воздействий
в определенные моменты, и на этой основе
делаются выводы о целесообразности и
обоснованности каждого конкретного налога.
Такие исследования имеют смысл и могут
оказаться неплохим инструментом в разработке
бюджетных планов.
3. Налоги в системе регулирования экономики
3.1 Фискальная политика
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. [4]
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники
кейнсианского направления
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы. Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рис. 3.
Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос – AD1, совокупное предложение – AS1) достигалось при объеме производства Q1 и уровне цен Р1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения до AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно — Q2 и Р2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS1 до AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос - AD2, совокупное предложение - AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен Р3. Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект. [4]
Рассмотрим более подробно традиционный (кейнсианский) подход к макроэкономическим последствиям фискальной политики.
Фискальная политика складывается из так называемой «дискреционной фискальной политики» и политики автоматических стабилизаторов.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.[5]
Для
анализа этого воздействия
Для закрытой экономики равновесный объем производства ВНП зависит от объема потребления, инвестиций и государственных расходов: Y=C+I+G. Потребительская функция имеет вид: C=Co+MPC×Yd, где Co - автономное потребление, MPC – предельная склонность к потреблению, Yd – располагаемый доход.
Информация о работе Налогобложение как основной рычаг государственного регулирования