Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.
Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы
Таблица показывает, что поступления налогов с населения в местный бюджет ежегодно возрастает. План поступления налогов с населения в местный бюджет в 2005 году был выполнен на 110,5 % при плане 210864 тыс.тенге фактически поступило 232992,7 тыс.тенге отклонение составило 22128 тыс.тенге.(Приложение Б)
Диаграмма 3
Выполнение плана поступления налога на имущество физических лиц в 2005 году (тыс.тенге)
По поступлению налога на имущество физических лиц план был перевыполнен на 16,2% или 5967,8 тыс.тенге. увеличение поступления связано с улучшением налогового администрирования.
Диаграмма 4
Выполнение плана поступления земельного налога с физических лиц
в 2005 году (тыс.тенге)
По земельному налогу с физических лиц план поступления в 2005 году был выполнен на 118,1 %, т.е. при плане 39665,0 тыс.тенге в бюджет поступило 46830,5 тыс.тенге, отклонение составило 7165,5 тыс.тенге. Перевыполнение плана связано с улучшением налогового администрирования, а также снижением недоимки прошлых лет.
Фактическое поступление земельного налога с физических лиц на земли сельскохозяйственного назначения почти в два раза превысило план, т.е при плане 1336,0 тыс.тенге в бюджет области поступило 2715,9 тыс.тенге, что составило 203,3 %.
Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов фактическое поступление в бюджет составило 44114,6 тыс.тенге, тогда как было запланировано поступление в размере 38329,0 тыс.тенге. План поступления был выполнен на 115,1%.
Диаграмма 5
Выполнение плана поступления налога на транспортные средства физических лиц в 2005 году (тыс.тенге)
По налогу на транспортные средства физических лиц план поступления был выполнен на 106,7 % или на 8995,4 тыс.тенге.
Таблица 2
Анализ выполнения плана по налогам с населения в местный бюджет по Акмолинской области за 2006 год.
(тыс. тенге)
Налоговые платежи | 2006 г. | |||
| План | факт | % | Отклонение |
1. Налог на имущество физических лиц | 34572,0 | 43735,2 | 126,5 | 9163,2 |
3. Земельный налог - Земельный налог с физических лиц на земли сельскохоз. назначения - Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов | 43600,0
1915,0
41685,0 | 51427,8
2081,4
49346,4 | 118
108,7
118,4 | 7827,8
166,4
7661,4 |
3. Налог на транспортные средства с физических лиц | 143626,0 | 158645,4 | 110,5 | 15019,4 |
Итого поступления по налогам | 221798,0 | 253808,4 | 114,4 | 32010,4 |
Из таблицы видно, что по налогам, взимаемым с физических лиц план поступлений в 2006 году выполнен на 114,4%, фактическое поступление составило 253808,4 тыс. тенге при плане 221798,0 тыс. тенге, отклонение в суммарном выражении составило 32010,4 тыс.тенге. (Приложение В)
Диаграмма 6
Выполнение плана поступления налога на имущество физических лиц в 2006 году (тыс.тенге)
План по налогу на имущество с физических лиц в 2006 году составлял 34572,0тыс. тенге, фактически поступило 43735,2 тыс. тенге (126,5%) . Рост поступлений связан с увеличением оценочной стоимости имущества на 43% по сравнению с прошлым годом.
Диаграмма 7
Выполнение плана поступления земельного налога с физических лиц
в 2006 году (тыс.тенге)
По земельному налогу при плане 43600 тыс.тенге в бюджет фактически поступило 51427,8 тыс. тенге выполнение плана составило 118 %, план был перевыполнен на сумму 7827,8 тыс.тенге. Увеличение поступления связано с улучшением налогового администрирования, снижением недоимки прошлых лет.
Диаграмма 8
Выполнение плана поступления налога на транспортные средства физических лиц в 2005 году (тыс.тенге)
План по налогу на транспортные средства с физических лиц был выполнен на 110,5%, фактически поступило на 15019,4 тыс.тенге больше, чем было запланировано, т.е. при плане 143626,0 тыс. тенге в бюджет поступило 1586645,4 тыс. тенге.
2.2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005 – 2006 г.г.
Поступление налогов в местный бюджет за 2006 год увеличилось по сравнению с 2005 годом на 2434,8 млн.тенге или на 18,7%.
«Динамика поступления налогов и платежей в местный бюджет городами области за 2005-2006 г.г» (Приложение Г), можно отметить что, поступление налогов и платежей в местный бюджет по городу Кокшетау за 2006 год увеличилось на 82336,8 тыс.тенге, то есть на 117,6%, по городу Степногорск увеличилось на 50996,4 тыс.тенге, то есть на 129,5%. Это связано с темпом роста объемов валовой продукции и поступлений налогов по сельскому хозяйству в 2006году по сравнению с 2005 годом. Посевная площадь в 2006 году составила 3608,5 тыс.га, в 2005 году 3476,7 тыс.га, то есть рост составляет 3,8%, также наблюдается рост объемов производства основных видов продукции животноводства.
«Динамика поступления налогов и платежей в местный бюджет районами области за 2005-2006 г.г» (Приложение Д), также можно отметить что, поступление налогов и платежей в местный бюджет районами области отмечают повышение поступлений налогов в местный бюджет. Районы, допустившие снижение поступлений в местный бюджет за 2006год по сравнению с планом это Жаркаинский 92%, Жаксынский 97,1%, Коргалжино 97,7%, Ерементау 99,7%. (Приложение Е)
Таблица 3
Поступление налогов с физических лиц в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г. (тыс.тг.)
№ | Наименование налогов | Факт 2006г. | Факт 2005г. | Отклонение | % исполнения |
1 | Налог на имущество физических лиц |
43735,2 |
42897,8 |
837,4 |
102 |
2 | Земельный налог | 51427,85 | 46830,59 | 4597,3 | 109,8 |
| Земельный налог с физических лиц на земли сельскохоз. назначения | 2081,45 | 2715,94
| - 634,5 | 76,6 |
| Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов | 49346,4 | 44114,65 | 5231,8 | 111,9 |
3 | Налог на транспортные средства с физических лиц |
158645,4 |
143264,4 |
15381 |
110,7 |
По данным таблицы можно сказать, что поступление налога на имущество физических лиц в 2006 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на сумму 837,4 тыс.тенге или 102% произошло в связи с улучшением налогового администрирования.
Диаграмма 9
Поступление налога на имущество физических лиц в бюджет за 2005-2006г.г.
Общее поступление земельного налога с физических лиц в бюджет Акмолинской области в 2006 году по сравнению с 2005годом увеличилось на 4597,3 тыс.тенге или на 109,8 %, что связано с повышением поступлений земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов.
По земельному налогу с физических лиц на земли сельскохозяйственного назначения поступления в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизились на сумму 634,5 тыс.тенге на это повлияло снижение количества налогоплательщиков на 79, т.е. в 2005 году количество плательщиков по данной категории земель составляло 324 субъекта, а в 2006году – 245.
Диаграмма 10
Поступление земельного налога с физических лиц в бюджет за 2005-2006г.г.
По земельному налогу с физических лиц на земли населенных пунктов в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост поступления на 5231,8 тыс.тенге связан с гашением недоимки прошлых лет на сумму 6523 тыс.тенге, а также в связи с увеличением количества налогоплательщиков на 1211 субъектов, т.е. в 2005 году количество налогоплательщиков составляло 1093 субъекта, а в 2006 годом 2304.
Диаграмма 11
Поступление налога на транспортные средства физических лиц в бюджет за 2005-2006г.г.
По налогу на транспортные средства с физических лиц поступления в 2006 году возросли за счет увеличения количества налогоплательщиков на 19211 физических лиц, т.е. в 2005 году их количество составляло 170838, а в 2006 году – 190049, также на рост поступления налога повлияло гашение недоимки прошлых лет.
2.3. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005-2006 г.г.
Недоимка – это неуплаченная в установленный срок сумма налога.
Порядок взимания недоимки, несмотря на происходящее в стране политические и экономические изменения, можно сказать, кардинального свойства, а также при наличии повсеместной и постоянной критике этого порядка, отличается удивительным постоянством.
Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 года. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» перешел на иную, более демократическую процедуру взимания недоимки. Было установлено, что в случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством (то есть при возникновении недоимки), органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков или его дебиторов, если налогоплательщик или его дебиторы согласны с уплатой такой задолженности. Согласием считается: предоставление налогоплательщиком декларации по налогам, необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течении 5 банковских дней. При отсутствии такого согласия налогоплательщику у налогового органа оставался единственный способ взимания недоимки в судебном порядке.
Вопрос о том, в каком порядке должно (или может) производиться взыскание недоимки - на основе одностороннего решения налогового органа или путем его обращения в суд – достаточно сложный вопрос.
С одной стороны, налог сам по себе, будучи односторонним установленным государством, выражает принудительное изъятие денег у налогоплательщика. И если уплата налога во всех случаях должно производиться лишь на основании решения суда, то теряется сам смысл налога как способа принудительного изъятие денег иначе говоря, принудительное установление налога предполагает возможность принудительного изъятия у налогоплательщика суммы налогового платежа. Поэтому неуплата налога вполне естественно влечет его принудительное взимание. Государство установило налог, оно же в лице налогового органа осуществляет его принудительное взимание.
К тому же налоговое правоотношение – это двустороннее - властное отношение, где государство, как властвующий(или уполномоченный) субъект этого отношения, вполне правомерно обладает большим объемом правомочий по сравнению с другим объектом данного отношения – налогоплательщиком, которого неслучайно зовут обязанным субъектом. И наличие у одного из субъектов этого отношения – государства в лице своего налогового органа правомочия, дающего ему возможность силового воздействия на поведение другого субъекта – налогоплательщика с целью принуждения его к исполнению своего обязательства перед государством, - вещь, в принципе укладывающаяся в рамки юридических представлений о данных отношениях. Такого рода конструкции свойственны многим финансовым и административным правоотношениям. И никого не удивляет и не возмущает, когда, скажем, милиционер силой понуждает разбушевавшегося хулигана прекратить свое противоправное поведение или штрафует на месте (безовсякого суда) нарушителя правил дорожного движения. Кстати, административный штраф также является принудительным лишением права собственности с обращением имущества в доход государства.
Естественно предположить, что если государство не хочет иметь проблем с уплатой налогов и с последующим взысканием недоимок, оно должно выстроить такую налоговую систему, при которой взимание (сбор) налогов осуществлялся непосредственно налоговым аппаратом или уполномоченными на то лицами.
При самостоятельной уплате налога образование недоимок – явление, можно сказать, неизбежное. Причем причины неуплаты налогов могут быть самые различные. В числе основных можно назвать следующие: умышленное уклонение от уплаты налога; отсутствие у налогоплательщика денег, необходимых для уплаты налога; халатность, допущение налогоплательщиком расчета суммы налога и соблюдения сроков его уплаты; добросовестное заблуждение налогоплательщика, полагающего, что он налог платить не должен; ошибки налогоплательщика в применении налоговых льгот; ошибка налоговых органов, пришедших в процессе налоговой проверки к выводу, что налогоплательщик не выполнил своего налогового обязательства.
Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования