Статистический анализ деятельности розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы розничной торговли;
Проанализировать развитие розничной торговли;
Провести статистический анализ розничной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли…………………...5
Понятие и сущность розничной торговли……….…………………5
Тенденции развития розничной торговли………………………....12
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли…..15
2.1. О ситуации на розничных рынках …………………………………..15
2.2. Статистический анализ деятельности розничной торговли………...26
Заключение…………………………………………………………………..32
Биографический список……………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

о да, это она, курсовая работа...docx

— 169.06 Кб (Скачать)

За последние четыре года  объемы продажи товаров на розничных  рынках сократились (в сопоставимых ценах) на 15%, причем наиболее существенное снижение (на 10%) отмечалось за первый год  действия Закона о рынках. В результате их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли уменьшился  с 19,6% в 2006г. до 15,2% в 2007г. и 12,5% в 2010г.

Таблица 4

 

2007

2008

2009

2010

Продано, млрд. рублей

1650,4

1830,6

1943,2

2054,9

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

89,7

98,3

96,6

99,6

в % к общему объему оборота  розничной торговли

15,2

13,1

13,3

12,5


    Если в 2007г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 10% примерно в каждом четвертом субъекте Российской Федерации, то в 2010г. таких регионов было больше половины.

За период с 2007г. по июль 2011г. цены на товары, реализуемые на розничных  рынках, возросли в среднем по России в 1,6 раза (в организациях всех форм торговли – в 1,5 раза).

Увеличение потребительских  цен на товары в 1,5-2,1 раза было отмечено на рынках всех субъектов Российской Федерации. При этом в 7 субъектах  Российской Федерации оно составило 2,0 раза и более. Самый заметный рост цен зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике – в 2,1 раза, где продовольственные  товары подорожали в 2,2 раза, непродовольственные  – в 1,9 раза.

Наименьший рост цен на товары – в 1,5 раза, наблюдался на рынках г.Москвы, Республики Саха (Якутия), Кемеровской и Самарской областей. В г.Москве продовольственные товары подорожали в 1,7 раза, непродовольственные – в 1,2 раза, в Республике Саха (Якутия) – в 1,6 и 1,4 раза соответственно, Кемеровской области – в 1,7 и 1,4 раза, Самарской области – в 1,8 и 1,3 раза.

Темпы роста цен на продовольственные  товары на рынках большинства субъектов  Российской Федерации были выше, чем  на непродовольственные товары. Наиболее заметным это опережение было в Астраханской области, где продовольственные  товары подорожали в 2,0 раза, а непродовольственные  – в 1,2 раза. В то же время в 4 субъектах  Российской Федерации увеличение цен  на непродовольственные товары было выше чем на продовольственные на 19,7-46,5 процентного пункта. Так, в Новосибирской области непродовольственные товары подорожали в 2,2 раза, а продовольствен-ные – в 1,8 раза.

В целом по России за период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на продовольственные товары в среднем составил 1,8 раза (в организациях всех форм торговли 1,7 раза).

На рынках отдельных субъектов  Российской Федерации цены на продовольственные  товары выросли в 1,6-2,2 раза. При этом в 12 субъектах Российской Федерации  они увеличились в 2,0 раза и более. Наибольший рост цен на продовольственные  товары зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Калмыкия и  Тыва – в 2,2 раза. Менее всего (в 1,6 раза) цены выросли в Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.

Динамика цен на наблюдаемые  продовольственные товары, реализуемые  на розничных рынках, повторяет тенденции  изменения потребительских цен  на аналогичные продукты питания  в организациях всех форм торговли.

За прошедший период на рынках более всего подорожали отдельные  виды плодоовощной продукции: картофель  – в 2,7 раза (в организациях всех форм торговли – в 2,7 раза), морковь – в 2,4 раза (в 2,3 раза). Кроме того, цены на масло сливочное увеличились в 2,2 раза (в 2,1 раза), на подсолнечное – в 2,1 раза (в 2,0 раза).

За период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на непродовольственные товары в среднем  составил 1,5 раза (в организациях всех форм торговли – 1,4 раза).

На рынках отдельных субъектов  Российской Федерации непродовольственные  товары стали дороже в 1,2-2,2 раза. При  этом более чем в 2 раза они подорожали в Новосибирской, Челябинской и  Магаданской областях. Наибольший рост цен на непродовольственные товары зафиксирован в Новосибирской области  – в 2,2 раза, где отдельные виды верхней одежды и обуви подорожали в 2,3-2,9 раза. Менее всего – в 1,2 раза, цены выросли в г.Москве и Астраханской об-ласти.

За прошедший период на рынках в наибольшей степени увеличились  цены на отдельные виды бельевого  и верхнего трикотажа, сезонной и  верхней  одежды – в 1,6–1,9 раза.

За период с 2007г. по июль 2011г. уровень цен на значительную часть  продуктов питания, предлагаемых на рынках, был близок или несколько  ниже уровня средних цен на одноименные  товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.

Так, в июле 2011г. по более  низким ценам на рынках продавались  колбаса вареная высшего сорта, сосиски и сардельки, масло сливочное, творог жирный, сухофрукты. Одновременно цены на рыбу мороженую неразделанную  и апельсины были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли.

На наблюдаемые виды непродовольственных  товаров уровень цен на рынках с начала наблюдения по настоящее  время оставался ниже, чем на аналогичные  товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.

Состояние розничной торговли в 2010г. и I полугодии 2011г. характеризовалось  следующими основными итогами:

- в результате постепенного  восстановления потребительского  спроса начиная с января 2010г.  наблюдается увеличение оборота  розничной торговли по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года. В целом за 2010г. оборот розничной  торговли увеличился по сравнению  с 2009г. на 6,3% в сопоставимых  ценах (в кризисный 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 5,1%). В I полугодии 2011г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 5,4% (за аналогичный период 2010г. - 4,6%);

- наблюдается переориентация  населения на покупку товаров  в магазинах, в следствии чего при увеличении по сравнению с 2009г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 7,4%, объемы продажи на рынках упали на 0,4%. В I полугодии 2011г. тенденция 2010г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 6,4%, объемы продажи на рынках снизились на 1,3%;

- опережающими темпами  развивается сетевая торговля  и современные форматы торговли. Так, в 2010г. по сравнению  с 2009г. оборот розничной торговли  торговых сетей составил 111,3% против 106,3% по общему объему оборота  розничной торговли (в I полугодии  2011г. по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года - 110,6% и  105,4% соответственно). Доля продажи  через сетевые форматы торговли  в общем обороте розничной  торговли в 2010г. составила 15,8% против 14,6% в 2009г. (в I полугодии  2011г. - 18,7%);

- прочное место в торговле  по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства  формируют в 2010г. более половины  всего оборота розничной торговли;

- соотношение объемов  продажи пищевых продуктов, включая  напитки и табачные изделия,  и непродовольственных товаров  до кризиса 2008г. показывало  динамику увеличения доли последних.  В 2009г. в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,4% в 2008 году.

- в 2010г. тенденция изменения  потребительских цен вернулась  к докризисному периоду. Так  после отмечавшегося в 2009г.  снижения темпов прироста цен  на товары в потребительском  секторе (7,9% - один из самых  низких за весь период наблюдения), в 2010г. индекс потребительских  цен на товары вырос и составил 109,1%. Потребительские цены на  продовольственные товары росли  быстрее (на 12,9%), чем на непродовольственные  товары (5,0%). В I полугодии 2011г.  динамика цен на товары была  выше, чем в аналогичном периоде  2010г. (прирост цен составил 4,2% и  3,7% соответственно).

