Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.
Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы
- оптимальное распределение полномочий между уровнями управления;
- уровень наиболее эффективного финансирования социальных расходов;
- степень вмешательства центрального правительства в управление и финансирование местных органов власти;
- доля собственных средств в финансировании расходов местных органов власти и управления;
- форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государственной экономики.
Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счет развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.
Опыт развития территориального управления в других странах подтверждает необходимость децентрализации управления, предоставления местным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства Казахстану, термин фискальный федерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.
До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным кризисным положением бюджетно-финансовой сферы.
Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:
1) доходы местных бюджетов;
2) полученные официальные трансферты от вышестоящих бюджетов,
юридических и физических лиц, иностранных государств;
3) погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов
кредитов.
В свою очередь, доходы состоят из:
а. поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;
б. неналоговых поступлений;
в. доходов от операций с капиталом.
Закрепленные за местными бюджетами налоги, сборы и обязательные платежи на 2001 год включали:
- корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-
- акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;
- индивидуальный подоходный налог;
- социальный налог;
- налог на имущество;
- земельный налог;
- налог на транспортные средства;
- доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местные бюджеты;
- сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг).
Неналоговые поступления в местные бюджеты включают:
- дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;
- доходы от лотерей, проводимых местными органами;
- вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;
- поступления от продажи имущества, принадлежащего местным органам;
- поступления от реализации услуг со стороны государственных учреждений, подведомственных местным органам;
- поступления от аренды имущества коммунальной собственности;
- поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным органам;
- поступления от аренды земельных участков;
- платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;
- прочие административные сборы;
- административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;
- иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты в среднем по Казахстану сложилось в пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).
Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.
В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения поступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах.
Проблемы местных бюджетов состоят также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.
Состав и структура поступлений средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-
Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов.
Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами
районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.
Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация местных бюджетных программ возложены на администраторов местных бюджетных программ - местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.
Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства РК (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.
В бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-
«Бюджетное регулирование» проводится путем передачи части поступлений от общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке собственных доходных источников для полного выполнения территориальными органами возложенных на них функций в Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранил ось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов.
Рационализация принятия бюджетных решений возможна методом составления смет с нуля (а не путем корректировки прошлогодних данных) и использования системы планирования, программирования бюджетов (ППБ).
Метод составления бюджетов на нулевой основе заключается в том, что каждый год составляется новая смета, а бюджетное учреждение обязано полностью обосновать свою программу расходов и определить приоритеты. Это не исключает финансирования уже осуществляемых программ, но в рамках проводимой на данный бюджетный год налогово-бюджетной политики, определяемой Министерством финансов в бюджетных циркулярах, используемых бюджетными учреждениями при составлении смет.
Метод ППБ используется для финансирования поддающихся измерению результатов бюджетных про грамм с тем, чтобы определить, какое сочетание организационных мер и распределения ресурсов между различными учреждениями сможет в наибольшей степени способствовать достижению наилучших показателей результативности. При этом методе могут использоваться нормы расходов. Таким образом, бюджетный процесс в местном звене может быть основан на критерии эффективности.
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г.
2.1. Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г.
Поступление налогов в Государственный бюджет за 2006 год увеличилось по сравнению с 2005 годом на 6292,9 млн.тенге или на 23,9%.
Диаграмма 1
Поступления налогов и платежей по уровням бюджета по Акмолинской области в 2005 году.(тыс.тенге)
Поступление налогов по Республиканскому бюджету за 2006 год также увеличилось по сравнению с 2005 годом на 3858,1 млн.тенге или на 29,1%. Поступление налогов в местный бюджет за 2006 год увеличилось по сравнению с 2005 годом на 2434,8 млн.тенге или на 18,7%.
«Динамика поступления налогов и платежей по уровням бюджета по Акмолинской области за 2005-2006 г.г » (Приложение А).
Диаграмма 2
Поступление налогов и платежей по Акмолинской области по уровням бюджета в 2006 г.
Налоги с населения состоят из налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю. Для анализа поступления налогов с населения фактические данные текущего года следует сравнивать с предыдущим годом и планом. Для этого построим следующую аналитическую таблицу (см. табл. 1) «Анализ выполнения плана по налогам с населения в местный бюджет по Акмолинской области».
Таблица 1
Анализ выполнения плана по налогам с населения в местный бюджет по Акмолинской области за 2005 год.
(тыс. тенге)
Налоговые платежи | 2005 г. | |||
| План | факт | % | Отклонение |
1. Налог на имущество физических лиц | 36930 | 42897,8 | 116,2 | 5967,8 |
2. Земельный налог - Земельный налог с физических лиц на земли сельскохоз. назначения - Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов | 39665
1336,0
38329,0 | 46830,5
2715,9
44114,6 | 118,1
203,3
115,1 | 7165,5
1379,9
5785,6 |
3. Налог на транспортные средства с физических лиц | 134269,0 | 143264,4 | 106,7 | 8995,4 |
Итого поступления по налогам | 210864 | 232992,7 | 110,5 | 22128,7 |
Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования