Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.
Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6
1.1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6
1.2. Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17
1.3. Сущность и значение местных бюджетов. Доходы местных
бюджетов………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31
2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31
2.1. Анализ поступления налогов с населения в местный бюджет
за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38
2.2. Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42
Глава 3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50
3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Налоги с населения.doc

— 5.85 Мб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Налоги и организация налоговой системы…………………………….6

1.1.   Понятие налогов и их социально-экономическая сущность………………6

1.2.   Налоговая система РК. Виды налогов и их характеристика……………..17

1.3. Сущность   и    значение   местных     бюджетов.    Доходы     местных

бюджетов………………………………………………………………………...21

Глава 2. Анализ поступления налогов с населения в бюджет Акмолинской области за 2005-2006 г.г…………………………………………………………31

2.1 Анализ выполнения плана поступления налогов с населения в местный бюджет за 2005 – 2006 г.г……………………………………………………….31

2.1.   Анализ   поступления    налогов   с   населения   в    местный      бюджет

за 2005-2006 г.г…………………………………………………………………..38

2.2.   Анализ недоимки по налогам с населения за 2005 – 2006 г.г……………42

Глава 3.  Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан ….50

3.1. Пути совершенствования системы налогообложения РК ……………….50

Заключение……………………………………………………………………….57

Список использованной литературы             

Приложения             

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике РК. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны происходит реструктуризация экономики. Число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные кредиты) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе в среднем с 18 до 30 - 50%.

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории Казахстана, характеризуется множественностью налогов, а именно прямых налогов и косвенных налогов. Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла т.е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс

воспроизводства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

В работе налоговой политики необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практические значение таких авторов занимавшихся исследованием данной проблемы, как А. Смит, Д.Рикардо, А. Маршалл, А. А. Исаев, Д. Т. Черника и др.

Целью дипломной работы является раскрытие значения налогов и налоговой системы, а также доходов местных бюджетов.

Задачей дипломной работы является анализ начисления налогов, их уплата, а также роль налогов в доходах местного бюджета.

Объектом исследования данной работы является Налоговый комитет по Акмолинской области.

Тема данной дипломной работы «Налоги с населения, как источник доходов местных бюджетов» раскрывает суть налогообложения населения и систем учетов налога. Основным местом в системе налогообложения населения является налог на имущество физических лиц находящееся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи с учетом индексации цен по сроку и значимости по данным БТИ. Физические лица также выплачивают налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Граждане, владеющие различными видами автотранспорта, выплачивают налог, который не включается в налог на имущество. Органы местного самоуправления, в соответствии с Законодательством, действующим на данной территории, устанавливают местные налоги, включающие в себя государственную пошлину, взимаемую с исковых или иных заявлений и жалоб в судебные органы; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными органами и должностными лицами. Все виды налога с физических лип являются критерием благополучия и благосостояния населения, являясь зеркальным отражением материального   состояния   местного   бюджета.   Чем   богаче народ,  тем   больше налоговых отчислений в местный, а также в государственный бюджет. Налоги выражают реальные существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребителей и расходующиеся на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны, поддержания правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы (врачей, учителей, работников культуры, государственных учреждений).

Главная задача налогообложения состоит в обеспечении роста доли налоговых поступлений в ВВП, прежде всего за счет повышения собираемости налогов. Важное значение будет иметь Налоговый кодекс РК, который призван преодолеть негативные стороны в казахстанском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства.

Укрепление финансовой экономики местного бюджета довлеет от платежеспособности населения, т. е. своевременный учет и сбор налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог с владельцев автотранспортных средств и другие местные налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность налогов и организация налоговой системы

1.1.                Понятие налогов и их социально-экономическая сущность

 

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РК: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.

              Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак - смена собственника. Через налоги доля частной собственности     (в     денежной     форме)     становится     государственной     или               муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак отделяет налоги и сборы от пошлин.               Плательщик     последних    получает     права     на     осуществление     каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РК по месту их жительства); отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

              Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота.

              Субъект налога (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

              Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога - покупатель товара.

Объект налога - доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в РК таковым является налог на доходы               физических  лиц)  в  качестве  единицы  обложения  выступает  тенге  дохода;   по земельному налогу - гектар, сотка.

Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

              Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяются при обложении реальными налогами земельным, имущественным).

              Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

              Пропорциональные   ставки   устанавливаются   в   виде   единого   процента независимо от размера объекта налога; прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.

              Имеется два вида прогрессии - простая и сложная; при простой прогрессии ставка налога возрастает по мере увеличения дохода или стоимости имущества; при сложной -  доход  делится  на  части,  для  каждой  из  которой устанавливается повышающаяся налоговая ставка. Причем при сложной ступенчатой шкале ставки устанавливаются для каждой последующей суммы ступени доходов (например, с дохода до 1000 денежных единиц ставка установлена в 10%, с 1001 до 2000 - 15% и в  этом  случае  налог увеличивается  в большей  степени, чем доход,  что приводит к неравномерности в обложении. При сложной скользящей шкале ставок достигается более плавное возрастание налога по мере увеличения дохода: в каждой части дохода устанавливается ставка в проценте и абсолютной сумме.

Недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает отрицательное воздействие на экономическую и трудовую деятельность: чем выше прогрессия обложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах субъектов обложения, но тем ниже эффективность экономики.

Информация о работе Налоги населения в Республике Казахстан: характеристика и пути совершенствования