Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Налоги с населения.doc

— 5.85 Мб (Скачать)

К проблеме  порядка  взыскания недоимки (производить  взыскание  в судебном  или  внесудебном,  бесспорном порядке) примыкает вопрос, связанный  с  очередностью исполнения банком требования  о  взыскании  налога при  наличии нескольких  требований  к  банковскому  счету  налогоплательщика   при недостаточности на нем  денежных  средств для удовлетворения всех  предъявленных  требований.

Налоговый  кодекс, определяя  порядок  списания  денежных  средств  со  счетов  банков, предусматривал  первоочередное исполнения  инкассовых распоряжения  налоговых  органов о перечислении  налогов (п6. ст.50 НК). Таким образом фискальные  интересы  государства поставлены выше интересов всех других  лиц, в том числе, требований  по выплате  заработной  плате. В то же время пункт 2 статьи 742 Гражданского  Кодекса РК федерации  установил  для таких требований  лишь    четвертую  очередь.

Таблица 4

Недоимка по налогам на собственность за 2005-2006 г.г.

(тыс.тенге.)

 

Наименование налога

 

 

Недоимка

Отклонение

 

% исполнения

На 01.01.2006

на 01.01.2007

  Налог на        имущество

физических лиц

28174

12973

15201

46,1

  Земельный налог с физических лиц на земли сельскохоз. назначения

3362

1163

2199

34,6

  Земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов

14945

8439

6506

56,5

Налог     на     транспортные средства физических лиц

5305

835

4470

15,7

  Всего

51786

23410

28376

45,2

Недоимка по налогам с населения на 01.01.2007 г. в бюджет Акмолинской области составила 23410 тыс. тенге, тогда как в 2005 году недоимка по налогам с физических лиц составляла 51786 тыс.тенге. В общем наблюдается значительное снижение недоимки в 2006 году по сравнению с 2005 годом.

 

Диаграмма 12

Недоимка по налогу на имущество с физических лиц за 2005-2006 г.г.

По налогу на имущество физических лиц в2006 году недоимка снизилась на 15201 тыс.тенге в связи с улучшением налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 13

Недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2005-2006 г.г.

В 2005 году недоимка по земельному налогу с физических лиц на земли сельскохозяйственного назначения составляла 3362 тыс.тенге. В 2006 году наблюдается снижение недоимки на 2199,0 тыс.тенге. По  земельному налогу с физических лиц на земли населенных пунктов в 2006 году также произошло снижение недоимки на сумму 6506 тыс.тенге.

Диаграмма 14

Недоимка по налогу на транспортные средства физических лиц за 2005-2006 г.г.

По налогу на транспортные средства физических лиц по данным таблицы видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом недоимка снизилась на сумму 4470 тыс.тенге.

За истекший период проведен ряд мероприятий с целью сокращения недоимки и анализ работы в данном направлении наглядно подтверждает прямую зависимость сокращения сумм недоимки от полноты и эффективности применяемых мер принудительного характера.

              Так было вручено уведомлений 389 налогоплательщикам недоимщикам.

              Выставлено инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщиков недоимщиков 96 на сумму 82584 тыс. тенге. Исполнено 634 тыс. тенге.

              Во взыскании недоимки, в виду отсутствия средств на расчетных счетах налогоплательщиков произведено обращение на наличные денежные средства в сумме 4491 тыс. тенге.

В связи с невозможностью взыскания с налогоплательщика задолженности в бюджет ограничено в распоряжении имущество на сумму 2144 тыс. тенге.

Кроме того, за нарушение нормы налогового законодательства к административной ответственности привлечены 64 граждан на сумму 702,0 тыс. тенге.

              Взыскано 13 на сумму 130 тыс. тенге. Поставлено на учет 25553 налогоплательщика, в том числе:

 

•                          имущественный налог -7105;

•                          земельный налог - 6288;

•                          транспортный налог - 12160.

              Выписано и разнесено 6263 платежных извещений, в том числе:

•                          имущественный налог - 2974;

•                          земельный налог - 2345;

•                                        транспортный налог - 944.

 

              Поступило местных налогов и сборов с физических лиц по состоянии: на 01.01.2004 года - 76448 тысяч тенге, в том числе:

•                          имущественный налог - 7173 тысяч тенге;

•                          земельный налог - 20186 тысяч тенге;

•                          транспортный налог - 49089 тысяч тенге.

Очевидно, что наиболее эффективно работает механизм сбора налогов с транспортных средств.

Если рассмотреть транспортный налог, способы его взимания, то сразу становится понятно, что рычаги принудительного взыскания налога с транспортного средства не в пример мощнее, чем рычаги принудительного взыскания налога с имущества или земли. То есть, если вы не платите, налог с транспортного средства, то вы не можете пройти ежегодное техническое обслуживание, езда без которого не разрешена. Вы не можете продать, купить, застраховать свой автомобиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан.

3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК

 

Налоговые  системы  многих  стран  мира  развивались  постепенно,  в  течение  многих  лет.  У  Казахстана  же  не  было, и  нет  времени  для  длительной  эволюции  создания  налоговой  системы,  необходимо  скорейшее  становление  и  развитие  национальной  экономики.  Но  Казахстан  не  может   за  один  период  перейти  к  полностью  удовлетворительной  и  своевременной  налоговой  системе. Поскольку  невозможно  за  один  раз  внести  все  желанные  изменения,  должна  быть  определенная  очередность.  Продвижение  к  этой  цели  должно  осуществляться  поэтапно  с  тем,  чтобы  дать  время,  как  налогоплательщикам,  так  и  налоговым  организациям  осмыслить  изменения  по  мере  того,  как  они  вносятся.

Когда  речь  идет  о  недостатках  нашей  налоговой  политики  государства  и  необходимости  ее  реформирования,  то  изначально  надо  точно  осознавать,  какую  цель  перед  собой  мы  ставим.  На  базе  стратегии  «Казахстан - 2030»,  в  особенности  в  период  развития  страны  в  2001 – 2010 годах – достижение  экономического  роста  или  увеличение  потока  денег  в  республиканский  и  местный  бюджеты.   Таким  образом,  новые  ставки  налогообложения  должны  оказать  положительное  влияние  для  создания  экономики,  обеспечивающей  устойчивое  производство  в  2001 – 2010 годах  максимального  количества  товаров,  услуг  и  продукции  на  душу  населения  наиболее  эффективным  образом.  Поэтому,  ставка  налогов  становится  решающим  фактором  для  выполнения  тех  задач,  которые  были  поставлены  главой  государства  на  ежегодном  Послании  народу  Казахстана.  Иначе  говоря,  для  того  чтобы  добиться  выполнения  третьего  приоритета  стратегии  развития  Казахстана  нужно  обязательно  снизить  налоговые  ставки.

Актуальная  проблема,  с  которой  сталкивается  Казахстан  в  последние 8-10 лет – это  наличие  льгот,  освобождения  и  исключении  из  общих  налоговых  правил.  Чем  их  больше  в  налоговом  кодексе,  тем  менее  эффективна  налоговая  система.  Приходится  устанавливать  слишком  много  возможностей  для  введения  индивидуальных  налоговых  ставок.  Иначе  говоря,  это  иная  форма  субсидий.   В  нынешнем  законодательстве   имелось,  по  сей  день  около  67 – 72 льгот  и  исключений.  По  нашим  расчетам,  потери  составили  десятки  миллиардов  тенге  ежегодно.  Следовательно,  необходимо  по  мере  возможностей  выровнять  налоговое  бремя  по  отраслям,  регионам,  по  субъектам  хозяйственной  деятельности.

В  дальнейшем  совершенствовании  нуждается  проблема,  связанная  с  обеспечением  финансовой  гармонии  и  идентичности  между  бухгалтерскими Книгами  и  критериями  налоговых  отчислений.  Между  ними  существуют  схемы  по  уклонению  от  налогов.  Сохранение  между  ними  определенных  разрывов  и  правовых  «прорех»  является  каналом  сокрытия,  а  значит,  неуплаты  налогов  и  других  обязательных  платежей  в  бюджет.

Общепризнанно,  налоги  платят  тогда,  когда,  либо  доверяют  государству,  либо  его  боятся.  В западных  государствах  и  доверяют,  и  боятся  закона,  в  Казахстане – и  не  доверяют,  и  не  боятся.  У  нас  государство  слабое,  поскольку  обременено  огромным  количеством  обязательств  по  отношению  ко  многим   социальным  группам.  При  этом  объем  этих  обязательств,  превышает  его  финансовые  возможности .

Политика  в  области  налога  на  добавленную  стоимость  на  территории  Казахстана  имела  множество  противоречий  и  недоработок.  В   условиях  инфляционных  процессов  высокая  ставка  налога  на  добавленную  стоимость  стала  одним  из  решающих  факторов  сдерживания    производства  в  связи  с  нарушением  расчетов  в  народном  хозяйстве,  так  как  налог  на  добавленную  стоимость  увеличивает  почти  на  четверть  и  так  уже  выросшие  многократно  цены.  Таким  образом,  этот  налог  частично  ответственен  за  то,  что  реализуется    только  65 – 70%  произведенной  продукции,  а  взаимная  задолженность  предприятий  и  организаций  достигла  огромных  размеров. Как  мы  уже  знаем,  с 1 июня  2004 года,  общая  ставка  налога  на  добавленную  стоимость  установлена  в  размере  15%.

В  ряде  зарубежных  стран   целью  ввода  налога  на  добавленную  стоимость  являлась  параллельная  отмена  всех  косвенных  многоступенчатых  налогов.  Исключение  составляли  только  некоторые  одноступенчатые  налоги  с  оборота,  взимаемые  на  какой – то  одной  стадии  производства,  например,  роялти  в  нефтедобывающей  промышленности  и  акцизы.   Однако  в  Казахстане  при  введении  налога  на  добавленную  стоимость  в  отечественную  налоговую  систему  полностью  пренебрегли  этим  опытом.

Так  как  этот  налог,  несомненно,  очень  перспективен,  то  нужно  его  совершенствовать.  Необходимо  снижение  общей  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  в  размере  до  10 –13%,  что  должно  повлечь  за  собой  увеличение  инвестиционных  потоков,  а  это   в  свою  очередь,  повлечет  увеличение  объемов  производства,  работ,  услуг.  Уменьшение  налоговых  поступлений  можно  компенсировать  увеличением  акцизов  на  отдельные  виды  продукции,  являющиеся  предметами  роскоши.

Инвестиционному  процессу  способствует  то,  что  освобождается  от  налога  на  добавленную  стоимость  выполнение  научно- исследовательских  и  опытно – конструкторских  работ.  Однако  эта  льгота  предоставляется  только  при  финансировании  проектов  за  счет  средств  бюджетов  бюджетной  системы  Казахстана,  а  также  средств  Казахстанского  фонда  фундаментальных  исследований.  Остаются  без  льгот  расходы  коммерческих  организаций  на  научно – исследовательские   работы.

Следует  отметить,  что  в  настоящее  время  в  стране  ставки  налогов  устанавливаются  без  должного  экономического  анализа,  их  воздействия  на  производство,  на  стимулирование  инвестиций,  тогда  как  стимулирующая  роль  налогов – важнейшая  часть  государственной  инвестиционной  политики.  В  связи  с  этим  необходимо  устранить  нестабильность  налоговой  системы,  постоянный  пересмотр  налоговых  ставок,  количество  налогов  и  т. д.  Без  этих  мер  рост  объема  инвестиций  в  экономику  невозможен.  Для  стимулирования  экономического  роста  должен   быть  пересмотрен  налоговый  режим.  Казахстан  находится  сейчас  на  той  стадии  развития,  которая  требует  осуществления  активных  инвестиций  в  технологическую  модернизацию  почти  всех  сфер  бизнеса.  Поэтому  отечественным  предприятиям  нужны  как  общее  снижение  налогового  бремени,  так  и  упрощение  налоговой  системы,  и  приведение  ее,  в  соответствие  с  современными  экономическими  реалиями.

Нормально  (стабильно) функционирующая  система  налогов  является  одним  из  средств  борьбы  с  теневой  экономикой:  ведь  уплата  налога  с  тог  или  иного  дохода  означает  признание  его  легальности,  законности,  в  то  время  как  наличие  дохода,  укрываемого  от  налогообложения,  ввиду  его   незаконности  преследуется  государством.  Повышение  роли  налогов  в  нашей   стране,  превращение  их  в  основной  способ  изъятия  части  доходов  физических  и  юридических  лиц  в  государственные  и  местные  бюджеты – свидетельство  роста  финансовой  культуры  общества.  При  достижении    определенного  уровня  грамотности  населения  налоги  будут  восприниматься  им  с  пониманием,  как  форма  участия  своими  средствами  в  решении  общегосударственных  задач,  прежде  всего – социальных. Естественно,  если  ставки  налогов  будут  отражать  баланс  интересов  граждан,  предпринимателей,  предприятий  и  государства.

Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования