Налог на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:59, лекция

Описание работы

Определим основные элементы налога:
1. Налогоплательщики: (ст. 246)
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получающие доход от источников в РФ.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2-6.doc

— 279.00 Кб (Скачать)
 

    При заполнении регистра по каждой из строк  может потребоваться корректировка  данных бухгалтерского учета для  целей налогообложения. Все такие корректировки следует оформлять специальными расчетами в виде справок бухгалтера произвольной формы. Если у предприятия много операций одного вида, требующих корректировки, вместо справок бухгалтера лучше использовать накопительный регистр.

    Предприятие может не использовать никакие регистры из предложенных, а разработать собственные регистры. При этом достаточно помнить положение ст. 314 о том, что аналитический учет для целей налогообложения должен быть организован таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

    2. Использование налоговых счетов

    Ведение налогового учета с использованием плана счетов может производиться  несколькими способами:

    1. Параллельный план  счетов

    В этом случае налоговый учет ведется  методом двойной записи с использованием отдельного плана счетов. За его основу можно взять рабочий план счетов бухгалтерского учета, добавив или изменив некоторые счета.

    В конце каждого отчетного периода  все хозяйственные операции бухгалтерского учета просматриваются и при  необходимости корректируются. Таким образом формируется журнал операций налогового учета.

    Часть проводок будет совпадать в бухгалтерском  и налоговом учете (например, получение  предоплаты, что не является доходом  ни в бухгалтерском, ни в налоговом  учете).

    Могут существовать проводки, отличающиеся только датами (если доходы или расходы относятся к разным налоговым периодам в бухгалтерском и налоговом учете) или суммами (нормируемые расходы, амортизация).

    Кроме того, некоторые операции формируют  проводки в бухгалтерском учете, и не формируют проводки в налоговом учете (доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения).

    Недостатком такого способа организации налогового учета является дублирование информации обо всех операциях. 

    Как вариант параллельного плана счетов можно рассматривать организацию дополнительных забалансовых счетов к рабочему плану счетов бухгалтерского учета. Недостаток этого варианта в том, что бухгалтеру придется изучать новую кодировку счетов и новые правила учета, при этом дублирование информации сохраняется. Поэтому такой вариант приемлем только при использовании АИС-БУ (так организован налоговый учет в 1С:Бухгалтерии 7.7).

    2. Субсчета или аналитические  признаки

    В отличие от первого способа, здесь  информация не дублируется, а регистрируются только отличия налогового учета от бухгалтерского.

    Чаще  всего, величина показателя для целей  налогового учета меньше, чем для  целей бухгалтерского учета. Поэтому  на соответствующем счете можно  создать два субсчета: «Включается  в налоговую базу» и «Не включается в налоговую базу».

    Например, стоимость объекта ОС для целей  бухгалтерского учета составляет 20 000 руб., а для целей налогообложения – 18 000 руб. В этом случае 18 000 руб. следует отразить на субсчете «Включается в налоговую базу», а 2 000 руб. – на субсчете «Не включается в налоговую базу. Тогда в бухгалтерском учете стоимость объекта будет составлять 20 000 руб. (полная сумма на счете), а для расчета налога на прибыль следует учитывать только сумму на субсчете «Включается в налоговую базу».

    Вместо субсчетов можно использовать аналитические признаки, т.е. дополнительные объекты аналитики: «Включается в налоговую базу» и «Не включается в налоговую базу».

    Недостатком этого способа организации налогового учета является невозможность отражения обратного соотношения: если стоимость учетного объекта в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. В этом случае «лишнюю» сумму придется отражать на забалансовом счете. 

    С использованием субсчетов можно  также организовать распределение  расходов на прямые и косвенные.

    Например, расходы на основное производство в организации составляют: сырье на сумму 60 000 руб. (прямые материальные расходы), зарплата в сумме 30 000 руб. (прямые расходы на оплаты труда) и расходы на электроэнергию в сумме 10 000 руб. (косвенные расходы).

    В бухгалтерском учете эти расходы  можно отразить следующим образом:

    Д 20 / Прямые расходы / Материальные расходы  – К 10 – 60 000 руб.

    Д 20 / Прямые расходы / Расходы на оплату труда – К 70 – 30 000 руб.

    Д 20 / Косвенные расходы – К 60 – 10 000 руб. 

    Вместо  субсчетов можно использовать свободные  счета плана счетов, например, группу 30-х счетов. Тогда хозяйственные  операции запишутся следующим образом:

    Д 30 «Прямые расходы» / Материальные расходы - К 10 – 60 000 руб.

    Д 30 «Прямые расходы» / Расходы на оплату труда - К 70 – 30 000 руб.

    Д 31 «Косвенные расходы» - К 60 – 10 000 руб. 

    По  окончании месяца эти счета закрываются:

    Д 20 – К 30 / Общая сумма прямых расходов – 90 000 руб.

    Д 20 – К 31 – 10 000 руб.

    В итоге счета 30 и 31 не будут иметь  сальдо, а их обороты покажут общую сумму прямых и косвенных расходов. 

    Чтобы организовать налоговый учет на предприятии любым из рассмотренных способов, следует выполнить следующую последовательность шагов:

  1. Проанализировать доходы и расходы, имеющиеся у предприятия (какие строки декларации необходимо заполнять).
  2. Рассмотреть возможность использования данных из бухгалтерских регистров для формирования каждого вида доходов и расходов.
  3. В случае необходимости разработать налоговые регистры или налоговые счета (субсчета, аналитические счета)
  4. Разработать и утвердить алгоритм ведения налогового учета
 

 

     Соотношение бухгалтерского и налогового учета

Критерий сравнения Финансовый (бухгалтерский) учет Налоговый учет
1. Цель учета Формирование полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия для внешних пользователей, публичной отчетности Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей
2. Объект учета Имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе ее деятельности Имущество, обязательства, хозяйственные операции организации или другой объект, имеющий стоимостную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязательство по уплате налога
3. Принципы учета Должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции (приоритет содержания перед формой) Должен оперировать только действующим налоговым законодательством
4. Основные потребители информации Большие группы (инвесторы, кредиторы, конкуренты и т.д.), состав которых заранее неизвестен Фискальные органы государства (в меньшей степени для внутреннего управления)
5. Регламентация учета Обязательное соблюдение принципов бухгалтерского учета Регламентировано ведение налога на прибыль и НДС на основании учетной политики для целей налогообложения
6. Отчетность Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бухгалтерской отчетности По налоговым (отчетным) периодам согласно налоговому законодательству
7. Объект отчетности Деятельность организации в целом Конкретный налог
8. Применение учетной политики Регламентирует все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом Регламентирует только те элементы, которые могут вызвать расхождения данных бухгалтерского и налогового учета
 

    Таким образом, формально налоговый учет отделен от бухгалтерского. Глава 25 НК РФ предполагает, что предприятия должны вести учет по следующим схемам:

  1. Первичные документы ® Регистры бухгалтерского учета ® Бухгалтерская отчетность

     и

  1. Первичные документы ® Регистры налогового учета ® Налоговая отчетность

    В реальности полностью отделить налоговый  учет от бухгалтерского невозможно, да и нецелесообразно. Можно назвать  по крайней мере две основные причины:

    1) правила учета многих видов  доходов и расходов совпадают  в бухгалтерском и налоговом  учете (выручка, заработная плата, ЕСН, НДС, налог на имущество и др.), поэтому удобнее переносить эти показатели в налоговый учет из бухгалтерского, а не повторять расчеты отдельно;

    2) после окончания отчетного периода  требуются корректировки размера  некоторых нормируемых затрат, так как он зависит от фактических показателей деятельности предприятия (представительские расходы – от ФОТ, расходы на рекламу – от выручки, резервы и т.п.).

    Таким образом, отделение налогового учета  от бухгалтерского является мнимым. На самом деле организация ведет единый учет фактов хозяйственной деятельности, а налоговый учет является способом определения налоговой базы по налогу на прибыль, усложненным и неоправданным.

Информация о работе Налог на прибыль организаций