Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы розничной торговли;
Проанализировать развитие розничной торговли;
Провести статистический анализ розничной торговли.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли…………………...5
Понятие и сущность розничной торговли……….…………………5
Тенденции развития розничной торговли………………………....12
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли…..15
2.1. О ситуации на розничных рынках …………………………………..15
2.2. Статистический анализ деятельности розничной торговли………...26
Заключение…………………………………………………………………..32
Биографический список……………………………………………………..33
За последние четыре года объемы продажи товаров на розничных рынках сократились (в сопоставимых ценах) на 15%, причем наиболее существенное снижение (на 10%) отмечалось за первый год действия Закона о рынках. В результате их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли уменьшился с 19,6% в 2006г. до 15,2% в 2007г. и 12,5% в 2010г.
Таблица 4
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Продано, млрд. рублей |
1650,4 |
1830,6 |
1943,2 |
2054,9 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
89,7 |
98,3 |
96,6 |
99,6 |
в % к общему объему оборота розничной торговли |
15,2 |
13,1 |
13,3 |
12,5 |
Если в 2007г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 10% примерно в каждом четвертом субъекте Российской Федерации, то в 2010г. таких регионов было больше половины.
За период с 2007г. по июль 2011г. цены на товары, реализуемые на розничных рынках, возросли в среднем по России в 1,6 раза (в организациях всех форм торговли – в 1,5 раза).
Увеличение потребительских цен на товары в 1,5-2,1 раза было отмечено на рынках всех субъектов Российской Федерации. При этом в 7 субъектах Российской Федерации оно составило 2,0 раза и более. Самый заметный рост цен зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике – в 2,1 раза, где продовольственные товары подорожали в 2,2 раза, непродовольственные – в 1,9 раза.
Наименьший рост цен на товары – в 1,5 раза, наблюдался на рынках г.Москвы, Республики Саха (Якутия), Кемеровской и Самарской областей. В г.Москве продовольственные товары подорожали в 1,7 раза, непродовольственные – в 1,2 раза, в Республике Саха (Якутия) – в 1,6 и 1,4 раза соответственно, Кемеровской области – в 1,7 и 1,4 раза, Самарской области – в 1,8 и 1,3 раза.
Темпы роста цен на продовольственные товары на рынках большинства субъектов Российской Федерации были выше, чем на непродовольственные товары. Наиболее заметным это опережение было в Астраханской области, где продовольственные товары подорожали в 2,0 раза, а непродовольственные – в 1,2 раза. В то же время в 4 субъектах Российской Федерации увеличение цен на непродовольственные товары было выше чем на продовольственные на 19,7-46,5 процентного пункта. Так, в Новосибирской области непродовольственные товары подорожали в 2,2 раза, а продовольствен-ные – в 1,8 раза.
В целом по России за период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на продовольственные товары в среднем составил 1,8 раза (в организациях всех форм торговли 1,7 раза).
На рынках отдельных субъектов Российской Федерации цены на продовольственные товары выросли в 1,6-2,2 раза. При этом в 12 субъектах Российской Федерации они увеличились в 2,0 раза и более. Наибольший рост цен на продовольственные товары зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Калмыкия и Тыва – в 2,2 раза. Менее всего (в 1,6 раза) цены выросли в Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.
Динамика цен на наблюдаемые продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, повторяет тенденции изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания в организациях всех форм торговли.
За прошедший период на рынках более всего подорожали отдельные виды плодоовощной продукции: картофель – в 2,7 раза (в организациях всех форм торговли – в 2,7 раза), морковь – в 2,4 раза (в 2,3 раза). Кроме того, цены на масло сливочное увеличились в 2,2 раза (в 2,1 раза), на подсолнечное – в 2,1 раза (в 2,0 раза).
За период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на непродовольственные товары в среднем составил 1,5 раза (в организациях всех форм торговли – 1,4 раза).
На рынках отдельных субъектов Российской Федерации непродовольственные товары стали дороже в 1,2-2,2 раза. При этом более чем в 2 раза они подорожали в Новосибирской, Челябинской и Магаданской областях. Наибольший рост цен на непродовольственные товары зафиксирован в Новосибирской области – в 2,2 раза, где отдельные виды верхней одежды и обуви подорожали в 2,3-2,9 раза. Менее всего – в 1,2 раза, цены выросли в г.Москве и Астраханской об-ласти.
За прошедший период на рынках в наибольшей степени увеличились цены на отдельные виды бельевого и верхнего трикотажа, сезонной и верхней одежды – в 1,6–1,9 раза.
За период с 2007г. по июль 2011г. уровень цен на значительную часть продуктов питания, предлагаемых на рынках, был близок или несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.
Так, в июле 2011г. по более низким ценам на рынках продавались колбаса вареная высшего сорта, сосиски и сардельки, масло сливочное, творог жирный, сухофрукты. Одновременно цены на рыбу мороженую неразделанную и апельсины были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли.
На наблюдаемые виды непродовольственных товаров уровень цен на рынках с начала наблюдения по настоящее время оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.
Состояние розничной торговли в 2010г. и I полугодии 2011г. характеризовалось следующими основными итогами:
- в результате постепенного
восстановления
- наблюдается переориентация населения на покупку товаров в магазинах, в следствии чего при увеличении по сравнению с 2009г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 7,4%, объемы продажи на рынках упали на 0,4%. В I полугодии 2011г. тенденция 2010г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 6,4%, объемы продажи на рынках снизились на 1,3%;
- опережающими темпами
развивается сетевая торговля
и современные форматы
- прочное место в торговле
по-прежнему занимает малый
- соотношение объемов
продажи пищевых продуктов,
- в 2010г. тенденция изменения
потребительских цен вернулась
к докризисному периоду. Так
после отмечавшегося в 2009г.
снижения темпов прироста цен
на товары в потребительском
секторе (7,9% - один из самых
низких за весь период
- более высокая инфляция
в продовольственном секторе
потребительского рынка,
- импорт потребительских
товаров в 2010г. увеличился
- практически в течение
всего года сохранялся
- по данным Роспотребнадзора, о качестве товаров, поступивших в 2010г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном указанная тенденция наблюдалась по товарам импортного производства
- за 2010г. число организаций
розничной торговли выросло
- на конец 2010г. наблюдался рост общего количества торговых объектов и их торговых площадей.
- в 2010г. численность
работников розничной торговли,
кроме торговли
- степень износа основных
фондов на конец 2010г.
- на развитие розничной
торговли в 2010г. было
- финансовое состояние
организаций розничной
Таблица 4 – Динамика оборота розничной торговли
2.2 Статистический анализ деятельности розничной торговли
Валовая добавленная стоимость
оптовой и розничной торговли,
включая ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
В текущих ценах, млрд.рублей |
В % к предыдущему году |
Доля ВВП в основных ценах1) | |
2008 г. |
7137,7 |
109,9 |
20,3 |
2009 г. |
6129,6 |
93,8 |
18,2 |
2010 г. |
7064,2 |
105,0 |
18,2 |
1. Подсчитаем относительный показатель динамики валовой добавленной стоимости оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в текущих ценах цепным базисным методом
ОПД 09\08 = 6129,6\7137,7 = 0,85, т.е. на 0,15 или 15%
ОПД 10\09 = 7064,2\6129,6 = 1,15, т.е. на 0,15 или 15%
ОПД 10\08 = 7064,2\7137,7 = 0,98, т.е. на 0,02 или 2%
Информация о работе Статистический анализ деятельности розничной торговли