Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 02:04, шпаргалка
Роль налоговой системы в формировании бюджетно-финансовой политики.
Классификация налогов.
Функции налогов.
НАЛОГИ
И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
Морозова Елена Александровна. 411 к.
Налоги и налогообложение.
Социально-экономические основы налоговых отношений.
Регулирование экономических отношений осуществляется посредством использования различных инструментов. Одним из таких инструментов является налоговая политика. Налоговая политика обеспечивает сбор денежных средств.
В зарубежных странах налоги дают 90-95% денежных средств, неналоговые доходы - 7%, фонды - 7%.
Налоги не только формируют финансовые средства государства, но используются для воздействия на структуру производства и потребления, на состояние и развитие науки, НТП, определяют приоритеты социальной политики.
Налоги представляют собой обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий уполномоченными на то органами: гос. органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.
Совокупность сборов и других платежей образует налоговую систему. До 1999г. налоговой системы в России как таковой не было. Основным законом был “Закон о налогах и сборах”.
Принципы, закладываемые в налоговую систему:
Прямые - налоги, взимаемые с имущества, дохода ли капитала. Косвенные - налоги, связанные с расходами, т.е. налоги, которые плательщик перекладывает на других лиц.
Прямые: налоги на имущество, налоги на прибыль, подоходный налог.
Косвенные: НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Исходя из статусной классификации, налоги делят на:
Особенности федеральных налогов - взимаются на всей территории России, регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.
Региональные и местные налоги устанавливаются представительными органами субъектов федерации или местных органов власти, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов является общеобязательными на всей территории. В этом случае региональные органы власти регулируют ставки в определенных пределах, льготы и порядок взимания. Часть региональных и местных налогов устанавливается местной властью.
На федеральном уровне взимаются:
На региональном уровне взимается:
На местном уровне взимается:
2. Распределительная функция - позволяет перераспределять денежные средства по уровню бюджетной системы, направлять эти средства на развитие или поддержание различных сфер экономики, решать социальные задачи, задачи природоохранительной деятельности, осуществлять демографическую политику и т.д.
3.
Воспроизводительная функция носит
целевой характер и обеспечивается платежами
за пользование природными ресурсами,
отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой
базы и платежами, взимаемыми в дорожные
фонды.
Основы
налоговых правоотношений
Для того чтобы налог взимался, он должен содержать следующие элементы:
Плательщиками налога являются:
Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход или стоимость реализованных товаров, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период - календарный год или любой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Налоговая ставка - величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налоговая льгота - предоставление отдельным налогоплательщикам преимуществ по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются либо в законодательном порядке, либо предоставляются плательщику по его заявлению налоговыми или финансовыми органами.
Законодательством устанавливаются следующие виды льгот:
Льготы предоставляются налоговыми или финансовыми органами в виде:
Режимы преференций:
Помимо стран существуют группы товаров, попадающих под преференции.
Порядок и сроки уплаты налога - срок уплаты для каждого налога различен. В случае неуплаты в срок взимается пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после установленного срока, по день уплаты включительно.
Порядок
уплаты - налог уплачивается в разовой
сумме в наличной или безналичной форме.
Порядок уплаты федеральных налогов определен
налоговым кодексом; региональных и местных
налогов - законодательными актами региональных
и местных органов власти.
Представительство
в налоговых правоотношениях
Плательщик может участвовать в налоговых отношениях либо самостоятельно, либо через своего представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены и нотариально заверены. Представители могут быть либо законными, либо уполномоченными.
Законный представитель организации - лицо, уполномоченное представлять данную организацию на основании учредительных документов этой организации или закона.
Законный представитель физического лица - лицо, выступающее в качестве представителя в соответствии с гражданским законодательством.
Уполномоченный представитель юридического лица - представляет интересы плательщика в отношениях с налоговыми органами и действует на основании доверенности, выданной согласно гражданскому законодательству.