Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:40, контрольная работа
На земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и фи¬нансовых источников их содержания и развития. Для этого ис¬пользовались самые разные формы извлечения средств: обложе¬ние собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополне¬ния казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавли-вался в зависимости от политической и социально-экономиче¬ской ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.
Цель работы - изучить понятие и особенности характеристики налогов в РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и признаки налогов в РФ………………………………………………4
1.1 Понятие налогов в РФ ………………………………………………………….4
1.2 Признаки и сущностные элементы налогов……………………………………4
1.3 Способы взимания налогов в российской Федерации ………………………..7
1.4 Функции налогов в РФ ……………………………………………….................9
2 Структурирование налогов в Налоговом кодексе……………………………….15
2.1 Понятие налогового кодекса и место налогов в нем ………………………….15
2.2Характеристика и практические расчеты важнейших из перечисленных налогов………………………………………………………………………………16
3 Финансово-правовые аспекты взимания налогов………………………………..60
Заключение ………………………………………………………………………….65
Список использованных источников ………………………………………………66
Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом:
1. Федеральные налоги и сборы: (1) налог на добавленную стоимость; (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; (3) налог на прибыль (доход) организаций; (4) налог на доходы от капитала; (5) налог на доходы физических лиц; (6) единый социальный налог (взнос); (7) государственная пошлина; (8) таможенная пошлина и таможенные сборы; (9) налог на пользование недрами; (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; (11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; (13) лесной налог; (14) водный налог; (15) экологический налог; (16) федеральные лицензионные сборы.
2. Региональные налоги и сборы: (1) налог на имущество организаций; (2) налог на недвижимость; (3) дорожный налог; (4) транспортный налог; (5) налог с продаж; (6) налог на игорный бизнес; (7) региональные лицензионные сборы.
3. Местные налоги и сборы: (1) земельный налог; (2) налог на имущество физических лиц; (3) налог на рекламу; (4) налог на наследование или дарение; (5) местные лицензионные сборы.
2.2 Характеристика и практические расчеты важнейших из перечисленных налогов
Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных налогов.
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.
НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым, как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.
Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем Европы; обеспечения стабильного, надежного источника доходов в бюджетную систему; достижения баланса интересов субъектов РФ в получении налоговых поступлений.
Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В России НДС стал использоваться в условиях спада, и, причем сразу по весьма высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.
Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию ил последней значительной доли оборотного капитала.
Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются: (а) организации, (б) индивидуальные предприниматели и (в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за эти три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.
Данное
положение не распространяется на организации
и индивидуальных предпринимателей,
реализующих подакцизные товары
и подакцизное минеральное
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится в срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг не превысит 2 млн руб., налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.
Порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика отражен на следующей схеме:
Рисунок
1 - Порядок освобождения
от исполнения обязанностей
налогоплательщика
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
Объект налогообложения представляет собой юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:
НК РФ выделяет некоторые категории сделок, влекущих смену собственника имущества и предполагающие передачу результатов выполненных работ (оказанных услуг) третьим лицом, но не признаваемые для целей налогообложения реализацией
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) следующие операции:
1)передача основных средств нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной деятельности, не связанной с коммерческой деятельностью;
2)передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (ши по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3)передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4)выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления;
5)передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6)операции по реализации земельных участков.
В Кодексе установлен также исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС (ст. 146).
Статья 149 устанавливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.
НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль.
По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговый период по НДС составляет 1 календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными суммами выручки от реализации товаров (услуг, работ) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период — один квартал.
Применяются следующие налоговые ставки.
1. Налогообложение производится по нулевой ставке (0%) при реализации:
1)товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы соответствующих документов;
2)работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 (по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых российскими перевозчиками) и иных подобных работ (услуг);
3)работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
4)услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основе единых международных перевозочных документов;
5)работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
6)драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ банкам;
7)товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
а) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
б) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанных товаров.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование;