Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 02:04, шпаргалка

Описание работы

Роль налоговой системы в формировании бюджетно-финансовой политики.
Классификация налогов.
Функции налогов.

Работа содержит 1 файл

шпоры по налогам.rtf

— 330.10 Кб (Скачать)

    НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.  

Морозова Елена Александровна. 411 к.

Налоги и налогообложение.

Социально-экономические основы налоговых отношений.

  1. Роль налоговой системы в формировании бюджетно-финансовой политики.
  2. Классификация налогов.
  3. Функции налогов.
 
  1. Налоги являются одним из способов существования государства, они характеризуют определенный этап развития общественных отношений. Государство, выражая интересы общества, осуществляет регулирование экономических отношений, вырабатывает и реализует специфические функции, которые выражаются в экономической, социальной, демографической, экологической и др. политиках.

          Регулирование экономических отношений осуществляется посредством использования различных инструментов. Одним из таких инструментов является налоговая политика. Налоговая политика обеспечивает сбор денежных средств.

          В зарубежных странах налоги дают 90-95% денежных средств, неналоговые доходы - 7%, фонды - 7%.

          Налоги не только формируют финансовые средства государства, но используются для воздействия на структуру производства и потребления, на состояние и развитие науки, НТП, определяют приоритеты социальной политики.

              Налоги представляют собой обязательный и индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

              Сбор - обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий уполномоченными на то органами: гос. органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

              Совокупность сборов и других платежей образует налоговую систему. До 1999г. налоговой системы в России как таковой не было. Основным законом был “Закон о налогах и сборах”.

              Принципы, закладываемые в налоговую систему:

  1. Принципы справедливости и всеобщности, т.е. налоговая система должна относиться одинаково ко всем плательщикам.
  2. Принцип определенности, т.е. налоговая система должна обеспечить поступление заданного объема доходов. Для этого должна быть определена ставка и налоговая база.
  3. Принцип простоты. Структура ставок должна быть max плоской, налоговые базы max широкими, а льгот и исключений как можно меньше.
  4. Принцип стабильности, т.е. изменяться как можно реже.
  5. Принцип прогрессивности. Налоговая система должна иметь оптимальную степень прогрессивности обложения доходов населения. Это позволяет учитывать семьи с высокими, средними и низкими доходами и различные социальные факторы, т.е. з/п, жилищно-коммунальные условия, пенсионное обеспечение, ценовую политику и т.д.
  6. Принцип экономности - суммы налоговых поступлений должны быть больше, затраты на их сбор.
 
  1. К настоящему времени налоги классифицируют по двум критериям: подоходно-расходный и статусный. Исходя из первого критерия,  налоги делят на прямые и косвенные.

        Прямые - налоги, взимаемые с имущества, дохода ли капитала. Косвенные - налоги, связанные с расходами, т.е. налоги, которые плательщик перекладывает на других лиц.

        Прямые: налоги на имущество, налоги на прибыль, подоходный налог.

        Косвенные: НДС, акцизы, таможенные пошлины.

        Исходя из статусной классификации, налоги делят на:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные.

        Особенности федеральных налогов - взимаются на всей территории России, регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.

        Региональные и местные налоги устанавливаются представительными органами субъектов федерации или местных органов власти, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов является общеобязательными на всей территории. В этом случае региональные органы власти регулируют ставки в определенных пределах, льготы и порядок взимания. Часть региональных и местных налогов устанавливается местной властью.

        На федеральном уровне взимаются:

  1. НДС
  2. Акцизы
  3. Налог на прибыль организации
  4. Налог на доход от капитала
  5. Налог на доходы физических лиц
  6. Взносы в гос. соц. фонды
  7. Гос. пошлина
  8. Таможенная пошлина
  9. Налог на пользование недрами
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. Налог на доп. Доход с добычи углеводорода
  12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  13. Лесной налог
  14. Водный налог
  15. Экологический налог
  16. Федеральные лицензионные сборы
 

        На региональном уровне взимается:

  1. Налог на имущество организации
  2. Налог на недвижимость
  3. Дорожный налог
  4. Налог с продаж
  5. Налог на игорный бизнес
  6. Региональные лицензионные сборы
 

        На местном уровне взимается:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц
  3. Налог на рекламу
  4. Налог на наследование и дарение
  5. Местные лицензионные сборы
 
  1. 1. Фискальная функция - характеризует потребность государства в денежных средствах и обеспечивается сбором налогов.

        2. Распределительная функция - позволяет  перераспределять денежные средства по уровню бюджетной системы, направлять эти средства на развитие или поддержание различных сфер экономики, решать социальные задачи, задачи природоохранительной деятельности, осуществлять демографическую политику и т.д.

        3. Воспроизводительная функция носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами,  отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. 

    Основы налоговых правоотношений 

  1. Основные понятия и правила н/с
  2. Организация участников налоговых правоотношений

        Для того чтобы налог взимался, он должен содержать следующие элементы:

  1. Налогоплательщики
  2. Объект налогообложения
  3. Налоговая база
  4. Налоговый период
  5. Налоговая ставка
  6. Порядок исчисления налога
  7. Порядок и сроки уплаты налога

        Плательщиками налога являются:

  1. Организации - все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России, а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации и их филиалы, созданные на территории России.
  2. Физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

        Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход или стоимость реализованных товаров, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

        Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

        Налоговый период - календарный год или любой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

        Налоговая ставка - величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

        Порядок исчисления налога - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

        Налоговая льгота - предоставление отдельным налогоплательщикам преимуществ по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются либо в законодательном порядке, либо предоставляются плательщику по его заявлению налоговыми или финансовыми органами.

        Законодательством устанавливаются следующие виды льгот:

  1. Необлагаемый  min объекта
  2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта
  3. Понижение налоговых ставок
  4. Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков.

        Льготы предоставляются налоговыми или финансовыми органами в виде:

  1. Преференции (предпочтения) - при уплате таможенных пошлин - между государствами заключаются двусторонние договора, на основании которых занижена таможенная пошлина или вообще не взимаются.

        Режимы преференций:

    • Благоприятственный;
    • Режим с наименее развитыми странами 75%;
    • С развитых стран не взимается

        Помимо стран существуют группы товаров, попадающих под преференции.

  1. Целевые налоговые льготы - могут предоставляться любому предприятию органами исполнительно власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный или местный бюджет. Льготы оформляются соответствующим налоговым соглашением между предприятием и налоговым органом на условиях платности и возвратности.
  2. Налоговый кредит - предоставляется органами исполнительной власти путем уменьшения авансовых платежей, оформляется соответствующим кредитным соглашением и предоставляется только на текущий календарный год.
  3. Инвестиционный налоговый кредит - представляет собой целевую отсрочку налогового платежа на кредитной основе. Отсроченная сумма должна использоваться для инвестиций в основной и оборотный капитал или на 2 года, если другие сроки не оговариваются в соглашении, возвращается с учетом % инфляции.
 

        Порядок и сроки уплаты налога - срок уплаты для каждого налога различен. В случае неуплаты в срок взимается пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после установленного срока, по день уплаты включительно.

        Порядок уплаты - налог уплачивается в разовой сумме в наличной или безналичной форме. Порядок уплаты федеральных налогов определен налоговым кодексом; региональных и местных налогов - законодательными актами региональных и местных органов власти. 

        Представительство в налоговых правоотношениях 

              Плательщик может участвовать в налоговых отношениях либо самостоятельно, либо через своего представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены и нотариально заверены. Представители могут быть либо законными, либо уполномоченными.

        Законный представитель организации - лицо, уполномоченное представлять данную организацию на основании учредительных документов этой организации или закона.

        Законный представитель физического лица - лицо, выступающее в качестве представителя в соответствии с гражданским законодательством.

        Уполномоченный представитель юридического лица - представляет интересы плательщика в отношениях с налоговыми органами и действует на основании доверенности, выданной согласно гражданскому законодательству.

Информация о работе Налоги и налогообложение