Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Налоги с населения.doc

— 5.85 Мб (Скачать)

Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта обложения или наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта (например, при уменьшении фонда заработной платы: чем меньше этот фонд, тем больше налог, или чем больше фонд, тем меньше налог, тем самым поддерживается приемлемый уровень средней заработной платы). Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем. что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным предоставляются бесплатно.

В условиях рыночной экономики те или иные ставки и используются с учетом платежеспособности налогоплательщиков и обеспечения общегосударственных потребностей. Ставки устанавливаются законодательным путем и могут корректироваться при утверждении государственного бюджета на каждый год.

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчислен i оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая    льгота    -    снижение    размера    налога. Могут применяться

разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налога   части   объекта):   понижение   ставок   налога;   уменьшение   оклада  налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.

              Налоговое право - совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием,   изменением   и   прекращением   налоговых   отношений.   В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу   элементы,  регламентирующие  порядок  исчисления,   взимания, отмены налога;  сроки уплаты; льготы;  ответственность плательщиков; порядок  обжалования действий налоговых органов.

              Налогообложение    -    это    определенная    совокупность экономических (финансовых)        и        организационно-правовых        отношений,        выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют     три     основных     метода     расчета     и     взимания     налогов налогообложения):

•                          исчисление      фиксированной      надбавки      к      цене      реализации
(классические примеры - налог с оборота и налог с продаж);

•                          исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта;

•                          исчисление    налога    путем    умножения    процентной    ставки    на
налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).

В   налогах   исторически   формировались   два   принципа   распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):

1)                     принцип выгоды (полученных благ);

2)                     принцип «пожертвований» (платежеспособности

              В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую могут ожидать   от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых         правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог, дорожный налог и другие платежи, формировавшие бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как борона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных.

Согласно второму принципу субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предложения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

              Использование     принципов     налогообложения получаемых              благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их  изменению по мере роста дохода.

Классические     принципы     рациональной     организации     налогов     были предложены еще А.Смитом. Они сводятся к следующему:

1.         налог   должен    взиматься   в    соответствии    с   доходом   каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

2.              размер  налога  и  сроки  выплаты  должны  быть  заранее  и  точно
определены (принцип определенности);

3.              каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который
наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);

4.              издержки взимания налогов должны быть минимальными   (принцип
экономии).

              Использование этих принципов устраняло произвол в  налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло А.Смиту сделать заключение, «… что налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы». В последующем развитии налогов формулировки принципов уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим.

1.              Принципы справедливости в налогообложении рассматриваются в 2-х аспектах:

а.              достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все
доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и
тратятся, облагались единообразно на равных условиях;

б.              соблюдение     «вертикального     равенства»     перед     законом     по
обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и
находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в
данном   обществе,   ситуациях.   Это   означает,   что   обложение   доходов
физических лиц должно производиться с применением дифференцированных
ставок  по  прогрессивной  шкале   для   перераспределения  части  доходов
наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не
должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип простоты для налогоплательщика должны быть понятны  назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге   должен   быть   не   громоздок   и   не   сложен.   При   определении   форм  налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои       доходы.       Предпочтительнее       использование       линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработков рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности плательщика.

3.        Определенность     налогов     -     непреложное     равенство     заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4.                      Минимум   налоговых   льгот.   Помимо   обоснованных   исключений, государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Это должно делаться открыто.    Необходимо    избегать    произвольного    освобождения    от    налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Средства для
государственного   финансирования   социальной   политики,   здравоохранения   и развития   культуры   нельзя   получить   путем   манипуляции   ставками   налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп
налогоплательщиков.  Этот принцип  важен также  и  с  точки  зрения рыночной экономики.   Нет  рынка  без   настоящих   цен.   Произвольные   налоговые   льготы проявятся в системе цен и не дадут ясного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5.                      Экономическая приемлемость - налоги не должны препятствовать улучшению   функционирования  экономики   и  росту   капиталовложений.   Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше не применять.

6.         Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут  к  перетеку  доходов  в  бюджеты  стран,  экспортирующих капитал,  и отрицательно повлияют на бюджет страны-импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

              В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения то   исходит  из   определения   налога),   единство   налоговой   системы   (на  всей территории  государства  и   в   отношении   всех   налогоплательщиков),   гласность налогового законодательства.

Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонда оплаты труда, амортизации и других источников.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что с точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов.

1. Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими   корзинами,   которые   назывались   «fiscus»,   куда   откладывали   часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность государства. По мере развития товарно - денежных отношений и производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

2.              Перераспределительная функция налогов в перераспределении части ходов различных хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в перераспределительной функции определяются долей налогов в валовом продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 1997 г.. 16,6% в 1998 г., 17,4% в 1999 г., 22,6% в 2000 г.

3.              Третья функция налогов - регулирующая расширение экономической деятельности    государства.    Она   целенаправленно    воздействует    на   развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются  выбор  форм  налогов,  изменение  их  ставок,  способов  взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения.

Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий в области налогов - в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения чрез централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм

              Экономической   заинтересованности   в   усилении   трудовой   активности.  Через налоговую  систему обеспечивается более эффективная и  надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования