Налог на доходы физичкских лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов…………………………………………………………6
1.1 Происхождение и сущность налога на доходы физических лиц в Российской Федерации…………………………………………………………………………………6
1.2 Функции налогов………………………………………………………………….......7
1.3 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета Российской Федерации и бюджета Удмуртской Республики………………………..10
2 Теоретические основы, порядок исчисления и уплаты НДФЛ………… …………13
2.1 Плательщики, объект налогообложения, налоговая база…………………………13
2.2 Доходы не подлежащие налогообложению………………………………………..16
2.3 Налоговые вычеты…………………………………………………………………..21
2.4 Налоговые ставки. Порядок исчисления налога и сроки уплаты. Налоговая декларация……………………………………………………………………………….28
3 Организационно-экономическая и правовая характеристика Воткинского РАЙПО……………………………………………………………………………………34
3.1 Общая характеристика Воткинского РАЙПО, виды деятельности. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия…………………………...34
3.2 Основные экономические показатели деятельности Воткинского РАЙПО……41
4 Анализ, практика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговым агентом на примере Воткинского РАЙПО………………………………..47
4.1 Порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц в Воткинском РАЙПО……………………………………………………………………..47
4.2 Формы налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц в Воткинском РАЙПО……………………………………………………………………..49
4.3 Анализ исчисленного, удержанного и перечисленного налога на доходы физических лиц в Воткинском РАЙПО………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………………….55
Список использованных источников…………………………………………………..57
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

Классик экономической мысли и политики налогов А.Смит отмечал, что «  при системе естественной свободы  на всяком правительстве лежит три  обязанности. Первая обязанность  - защищать общество от всякого насилия  и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность  - охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, то есть обязанность установить строгое правосудие. Третья обязанность  - устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам».[6 c.575]

     По мере развития государства  менялись их типы, формы устройства  и политические режимы, но неизменным оставался основной способ пополнения государственной казны – взимание налогов. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.

     В Российской Федерации налоги  составляют основную долю в  доходной части федерального  бюджета. Статья 8 НК РФ определяет , что налоги взимаются в целях  финансового обеспечения деятельности  государства или муниципальных  образований. 

    Дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства или потребления определенных видов товаров, работ или услуг. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. В отличие от фискальной регулирующая функция не возникла одновременно с появлением налогов. Она появилась по мере развития у государства социальной функции как специфический  «противовес» безвозмездного изъятия налогов. В конце 19 века известный русский финансист С.И Иловайский  отмечал, что все чаще и чаще введение тех или иных налогов диктуется не только фискальными интересами государства, но и достижением определенных целей в стимулировании экономического роста, снятии социальной напряженности, улучшении качества жизни населения страны.

     Регулирующая функция налогов  может оказывать влияние на  развитие экономической, социальной  и демографической политики государства.  Будучи заинтересованной в поддержке  отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз легковых иностранных автомобилей. Из общей суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели , сумма уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов.

     Посредством налогообложения  государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, например, на инвестиционный климат путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо стимулируя его приток посредством освобождения от налогообложения. Для Российской Федерации важное значение имеет унификация тех налогов, сфера действия которых выходит за границы нашего государства.

     Налогам присуща и контрольная  функция, через которую государство  осуществляет проверку финансово  – хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков. Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции финансового права и налогового – как его под - отрасли.   Одна из важных задач налогового контроля  - проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах. Своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов.[

     Каждая функция показывает, каким  образом реализуется публичное  назначение налогов, но все  функции налогов действуют в  системном единстве. В  процессе  правового регулирования налоговых отношений они взаимосвязаны, взаимодействуют и нередко взаимопроникают, отражая специфику финансово- правового воздействия на налоговую сферу. 

1.3 Роль  НДФЛ в формировании доходов  консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета Удмуртской республики.

      

     Одной из важнейших задач экономического развития современной России является формирование эффективной бюджетной системы, ориентированной на стимулирование экономики, снижение социального неравенства населения.

Правительством  Российской Федерации предусматривает дальнейший рост финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, стимулирование муниципалитетов на увеличение своих доходов для осуществления расходных полномочий. Одним из направлений укрепления доходной базы местных бюджетов является увеличение налоговой составляющей доходов местных бюджетов, и, прежде всего за счет дополнительных отчислений налога на доходы физических лиц. В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70% - в бюджет субъекта федерации, 30% - в бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов минимум 20%, поселений минимум 10%, городских округов минимум 30%). Кроме того предусмотрена возможность дополнительных отчислений НДФЛ местным бюджетам по решению субъекта Российской Федерации.

     Рассмотрим долю НДФЛ в доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007, 2008, 2009 годы:

-   2007год – 13,6%  (4-е место);

-   2008 год – 13,4%  (4-е место);

-    2009 год – 24,5%

 В 2007 и 2008 годах  налог на доходы физических лиц стабильно занимал четвертое место в доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации уступая налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу и   налогу на прибыль организаций.   В 2009 году доля НДФЛ возросла, что связано со снижением ставки налога на прибыль с 1 января 2009года на 4% (с 24% до 20%) и повышением зарплат работников бюджетной сферы.

     Доля НДФЛ в доходной части  консолидированного бюджета Удмуртской  Республики значительно выше:

-   2007год – 37,4%

-   2008год – 38,0%

-   2009 год – 42,6%

     В структуре консолидированного  бюджета Удмуртской Республики НДФЛ выходит на первое место, являясь основным источником формирования доходной части бюджета.

    Таким образом, роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов всех уровней является значительной, и правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами муниципалитетов является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в России в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Теоретические  основы, порядок исчисления и  уплаты НДФЛ 

2.1 Плательщики, объект налогообложения, налоговая база

   Налог на доходы физических лиц – прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан- налогоплательщиков.

     Подоходный налог по своей  сущности является юридической  формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резиденства).

     Плательщиками налога на доходы  физических лиц признаются физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ , не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

     Налоговыми резидентами признаются  физические лица, фактически находящиеся  в РФ не менее 183 календарных  дней в течение 12 следующих подряд месяцев,. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного ( менее 6 месяцев) лечения или обучения.

      Независимо от фактического времени  нахождения в РФ налоговыми  резидентами РФ признаются российские военнослужащие , проходящие службу за границей, а также сотрудники органов власти, командированные на работу за пределы РФ.     

     Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от  источников в РФ и за пределами РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2) от  источников в РФ  - для физических  лиц, не являющихся налоговыми  резидентами РФ.     

     При определении налоговой базы  учитываются все доходы налогоплательщика  , полученные в денежной и натуральной форме , а также доходы в виде материальной выгоды.

     Удержания из дохода налогоплательщика  по его распоряжению или по  решению суда не уменьшают  налоговую базу.

     Налоговая база определяется  отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрена налоговая ставка 13% ,налоговая база определяется  как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению,  уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

    Если сумма налоговых вычетов  в налоговом периоде окажется  больше суммы доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база определяется  как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению.  При этом налоговые вычеты  не применяются.

      В главе 23 НК РФ приведены  особенности :

-   определения налоговой базы при  получении доходов в натуральной  форме;

-   определения налоговой базы по договорам страхования;

-   определения налоговой базы по  договорам негосударственного пенсионного  обеспечения и договорам обязательного  пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными  пенсионными фондами;

-   уплаты налога на доходы физических  лиц в отношении доходов от  долевого участия в организации;

-   определения налоговой базы, исчисления  и уплаты налога на доходы  по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок , базисным активом по которым являются ценные бумаги;

-    определения доходов отдельных  категорий иностранных граждан;

-   определения налоговой базы при  получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках;

-   определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды;

     Доходом налогоплательщика, полученным  в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная  выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или предпринимателей ( за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета). Налоговая база определяется как:

-   превышение суммы процентов за  пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной  исходя из двух третьих действующей  ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов , исчисленной исходя из условий договора;

-   превышение суммы процентов за  пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Информация о работе Налог на доходы физичкских лиц