- более высокая инфляция  в продовольственном секторе  потребительского рынка, увеличение  потребительского кредитования  способствовали тому, что в течение  всего года (за исключением I квартала) объемы продажи пищевых продуктов  (в сопоставимых ценах) отставали  от объемов продажи непродовольственных  товаров. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2010г. увеличился по сравнению с 2009г. на 7,6% в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 5,1%. В I полугодии 2011г. прирост оборота розничной торговли непродовольственными товарами составил 9,7%, прирост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - 1,2%;

- импорт потребительских  товаров в 2010г. увеличился по  сравнению с 2009г. на 19,1% (в 2009г.  по сравнению с 2008г. наблюдалось  снижение более чем на 25%), в  результате доля импорта в  объеме ресурсов оборота розничной  торговли увеличилась до 44% против 41% в 2009 году. В I полугодии 2011г. импорт потребительских товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 28,0%, доля импорта в объеме ресурсов оборота розничной торговли составила, как и в I полугодии 2010г., 43%;

- практически в течение  всего года сохранялся устойчивый  уровень товарных запасов в  организациях розничной торговли (30-32 дня торговли), за исключением  ноября (33 дня) и декабря (29 дней). В течение I полугодия 2011г. уровень  товарных запасов был стабилен  и составлял 32-33 дня торговли;

- по данным Роспотребнадзора, о качестве товаров, поступивших в 2010г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном указанная тенденция наблюдалась по товарам импортного производства

- за 2010г. число организаций  розничной торговли выросло более  чем на 9%. Количество индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих  деятельность в розничной торговле, оставалось примерно на уровне 2009 года. Одновременно, число розничных  рынков сократилось за год  на 2%;

- на конец 2010г. наблюдался рост общего количества торговых объектов и их торговых площадей.

- в 2010г. численность  работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами, по  ремонту бытовых изделий и  предметов личного пользования,  составила 2366,6 тыс.человек, или 5,1% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2009г. она снизилась на 0,4%, однако среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 12,3% и составила 70% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике. В I полугодии 2011г. численность работников розничной торговли выросла по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 5,8%, среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 10,3%;

- степень износа основных  фондов на конец 2010г. увеличилась  на 1,3 процентного пункта по сравнению  с концом 2009г., но оставалась более, чем в 2 раза ниже, чем степень износа основных фондов по экономике в целом.

- на развитие розничной  торговли в 2010г. было направлено 116,7 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 6,8% больше, чем в предыдущем году. Основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства организаций;

- финансовое состояние  организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами, по  ремонту бытовых изделий и  предметов личного пользования  (кроме субъектов малого предпринимательства), несколько изменилось. Если в  2009г. по сравнению 2008г. темп  прироста сальдированного финансового  результата указанных организаций  составил 9,3%, то в 2010г. по сравнению  с 2009г. он возрос в 1,7 раза. Доля убыточных организаций в  общем числе организаций розничной  торговли в 2010г. составила 21,1% и снизилась по сравнению с  2009г. на 1,7 процентного пункта (в  2009г. по сравнению с 2008г.  наблюдался рост на 3,3 процентного пункта).

Таблица 4 – Динамика оборота  розничной торговли

 

 

 

 

2.2 Статистический анализ деятельности розничной торговли

 

Валовая добавленная стоимость  оптовой и розничной торговли, включая ремонт  
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 

В текущих ценах, млрд.рублей

В % к 

предыдущему году

Доля ВВП 

в основных ценах1)

2008 г.

7137,7

109,9

20,3

2009 г.

6129,6

93,8

18,2

2010 г.

7064,2

105,0

18,2


 

1. Подсчитаем  относительный показатель динамики валовой добавленной стоимости оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в текущих ценах цепным базисным методом

ОПД 09\08 = 6129,6\7137,7 = 0,85, т.е. на 0,15 или 15%

ОПД 10\09 = 7064,2\6129,6 = 1,15, т.е. на 0,15 или 15%

ОПД 10\08 = 7064,2\7137,7 = 0,98, т.е. на 0,02 или 2%

  1. Подсчитаем средний показатель валовой добавленной стоимости оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в текущих ценах в период с 2008 по 2010 г.

Информация о работе Статистический анализ деятельности розничной торговли