Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Налоги с населения.doc

— 5.85 Мб (Скачать)

- оптимальное      распределение      полномочий      между     уровнями управления;

- уровень     наиболее    эффективного    финансирования   социальных расходов;

- степень вмешательства центрального правительства в управление и финансирование местных органов власти;

- доля   собственных  средств  в   финансировании  расходов  местных органов власти и управления;

- форма    контроля    за   расходованием    средств    на   всех уровнях государственной экономики.

              Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности   в   решении   местных   социальных   проблем.   Он достигается за счет развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по   взиманию   местных   надбавок   к   общегосударственным   налогам   или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление).    При   этом   сокращается   трансфертное   финансирование   из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

              Опыт развития территориального управления в других странах подтверждает необходимость  децентрализации  управления,  предоставления  местным  органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства Казахстану,   термин   фискальный   федерализм   может   быть  трансформирован  в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным кризисным положением бюджетно-финансовой сферы.

Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:

1)                     доходы местных бюджетов;

2)                     полученные официальные трансферты от вышестоящих бюджетов,
юридических и физических лиц, иностранных государств;

3)                     погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов
кредитов.

В свою очередь, доходы состоят из:

а.              поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;

б.              неналоговых поступлений;

в.              доходов от операций с капиталом.

Закрепленные за местными бюджетами налоги, сборы и обязательные платежи на 2001 год включали:

- корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-территориальной единице, в размере 50%;

- акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;

- индивидуальный подоходный налог;

- социальный налог;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- налог на транспортные средства;

- доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местные бюджеты;

- сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг).

              Неналоговые поступления в местные бюджеты включают:

- дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;

- доходы от лотерей, проводимых местными органами;

- вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;

- поступления от продажи имущества, принадлежащего местным органам;

- поступления от реализации услуг со стороны государственных учреждений, подведомственных местным органам;

- поступления от аренды имущества коммунальной собственности;

- поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным органам;

- поступления от аренды земельных участков;

- платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;

- прочие административные сборы;

- административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;

- иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты в среднем по Казахстану сложилось в пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).

Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения поступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах.

Проблемы местных бюджетов состоят также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.

Состав и структура поступлений средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов.

Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы  распределения доходов  между  областным  бюджетом и  бюджетами

районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация местных бюджетных программ возложены на администраторов местных бюджетных программ - местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.

Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства РК (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

В бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

«Бюджетное регулирование» проводится путем передачи части поступлений от общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке    собственных    доходных    источников    для    полного    выполнения территориальными органами возложенных на них функций в Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранил ось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов.

Рационализация принятия бюджетных решений возможна методом составления смет с нуля (а не путем корректировки прошлогодних данных) и использования системы планирования, программирования бюджетов (ППБ).

Метод составления бюджетов на нулевой основе заключается в том, что каждый год составляется новая смета, а бюджетное учреждение обязано полностью обосновать свою программу расходов и определить приоритеты. Это не исключает финансирования уже осуществляемых программ, но в рамках проводимой на данный бюджетный год налогово-бюджетной политики, определяемой Министерством финансов в бюджетных циркулярах, используемых бюджетными учреждениями при составлении смет.

Метод ППБ используется для финансирования поддающихся измерению результатов бюджетных про грамм с тем, чтобы определить, какое сочетание организационных мер и распределения ресурсов между различными учреждениями сможет в наибольшей степени способствовать достижению наилучших показателей результативности. При этом методе могут использоваться нормы расходов. Таким образом, бюджетный процесс в местном звене может быть основан на критерии эффективности.

 

Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г.

2.1. Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г.

 

Поступление налогов в Государственный бюджет за 2006 год увеличилось по сравнению с 2005 годом на 6292,9 млн.тенге или на 23,9%.

Диаграмма 1

Поступления налогов и платежей по уровням бюджета  по Акмолинской области в 2005 году.(тыс.тенге)

Поступление налогов по Республиканскому бюджету за 2006 год также увеличилось по сравнению с 2005 годом на 3858,1 млн.тенге или на 29,1%. Поступление налогов в местный бюджет за 2006 год увеличилось по сравнению с 2005 годом на 2434,8 млн.тенге или на 18,7%.

«Динамика поступления налогов и платежей по уровням бюджета по Акмолинской области за 2005-2006 г.г » (Приложение А).

Диаграмма 2

              Поступление налогов и платежей по Акмолинской области по уровням бюджета в 2006 г.

              Налоги с населения состоят из налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю. Для анализа поступления налогов с населения фактические данные текущего года следует сравнивать с предыдущим годом и планом. Для этого построим следующую аналитическую таблицу (см. табл. 1) «Анализ выполнения плана по налогам с населения в местный бюджет по Акмолинской области».

Таблица 1

              Анализ выполнения плана по налогам с населения в местный бюджет по Акмолинской области за 2005 год.

(тыс. тенге)

 

Налоговые платежи

2005 г.

 

 

План

факт

%

Отклонение

1. Налог на имущество физических лиц

36930

   42897,8

116,2

5967,8

2.         Земельный налог

-  Земельный налог с физических лиц на земли сельскохоз. назначения

-  Земельный налог с физических лиц  на земли населенных пунктов

39665

 

 

1336,0

 

 

 

38329,0

  46830,5

 

 

  2715,9

 

 

 

44114,6

118,1

 

 

203,3

 

 

 

115,1

  7165,5

 

 

   1379,9

 

 

 

   5785,6

3. Налог на транспортные средства с физических лиц

134269,0

143264,4

106,7

  8995,4

Итого поступления по налогам

  210864

232992,7

110,5

  22128,7

Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования