Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.
Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы
1.2. Налоговая система Республики Казахстан. Виды налогов и их
характеристика
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.
Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:
- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;
- по использованию;
- от органа взимающего налог;
- по экономическому признаку.
По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги (от англ. real - имущество) - это налоги на имущество, а точнее, на такую его разновидность, как вещи.
К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог. Объектом этих налогов является право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) либо иное вещное или обязательственное право на определенное имущество, которое выступает предметом данных налогов.
Личные налоги - это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.
К личным налогам относятся в Казахстане, например, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на сверхприбыль, взимаемый в системе налогов с недропользователей, социальный налог.
Предметом личных налогов выступают сумма дохода (прибыли, фонда труда и т. п.), полученная налогоплательщиком, объектом налога право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) на те денежные средства, которые выражают этот доход (прибыль).
Личные налоги в отличие от реальных позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги. В этом смысле личные налоги больше соответствуют одному из неписаных принципов налогообложения: «брать деньги с того, кто их имеет». Кроме того, личные налоги скорреспондированы с размером полученного дохода, так как рассчитываются как часть этого дохода. Это позволяет организовать налогообложение на более научной основе и с учетом требований экономических законов. Так, они позволяют определить ту зону налогового изъятия валового национального продукта (ВНП), которая оставила бы в неприкосновенности другие части этого продукта, необходимые для воспроизводства потребленных средств производства, для выплаты заработной платы, расширения производства и т.д. Иначе говоря, личные налоги более адекватны объективным критериям распределения валового национального продукта. Такие налоги дают более ясный сигнал и государству, как субъекту, } устанавливающему и взимающему налоги, и обществу, как коллективному налогоплательщику, что в налогообложении допущен какой-то перекос, что оно ловится избыточным и начинает приносить вред экономике. Например, если посредством налога у предпринимателя начинают изыматься оборотные денежные средства, предназначенные для приобретения сырья и материалов, необходимых для обеспечения процесса воспроизводства, то такое налогообложение является убыточным и не соответствует платежным возможностям налогоплательщика.
Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные, налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).
В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.
По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.
Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации -. : налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту.
Согласно кадастровому способу учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности.
В декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты исчисляет и уплачивает сумму налога.
У источника получения дохода налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик.
На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.
Используются два метода налогового учета:
1) кассовый;
2) метод начислений.
Согласно кассовому методу доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты.
По методу начислений доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты.
Второй метод для налоговых служб является более приемлемым, и он принят к применению всеми плательщиками Казахстана. Его недостаток для плательщиков - налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.
Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.
Перечень налогов в Казахстане включает:
1) корпоративный подоходный налог;
2) индивидуальный подоходный налог;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизы;
5) специальные платежи и налоги недропользователей (подписной
бонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти, налог на сверхприбыль);
6) социальный налог;
7) земельный налог;
8) налог на транспортные средства;
9) налог на имущество.
Для отдельных групп плательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, предусматривающие применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и представления отчетности по ним. Сюда относятся: субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица - производители сельхозпродукции, отдельные виды предпринимательской деятельности.
Уплата налогов при этих режимах производится на основе: оплаты патента; разового талона; единого земельного налога; упрощенной декларации; фиксированного суммарного налога (для игорного бизнеса). Эти режимы представляют собой разновидность (комбинацию) подоходных, имущественных, социального, косвенных налогов.
Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Министерством финансов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.
Необходимо отличать понятия «налог» и «налогообложение»: в первом - это экономическая и финансовая категория, во втором - процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма.
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных бюджетов
Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.
Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.
В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.
На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.
Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.
Финансовые отношения в местном звене регулируются Законами «О бюджетной системе Республики Казахстан», «О республиканском бюджете» на текущий год и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.
Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющимся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.
Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам и расходам в пределах 50% от объемов средств государственного бюджета.
В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:
1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;
2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.
Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и, наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.
Мировая финансовая теория и практика определяют, что местные (локальные) бюджеты функционируют как самостоятельная часть бюджетной системы. Под самостоятельностью бюджета понимается положение, когда орган регионального управления на основе закрепленной доходной базы сам определяет объем бюджета, конкретную структуру и величину доходов и расходов по статьям. Его исполнение осуществляется на основе республиканского законодательства, определяющего права в этой области региональных органов управления.
С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности, и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяются основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсолютной. Она всегда относительна, и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от центра решений. К тому же современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяют говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финансирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населению гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.
Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходимых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.
Общий принцип определения оптимального сочетания централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.
Оперативно-хозяйственная самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на длительный период.
В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».
Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внимания оказываются следующие вопросы:
- оптимальное количество уровней управления государственным сектором;
Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования