Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении влияния доходов (расходов) населения на потребление и иные социально-экономические показатели, степени распределенности доходов в экономике России.
В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи:
Характеристика состава и размера доходов и расходов население;
Анализ дифференциации денежных доходов;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения доходов, потребления и социальной защиты населения……………………………….…4
1.1. Основные понятия и сущность системы показателей…….…………..…..4
1.1.1. Доходы населения…………………………………….………………….4
1.1.2. Распределение доходов (расходы)………………………...…………….7
1.2. Перспективы социально-экономического развития………...……………..8
Глава 2. Статистические методы изучения доходов, потребления и социальной защиты населения………………………………………….………10
2.1. Метод исчисления показателей в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)………..………………...12
2.2. Показатели доходов населения и показатель прожиточного минимума…………………………………………………….…………………..13
2.3. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения…………………………………………………………………………15
2.4. Методика расчета показателей распределения по размеру среднедушевого денежного дохода…………………………………………….16
2.5. Методы изучения динамики и дифференциации доходов, уровня бедности……………………………………………………………………….....17
2.6. Оценка системы показателей статистического изучения доходов..……24
Глава3. Расчетная часть....…………...………………………………………….29
Список литературы……………………………………………...………………47
Коэффициент Джини равен:
для базисного года
для отчетного года
Увеличение коэффициента Джини с 0,345 в базисном до 0,370 в отчетном году свидетельствует об усилении дифференциации доходов населения региона.
б) Построим кривые Лоренца для каждого года:
Рис.2 Кривые Лоренца
Имеются следующие данные о динамике доходов населения региона, млн. руб.
Таблица 11
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Денежный доход - всего |
374 |
503 |
в том числе: -доходы от предпринимательской деятельности -оплата труда -социальные выплаты -доходы от собственности -другие доходы |
47 246 50 26 5 |
66 322 78 27 10 |
Обязательные платежи и разнообразные взносы |
29 |
45 |
Потребительские цены в отчетном году по сравнению с базисным выросли на 16%.
Определите:
1. За каждый год:
а) номинальные денежные доходы;
б) структуру номинальных денежных доходов;
в) располагаемые денежные доходы.
2. Индекс покупательной способности рубля.
3. Индекс реальных располагаемых доходов.
4. Индекс реальной заработной платы.
Результаты расчетов представьте в таблице.
Сделайте выводы.
Решение:
1. а) Определим номинальные доходы населения как сумму всех денежных доходов для каждого года:
для базисного года имеем: 374 млн.руб. (см. таблицу)
для отчетного года имеем: 503 млн.руб. (см. таблицу).
Абсолютный прирост номинальных денежных доходов в отчетном году по сравнению с базисным годом составил 503-374=129 млн.руб.
б) Определим
структуру номинальных денежных доходов
населения:
Структура денежных доходов населения
Таблица 12
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Структура, % |
Прирост, % | |
Базисный год |
Отчетный год | ||||
Денежный доход-всего |
374 |
503 |
100 |
100 |
|
в том числе: -доходы от предпринима- тельской деятельности -оплата труда -социальные выплаты -доходы от собственности -другие доходы |
47
246 50 26 5 |
66
322 78 27 10 |
12,57
65,78 13,37 6,95 1,34 |
13,12
64,02 15,51 5,37 1,99 |
0,55
-1,76 2,14 -1,58 0,65 |
в) Располагаемые денежные доходы населения за каждый год найдем как разность между номинальными доходами (НД) и оплатой обязательных платежей и взносов:
для базисного года имеем: ЛРД=374-29=345 млн.руб.
для отчетного года имеем: ЛРД=503-45=458 млн.руб.
Абсолютный прирост располагаемых денежных доходов населения в отчетном году по сравнению с базисным составил 113 млн.рублей.
2. Определим индекс покупательной способности рубля для каждого года по формуле:
для базисного года имеем: ,
для отчетного года имеем: ,
т.е. в отчетном году индекс покупательной способности рубля уменьшился на 13,8%.
3. Определим индекс реальных располагаемых доходов, но сначала вычислим реальные располагаемые доходы для каждого года:
млн.руб.
Индекс реальных располагаемых доходов населения равен:
4. Определим индекс реальной заработной платы.
Однако сначала надо найти индекс номинальной заработной платы по формуле:
Тогда индекс реальной заработной платы равен:
или 112,8%.
Значит, в отчетном году номинальная заработная плата выросла на 30,9%, а реальная заработная плата выросла всего на 12,8% по сравнению с базисным годом.
Задача 4
Имеются следующие данные о денежных доходах и расходах населения района по данным обследования домашних хозяйств, млн. руб.:
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
Денежные доходы: Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. |
3296 1234
2570 |
4120 1397
5383 |
Денежные расходы: Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах На покупку валюты |
4875 468 347
990 |
7540 720 530
1540 |
Средний индекс потребительских цен на товары и услуги |
1,0 |
1,22 |
Численность занятого населения, тыс. чел. |
580 |
425 |
На основе приведенных данных определите:
Результаты расчетов представьте в таблице. Сделайте выводы.
Решение:
НДДбазисный год = 3296+1234+2570= 7100 млн. руб.
НДДотчетный год=4120+1397+5383=10900 млн. руб.
НДРбазисный год= 4875+468+347+990=6680 млн. руб.
НДРотчетный год= 7540+720+530+1540=10330 млн. руб.
Прирост денег на руках населения определяется по формуле:
Прирост=НДД-НДР;
Приростбазисный год=7100-6680=420 млн. руб.
Приростотчетный год=10900-10330=570 млн. руб.
Структура номинальных доходов
Таблица 13
Показатели |
Базисный год |
Структура |
Отчетный год |
Структура |
Денежные доходы: |
7100 |
100% |
10900 |
100% |
Оплата труда |
3296 |
46,42% |
4120 |
37,80% |
Социальные трансферты |
1234 |
17,38% |
1397 |
12,82% |
Доходы от собственности |
2570 |
36,20% |
5383 |
49,38% |
Рис. 3 - Структура номинальных доходов за базисный год
На основании таблицы №13 и рис.№3, можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных денежных доходов занимает оплата труда - 46,42%. Достаточно большую долю в общей структуре занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности -36,20%. Наименьшую долю в общей структуре занимают социальные трансферты - 17,38%.
Рис. 4 - Структура номинальных доходов за отчетный год
В структуре номинальных доходов за отчетный период наибольшую часть занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности. Оплата труда составляет в общей структуре номинальных доходов 37,80%. Наименьшую долю также как и в базисном году занимают социальные трансферты - 12,82%.
Структура номинальных расходов
Таблица 14
Показатели |
Базисный год |
Структура |
Отчетный год |
Структура |
Денежные расходы: |
6680 |
100% |
10330 |
100% |
Покупка товаров и оплата услуг |
4875 |
72,98% |
7540 |
72,99% |
Оплата обязательных платежей и взносов |
468 |
7,00% |
720 |
6,97% |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах |
347 |
5,20% |
530 |
5,13% |
Покупка валюты |
990 |
14,82% |
1540 |
14,91% |
Рис. 5 - Структура номинальных расходов за базисный год
На основании таблицы №14 и рис. №5 можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных расходов составляет покупка товаров и оплата услуг - 72,98%. Оплата обязательных платежей составляет 14,82% в общей структуре. Оплата обязательных платежей и взносов составляет 7%. Покупка валюты составляет 5,20%.
Рис. 6 - Структура номинальных расходов за отчетный год
Также как и в базисном году в отчетном году основную долю составляет покупка товаров и оплата услуг - 72,99%. Оплата обязательных платежей составляет 6,97%. Наименьшую долю составляют в общей структуре накопление сбережений - 5,13%. Доля покупки валюты составляет в общей структуре 14,91%.
Удельный вес расходов в денежных доходах населения определяется по формуле:
Уд.вес=
Уд.весбазисный год= *100%=94,08%
Информация о работе Статистическое изучение доходов потребления и социальной защиты населения