Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:59, лекция
Определим основные элементы налога:
1. Налогоплательщики: (ст. 246)
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получающие доход от источников в РФ.
При
заполнении регистра по каждой из строк
может потребоваться
Предприятие может не использовать никакие регистры из предложенных, а разработать собственные регистры. При этом достаточно помнить положение ст. 314 о том, что аналитический учет для целей налогообложения должен быть организован таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
2. Использование налоговых счетов
Ведение налогового учета с использованием плана счетов может производиться несколькими способами:
1. Параллельный план счетов
В этом случае налоговый учет ведется методом двойной записи с использованием отдельного плана счетов. За его основу можно взять рабочий план счетов бухгалтерского учета, добавив или изменив некоторые счета.
В
конце каждого отчетного
Часть
проводок будет совпадать в
Могут существовать проводки, отличающиеся только датами (если доходы или расходы относятся к разным налоговым периодам в бухгалтерском и налоговом учете) или суммами (нормируемые расходы, амортизация).
Кроме того, некоторые операции формируют проводки в бухгалтерском учете, и не формируют проводки в налоговом учете (доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения).
Недостатком
такого способа организации налогового
учета является дублирование информации
обо всех операциях.
Как вариант параллельного плана счетов можно рассматривать организацию дополнительных забалансовых счетов к рабочему плану счетов бухгалтерского учета. Недостаток этого варианта в том, что бухгалтеру придется изучать новую кодировку счетов и новые правила учета, при этом дублирование информации сохраняется. Поэтому такой вариант приемлем только при использовании АИС-БУ (так организован налоговый учет в 1С:Бухгалтерии 7.7).
2. Субсчета или аналитические признаки
В отличие от первого способа, здесь информация не дублируется, а регистрируются только отличия налогового учета от бухгалтерского.
Чаще всего, величина показателя для целей налогового учета меньше, чем для целей бухгалтерского учета. Поэтому на соответствующем счете можно создать два субсчета: «Включается в налоговую базу» и «Не включается в налоговую базу».
Например, стоимость объекта ОС для целей бухгалтерского учета составляет 20 000 руб., а для целей налогообложения – 18 000 руб. В этом случае 18 000 руб. следует отразить на субсчете «Включается в налоговую базу», а 2 000 руб. – на субсчете «Не включается в налоговую базу. Тогда в бухгалтерском учете стоимость объекта будет составлять 20 000 руб. (полная сумма на счете), а для расчета налога на прибыль следует учитывать только сумму на субсчете «Включается в налоговую базу».
Вместо субсчетов можно использовать аналитические признаки, т.е. дополнительные объекты аналитики: «Включается в налоговую базу» и «Не включается в налоговую базу».
Недостатком
этого способа организации налогового
учета является невозможность отражения
обратного соотношения: если стоимость
учетного объекта в налоговом учете больше,
чем в бухгалтерском. В этом случае «лишнюю»
сумму придется отражать на забалансовом
счете.
С использованием субсчетов можно также организовать распределение расходов на прямые и косвенные.
Например, расходы на основное производство в организации составляют: сырье на сумму 60 000 руб. (прямые материальные расходы), зарплата в сумме 30 000 руб. (прямые расходы на оплаты труда) и расходы на электроэнергию в сумме 10 000 руб. (косвенные расходы).
В
бухгалтерском учете эти
Д 20 / Прямые расходы / Материальные расходы – К 10 – 60 000 руб.
Д 20 / Прямые расходы / Расходы на оплату труда – К 70 – 30 000 руб.
Д
20 / Косвенные расходы – К 60 –
10 000 руб.
Вместо субсчетов можно использовать свободные счета плана счетов, например, группу 30-х счетов. Тогда хозяйственные операции запишутся следующим образом:
Д 30 «Прямые расходы» / Материальные расходы - К 10 – 60 000 руб.
Д 30 «Прямые расходы» / Расходы на оплату труда - К 70 – 30 000 руб.
Д
31 «Косвенные расходы» - К 60 – 10 000 руб.
По окончании месяца эти счета закрываются:
Д 20 – К 30 / Общая сумма прямых расходов – 90 000 руб.
Д 20 – К 31 – 10 000 руб.
В
итоге счета 30 и 31 не будут иметь
сальдо, а их обороты покажут общую сумму
прямых и косвенных расходов.
Чтобы организовать налоговый учет на предприятии любым из рассмотренных способов, следует выполнить следующую последовательность шагов:
Соотношение бухгалтерского и налогового учета
Критерий сравнения | Финансовый (бухгалтерский) учет | Налоговый учет |
1. Цель учета | Формирование полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия для внешних пользователей, публичной отчетности | Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей |
2. Объект учета | Имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе ее деятельности | Имущество, обязательства, хозяйственные операции организации или другой объект, имеющий стоимостную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязательство по уплате налога |
3. Принципы учета | Должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции (приоритет содержания перед формой) | Должен оперировать только действующим налоговым законодательством |
4. Основные потребители информации | Большие группы (инвесторы, кредиторы, конкуренты и т.д.), состав которых заранее неизвестен | Фискальные органы государства (в меньшей степени для внутреннего управления) |
5. Регламентация учета | Обязательное соблюдение принципов бухгалтерского учета | Регламентировано ведение налога на прибыль и НДС на основании учетной политики для целей налогообложения |
6. Отчетность | Квартальная и годовая. Регламентирована стандартами бухгалтерской отчетности | По налоговым (отчетным) периодам согласно налоговому законодательству |
7. Объект отчетности | Деятельность организации в целом | Конкретный налог |
8. Применение учетной политики | Регламентирует все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом | Регламентирует только те элементы, которые могут вызвать расхождения данных бухгалтерского и налогового учета |
Таким образом, формально налоговый учет отделен от бухгалтерского. Глава 25 НК РФ предполагает, что предприятия должны вести учет по следующим схемам:
и
В реальности полностью отделить налоговый учет от бухгалтерского невозможно, да и нецелесообразно. Можно назвать по крайней мере две основные причины:
1) правила учета многих видов доходов и расходов совпадают в бухгалтерском и налоговом учете (выручка, заработная плата, ЕСН, НДС, налог на имущество и др.), поэтому удобнее переносить эти показатели в налоговый учет из бухгалтерского, а не повторять расчеты отдельно;
2)
после окончания отчетного
Таким образом, отделение налогового учета от бухгалтерского является мнимым. На самом деле организация ведет единый учет фактов хозяйственной деятельности, а налоговый учет является способом определения налоговой базы по налогу на прибыль, усложненным и неоправданным.