Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:16, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение механизма применения на практике специального режима налогообложения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации,
проведена оценка финансовой деятельности предприятия и исполнения налоговых обязательств,
Введение
1. Теоретические и законодательные основы налоговой системы Российской Федерации ……………………………………………………7
1.1. Налоговая система Российской Федерации, ее структура и принципы ...………………………………………………………………7
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговой системе Российской федерации, их цели и задачи …………………………………………….15
1.3. Сельскохозяйственные организации как участники специальных налоговых режимов ………………………………………………………42
2. Оценка финансовой деятельности ЗАО «Пинер» и исполнения налоговых обязательств ……………………………………………….…47
2.1. Экономическая характеристика ЗАО «Пинер» ……………………47
2.2. Порядок формирования налоговой базы и исчисление единого налога ……………………………………………………………………...53
2.3. Динамика налоговых платежей и расчет налогового бремени …...57
3. Практика применения специальных налоговых режимов ……….…65
3.1. Перспективы специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога ………………………………..…………65
3.2. Повышение эффективности деятельности за счет оптимизации налогового бремени при применении специальных налоговых режимов ………………………………………………………67
Заключение ………………………………………………………………………78
Список литературы …………………………………………………………….. 81
ЗАО «Пинер» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов.» (с изм. и доп. от 26 марта 2003 г., 24 мая 2004 г., 4 февраля 2005 г.).
2.3. Динамика налоговых платежей и расчет налогового бремени
ЗАО «Пинер» в течение исследуемого периода уплачивало следующие виды платежей:
а) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
б) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях оценки объема и динамики, уплачиваемых ЗАО «Пинер» налоговых платежей в сфере применения ЕСХН рассмотрим данные таблицы 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Финансовые показатели и расчет налоговых платежей ЗАО «Пинер»
за 1 полугодие 2004 - 2005 гг.
Показатель | 1 полугодие 2004 год | 1 полугодие 2005 год | Абсолютное изменение (+,-) | Темп изменения, % |
Доходы, руб. | 1035645 | 2349856 | 1314211 | в 2,27 раз |
Расходы, руб. | 1004756 | 2289632 | 1284876 | в 2,28 раз |
Налоговая база, руб. | 30889 | 60224 | 29335 | 194,98 |
Ставка, % | 6 | 6 | 0 | Х |
Сумма налога, руб. |
1853
|
3613
| 1760 | 194,98 |
Показатели доходов ЗАО «Пинер» составили:
за 1 полугодие 2004 года – 1035645 рублей,
за 1 полугодие 2005 года – 2349856 рублей, что в 2,27 раз больше дохода аналогичного периода прошлого года.
Показатели расхода ЗАО «Пинер» составили:
за 1 полугодие 2004 года – 1004756 рублей,
за 1 полугодие 2005 года – 2289632 рублей, что в 2,28 раз больше дохода аналогичного периода прошлого года.
Исходя из этого, налоговая база 1 полугодия 2005 года увеличилась на 94,98 % по сравнению с 1 полугодием 2004 года.
Ставка налога за исследуемый период не менялась, исходя из этого, сумма налога 1 полугодия 2005 года по сравнению с 1 полугодием 2004 года увеличилась также на 94,98 %.
В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов. При этом нужно определить, изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность.
Рассчитать примерный экономический эффект от применения ЕСХН может и индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого в формуле нужно изменить два показателя: налог на прибыль заменить налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций — налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности.
Необходимо обратить внимание на то что, не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ соответственно). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.
Чтобы расчет был более точным, следует учитывать:
статус налогоплательщика (организация или предприниматель);
какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);
хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;
какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т.п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;
действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;
насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;
кто является потребителем производимой продукции — плательщики НДС или нет;
какова доля дохода от непрофильной деятельности.
Естественно, каждый налогоплательщик может принять во внимание и другие факторы, которые способны повлиять на принятие решения о переходе.
ЗАО «Пинер» использовал один из методик оценки налогового бремени и произвел расчет данного показателя.
Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах).
НБ | = | НП + ПВФ | х | 100 % |
В |
(6)
где НБ - уровень налогового бремени, %;
НП - налоговые платежи в бюджет;
ПВФ - платежи в социальные внебюджетные фонды;
В - выручка от реализации без косвенных налогов.
Таблица 2.3.3.
Расчет налогового бремени по ЗАО «Пинер»
за 1 полугодие 2004-2005 гг.
Показатель | 1 полугодие 2004 года | 1 полугодие 2005 года | Абсолютное изменение (+,-) | Темп изменения, % |
Выручка, руб. | 1035645 | 2349856 | 1314211 | в 2,27 раз |
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб. | 35391 | 52682 | 17291 | 148,86 |
Налоговое бремя, % | 3,42 | 2,24 | -1,18 | 65,50 |
Налоговое бремя предприятия 1 полугодия 2005 года уменьшилось на 1,18 % по отношению к 1 полугодию 2004 году, которое составляет 2,24%. Данное изменение обусловлено тем, что выручка предприятия увеличилась на 1314211 руб.
Данный показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.
По итогам проведенного исследования оценки организации, объема и динамики уплаты налоговых платежей ЗАО «Пинер» и в целях совершенствования налогообложения организаций в современных условиях можно сделать следующие выводы:
1. данное предприятие эффективно использует свои ресурсы для увеличения прибыли,
2. увеличило поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней,
3. увеличило поступления взносов в социальные внебюджетные фонды.
Анализируя сравнительные показатели поступления налоговых платежей можно сказать о том, что данное предприятие:
1. справляется со своими поставленными задачами,
2. эффективно осуществляет финансово-экономическую деятельность, действуя в рамках законодательства Российской Федерации,
3. тесно взаимодействует с территориальными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления,
4. в целях правильного ведения бухгалтерского и налогового учета руководствуется действующим законодательством Российской Федерации.
3. Практика применения специальных налоговых режимов
3.1. Перспективы специальных налоговых режимов в виде единого сельскохозяйственного налога
Вступив в силу новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» принципиально меняет нормы этого специального режима налогообложения.
Во-первых, сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и фермерским хозяйствам предоставляется право добровольного перехода на сельскохозяйственный налог или на возврат к общему режиму налогообложения. То есть, они могут самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и тем самым минимизировать свои налоговые затраты.
Во-вторых, изменился объект налогообложения. Теперь им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а не площадь используемых сельхозугодий. Это более справедливо, поскольку позволяет сельскохозяйственным предприятиям уплачивать в виде налога часть фактически полученной ими в результате хозяйственной деятельности прибыли.
В-третьих, ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается всего лишь в размере 6%. Для сравнения можно сказать, что ставка очень похожей и использующей аналогичный объект налогообложения упрощенной системы, широко применяемой малыми предприятиями, установлена на уровне 15 %. Следовательно, налоговое давление на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей Налоговым кодексом определено в 2,5 раза ниже самого минимального из применяющихся сейчас в малом бизнесе.
В-четвертых, предусмотрены механизмы ускоренного отнесения на расходы затрат по приобретению основных средств, включая лизинг.
В-пятых, изменены сроки уплаты налога. Теперь он будет платиться не ежеквартально, а один раз в полугодие.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) заменяет собой уплату НДС, единого социального налога, налога на прибыль, налога на имущество. Вместо единого социального налога (26,1% для сельхозпредприятий) плательщики ЕСХН уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (10,3 %).
Однако перед принятием решения о переходе на новую систему налогообложения сельскохозяйственным товаропроизводителям надо серьезно оценить особенности своего бизнеса, чтобы негативные стороны не перевесили преимущества.
Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ введена не только новая редакция главы Налогового кодекса о едином сельхозналоге, но также установлен порядок постепенного перевода предприятий на уплату налога на прибыль, полученную от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее первичной переработки. До 2006 года по этой прибыли сохраняется нулевая ставка, которая затем, постепенно повышаясь, выравнивается со ставкой, действующей для других видов доходов. Кроме того, с 1 января 2004 года сельскохозяйственные предприятия в соответствии с Федеральным Законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ становятся плательщиками налога на имущество. Следовательно, увеличивающееся налоговое давление постепенно будет делать переход на уплату сельскохозяйственного налога все более привлекательным.