Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.
Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы
Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствует о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ – правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение – 30%, разница очень существенная.
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогами все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определить экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов.
Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.
Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.
Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания.
Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.
За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.
В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.
Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).
Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:
-
-
-
-
Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.
Заключение
В первой главе дипломной работы, была рассмотрена система налогообложения: основные элементы и типы налогообложения, а так же сделала анализ по государственному регулированию системы налогообложения.
Во второй главе дипломной работы, был проведен анализ по налогам с населения, и выявлена их роль в формировании местного бюджета РК. Так же сделан анализ механизма функционирования налоговой системы, который включает в себя закон "Об основах налоговой системы в Республики Казахстан" и Налоговый Кодекс РК.
Проделанный анализ дипломной работы позволяет сделать выводы о том, что наша налоговая система непостоянна, и, на мой взгляд, далека от совершенства, если, например ее сравнить с Западной системой налогообложения.
Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РК.
Налоги - это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти, и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных лиц. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не могут быть созданы налоговые отношения, отвечающие мировым стандартам.
Более того, они не могут быть идентичны этим стандартам, поскольку каждой стране присущи свои индивидуальные особенности политического и экономического развития.
Налоговая система РК находится в стадии развития и одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В РК правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа.
1. Первый этап налоговой реформы проводился в 1992 г. по 1995 г. Функционировали более 40 видов налогов и подразделялись на общегосударственные налоги, общеобязательные местные налоги, местные налоги.
2. Второй этап налоговой реформы проводился с июля 1995 г. по 1999 г. Количество налогов сократилось до 11, и подразделялись на общегосударственные и местные налоги. Был принят Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в который с 1996 г. внесено более 30 изменений и дополнений.
3. Третий этап налоговой реформы проводился с 2000 года по 2001 год. Разработан проект нового Налогового Кодекса РК, который состоит из 3-х разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование. Обязательные платежи состоят из 11 видов платежей, в т. ч. 9 видов налога.
Налоговый Комитет по Акмолинской области согласно, своего предназначения ведет работу по сбору и контролю за полнотой обязательных платежей.
Ежегодный рост объемов поступления доходов в местный бюджет
объясняется ростом экономики района в целом, так как рост инфляции в последние годы не столь значителен.
В целом налоговый Комитет по Акмолинской области соответствует своей функции и ежегодно наращивает объемы поступления средств в местный бюджет. Улучшилась работа по маркетинговому исследованию рынка, и как следствие, повысилась точность прогнозирования.
В Министерстве Финансов РК разработаны программы для ЭВМ по работе с налогоплательщиками, как локального типа, так и системные, как ИНИС, АИС, и др., которые облегчают работу работников
налоговой инспекции, налогоплательщиков, позволяет осуществлять постоянный оперативный контроль за полнотой и своевременностью налоговых поступлений, которые следует внедрять в работе налогового комитета.
Для улучшения работы налоговых органов как местного, так и республиканского значения:
1) необходимо придать регулирующую роль налогам в доходности
бюджета;
2) снизить суммарно налогообложения юридических лиц налог на
прибыль, НДС, акцизы, порождающие инфляцию в экономике;
3) нестабильность налоговых законов, частые изменения порядка
расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, противоречивость
отдельных пунктов, статей налоговых законов приобретает негативную
сторону;
4) слабая информационная база в налоговой практике, отсутствие
четкого разграничения налоговых полномочий центра и мест приводит к
серьезным разногласиям между ними;
5) и самое главное - кадровый вопрос. Добросовестная подготовка
будущих финансистов, специалистов кредитной системы, с обязательным
прохождением производственной практики на базе налоговых комитетов,
позволяющая студентам провести широкую работу с населением и лучшему усвоению теоретического курса, закрепленному практикой. Принятие выпускников экономических вузов на работу без учета стажа работы.
6) Плановое повышение профессиональной переподготовки работников
налоговых комитетов позволяющих повышению профессионального уровня
сотрудников налогового комитета.
7) Своевременное налогообложение и сбор налогов с населения, как
физических лиц станет залогом улучшения всего благосостояния народа
Республики Казахстан.
Список использованной литературы.
1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 01. 01. 2005г.
2. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12.06.2001 года № 200 - П.
3. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О налогах и др. обязательных платежах в бюджет"/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.
4. Мельников В.Д. Ильясов К.К. «Финансы» Алматы 2001.
5. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.
6. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.
7. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
8. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г.
9. "Налоги" под редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.
10. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.
11. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТ І ЖАРҒЫ., 1998 г.
12. Грисимова Е. Н. налогообложение: учебное пособие. - СПб.: Издательство СПб. Университета, 1198 г.
13. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000 г.
14. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы; ЮНИТИ 1997 г.
15. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
16. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г.
17. "Налоги" под редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.
Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования