Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:16, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение механизма применения на практике специального режима налогообложения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации,
проведена оценка финансовой деятельности предприятия и исполнения налоговых обязательств,
Введение
1. Теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации ……………………………………………………7
1.1. Налоговая система Российской Федерации, ее структура и принципы ...………………………………………………………………7
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговой системе Российской федерации, их цели и задачи …………………………………………….15
1.3. Сельскохозяйственные организации как участники специальных налоговых режимов ………………………………………………………42
2. Оценка финансовой деятельности ЗАО «Пинер» и исполнения налоговых обязательств ……………………………………………….…47
2.1. Экономическая характеристика ЗАО «Пинер» ……………………47
2.2. Порядок формирования налоговой базы и исчисление единого налога ……………………………………………………………………...53
2.3. Динамика налоговых платежей и расчет налогового бремени …...57
3. Практика применения специальных налоговых режимов ……….…65
3.1. Перспективы специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога ………………………………..…………65
3.2. Повышение эффективности деятельности за счет оптимизации налогового бремени при применении специальных налоговых режимов ………………………………………………………67
Заключение ………………………………………………………………………78
Список литературы …………………………………………………………….. 81
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Наряду с вышеуказанными налогами Налоговый кодекс предусматривает применение специальных режимов налогообложения. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, уплачивают
единый налог на вмененный доход,
упрощенная система налогообложения,
единый сельскохозяйственный налог.
В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на следующие виды: платежи, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.
Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговые органы в России представлены Федеральными налоговыми службами РФ при Министерстве финансов РФ, Государственным таможенным комитетом РФ с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и др. должностными лицами.
Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога. Все это приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.
Для того чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:
- снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;
- сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога - тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.
Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-
Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:
1. Создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.
2. Создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:
- своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);
- своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;
- изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;
- своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;
- совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;
- создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.
Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.
Особенностью современной российской налоговой системы является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговой системе Российской федерации, их цели и задачи
Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает применение:
1. общего режима налогообложения,
2. специального режима налогообложения, то есть особого порядка исчисления и уплаты ряда налогов и сборов в течение определенного времени.
Общий режим налогообложения предусматривает уплату следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей).
Установление и введение специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению новых налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:
-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог;
-упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
-система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Данный режим налогообложения может предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Целями и задачами установления специальных режимов налогообложения являются:
создание благоприятных условий для развитию малого и среднего бизнеса в стране,
снижение налогового бремени,
упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях.
До 1 января 2003 г. субъекты малого предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели) применяли три специальных налоговых режима:
1. режим упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, который был установлен Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»,
2. режим уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который был установлен Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»,
3. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
С 1 января 2003 года применение специальных налоговых режимов осуществляется в соответствии со следующими главами Налогового кодекса РФ:
1. глава 26.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
2. глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»,
3. глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Данные главы были приняты на основании Федерального закона от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». На основании федеральных законов[1] были внесены первые изменения и дополнения, которые вступают в силу с 1 января 2003 года.
В отношении упрощенной системы налогообложения гл.26.2 Налогового кодекса РФ применялась уже в 2002 году, например, в части подачи заявления и процедуры перевода на новую упрощенную систему. Данное положение не противоречит порядку вступления в силу новых глав Налогового кодекса РФ, так как они вступают в силу с 30 августа 2002 г.
Единый налог на вмененный доход вводится в действие законами субъектов РФ. Таким образом, для того чтобы на территории отдельного субъекта Российской Федерации с 1 января 2003 г. применялась данная система налогообложения необходимо принятие соответствующего регионального закона. При этом закон должен быть принят и опубликован до 1 декабря 2002 г. Если данный закон будет опубликован в декабре, то система налогообложения в виде единого налога должна применяться не ранее 1 апреля 2003 г.
Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) устанавливается в гл. 26.1 НК РФ.
Общая характеристика ЕСНХ заключается в следующем.
1.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения.
2.Переход организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется в добровольном порядке.
3.Переход организаций на уплату ЕСНХ, исчисляемого по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период, предусматривает замену уплаты следующих налогов:
налога на прибыль,
НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),
налога на имущество организаций,