Статистическое изучение доходов потребления и социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении влияния доходов (расходов) населения на потребление и иные социально-экономические показатели, степени распределенности доходов в экономике России.
В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи:
 Характеристика состава и размера доходов и расходов население;
 Анализ дифференциации денежных доходов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения доходов, потребления и социальной защиты населения……………………………….…4
1.1. Основные понятия и сущность системы показателей…….…………..…..4
1.1.1. Доходы населения…………………………………….………………….4
1.1.2. Распределение доходов (расходы)………………………...…………….7
1.2. Перспективы социально-экономического развития………...……………..8
Глава 2. Статистические методы изучения доходов, потребления и социальной защиты населения………………………………………….………10
2.1. Метод исчисления показателей в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)………..………………...12
2.2. Показатели доходов населения и показатель прожиточного минимума…………………………………………………….…………………..13
2.3. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения…………………………………………………………………………15
2.4. Методика расчета показателей распределения по размеру среднедушевого денежного дохода…………………………………………….16
2.5. Методы изучения динамики и дифференциации доходов, уровня бедности……………………………………………………………………….....17
2.6. Оценка системы показателей статистического изучения доходов..……24
Глава3. Расчетная часть....…………...………………………………………….29
Список литературы……………………………………………...………………47

Работа содержит 1 файл

ЧЕРНОВА ДН гр.2У1 СТАТИСТИКА КУРСОВАЯ.doc

— 4.05 Мб (Скачать)

- содействие росту заработной платы;

- содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;

- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

1. Содействие росту заработной платы.

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:

- повышению минимального размера оплаты труда, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения;

- увеличению уровня заработной платы работников федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;

- совершенствованию систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций.

2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:

- повышению уровня пенсионного обеспечения с целью доведения к концу 2011 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;

- стимулированию граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании;

- развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.

3. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.

 

Глава 2. Статистические методы изучения доходов, потребления и социальной защиты населения

Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.

Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, которые представляют отчетность по труду и выплате заработной платы.

Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным относят:

  • баланс денежных доходов и расходов населения, обобщающий информацию от финансовых учреждений, который строится Центральным банком РФ;
  • данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;
  • суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создается реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, которая характеризуюет выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.

2.1. Метод исчисления показателей в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)

  • С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, который отражает изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета выступают реальные показатели (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.). Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:
  • индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;
  • индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы.

Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:

J=I : ИПЦ,

где J - значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;

I - значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;

ИПЦ - Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу.

 

2.2. Показатели доходов населения и показатель прожиточного минимума

     Одним из показателей доходов является объем личных доходов населения (ЛДН) - все виды доходов населения, полученные в денежной форме или натуре.

      Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

      Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, то есть не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов.

      Вычитая из личных номинальных доходов населения (НД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения - ту часть личных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение:

                                                  ЛРД =НД - НП

      Доля этой части в общем объеме составит:

                                             d = =

      При статистическом изучении уровня и границ бедности, прежде всего, устанавливается граница дохода, обеспечивающая потребление на минимально допустимом уровне, или определяется стоимостная величина прожиточного минимума, с которой сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

    Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, который необходим для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи; используется в качестве критерия бедности при характеристике процессов социально-экономической дифференциации.

      В настоящее время наряду с общим прожиточным минимумом определяется физиологический минимум, который представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, рассматриваемую как нижний предел, позволяющий поддерживать физическое состояние, но лишь в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, самые необходимые предметы санитарии и гигиены, лекарства, коммунальные услуги и другие обязательные платежи. В качестве индикатора изменения стоимости жизненно необходимых продовольственных товаров в расчете на 1 чел. на месяц отбирается 19 важнейших продуктов питания, суточная энергетическая ценность которых составляет 2236,7 ккал. Если населению не хватает своих доходов для обеспечения минимальных потребностей, значит страна живет за чертой бедности.

      Сведения о динамике прожиточного минимума в России, численности и доле населения с более низкими доходами приведены в таблице.

Динамика прожиточного минимума в России

Таблица 1

Годы

Прожиточный минимум (на душу населения),

тыс.руб.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

Всего, млн чел.

От общей численности, %

2008

2009

2010

2011

4593

5153

5688

6369

18,8

18,2

17,9

18,1

13,4

13,0

12,6

12,8




       Источник: Официальные данные Федеральной службы государственной статистики

 

2.3. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения

Расчеты покупательной способности осуществляются для  выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.

Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в двух аспектах:

  • в виде товарного эквивалента различных видов товаров и услуг, характеризующий количество товаров-представителей (или малых товарных групп), которое можно приобрести на среднедушевой денежный доход;
  • в виде количества определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25-ти продуктов питания, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход).

Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется как отношение денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):

Ci=I:Pi

где Ci - покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту

I - величина среднедушевого денежного дохода населения;

Pi - средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.

 

2.4. Методика расчета показателей распределения по размеру среднедушевого денежного дохода

            Среднедушевые денежные доходы населения исчисляют делением общей суммы денежного дохода за год на среднегодовую численность населения.

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

В условиях отсутствия сплошного статистического учёта доходов всех типов домашних хозяйств для построения распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода используются методы имитационного моделирования. Исходная предпосылка построения соответствующей модели заключаются в том, что распределение занятых в экономике по размеру заработанной платы и всего населения по среднедушевому денежному доходу подчинено закону логнормального распределения. Исходя из этой гипотезы эмпирическое распределение, построенное на основе данных выборочных бюджетных обследований, преобразуется в ряд распределения, соответствующий среднему значению группировочного признака в генеральной совокупности. Такое среднее значение, т.е. среднедушевой денежный доход, рассчитывается с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.

Для нахождения частот распределения населения по доходам используется функция логарифмически нормального распределения, которая имеет следующий вид:

F(u)=

dt при х
0;

где u= ,1n u ) ;

U - Среднедушевой денежный доход за месяц, рассчитанный по данным баланса денежных доходов и расходов населения;

- среднее квадратическое отклонение случайной величины 1nx, которое распределяется по формуле:

= ,                   = , а = ,

 

где - среднемесячный доход i-го члена выборочной совокупности;

N - средняя численность выборочной совокупности за рассматриваемый период.

 

2.5. Методы изучения динамики и дифференциации доходов,

уровня бедности

  

      С целью устранения фактора изменения цен, приводящего к изменению покупательной способности денег, номинальные и располагаемые денежные доходы населения рассчитываются в реальном выражении.

     Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы» (РРД), рассчитываемый с учетом тарифов, индекса цен и представляющий собой реальную покупательную способность номинальных доходов. РРД рассчитываются следующим образом:

Информация о работе Статистическое изучение доходов потребления и социальной защиты населения