Статистический анализ деятельности розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы розничной торговли;
Проанализировать развитие розничной торговли;
Провести статистический анализ розничной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли…………………...5
Понятие и сущность розничной торговли……….…………………5
Тенденции развития розничной торговли………………………....12
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли…..15
2.1. О ситуации на розничных рынках …………………………………..15
2.2. Статистический анализ деятельности розничной торговли………...26
Заключение…………………………………………………………………..32
Биографический список……………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

о да, это она, курсовая работа...docx

— 169.06 Кб (Скачать)

Встроенно-пристроенный магазин  – магазин, помещения которого располагаются  в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м  со стороны продольного фасада и  более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).

Пристроенный магазин  — магазин, ограждающая стена (или  стены) которого являются общими или  смежными со стенами жилого здания.

С учетом функциональных особенностей:

1. торговля через стационарную торговую сеть(магазины; павильоны, имеющие торговый зал;  палатки; киоски; торговые автоматы);

2.торговля через передвижную торговую сеть(тележки; автолавки; фургоны; лотки; магазины-вагоны и магазины-суда);

3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.

По форме собственности:

1.Независимые розничные торговцы- владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д.

2.Торговая сеть - совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

3.Розничные франшизы - Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

4.Арендуемые отделы- отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем.

5.Кооперативы - могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

По видам предприятия  розничной торговли: универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Универсальные – реализующие  универсальный ассортимент продовольственных  или непродовольственных товаров.

Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или  ее части (узкоспециализированные)

Комбинированные – реализующие  несколько групп товаров, связанных  общностью спроса и удовлетворяющих  отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже  потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)

Смешанные - ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

1.2  Тенденции  развития розничной торговли

В настоящее время уровень  конкуренции в сфере розничной  торговли в целом по России близок к среднему, однако различается в  зависимости от территории и в  крупных городах достигает достаточно высокого уровня. Прогнозируется, что  при инновационном сценарии развития экономики Россия к 2015 году выйдет на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 - на уровень Чехии, Словении и Португалии. Основные направления  развития отрасли определяются «Стратегией  развития торговли в Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года»  и ориентированы на создание эффективной  товаропроводящей системы, соответствующей  требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики страны.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо:

   - значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации,

   - повысить долю современных форматов в обороте отрасли,

   - повысить уровень консолидации в отрасли,

   - повысить долю дистанционной торговли (по каталогам, через интернет и т.п.).

    - создать условия для развития конкуренции,

    - обеспечить поддержку малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей,

   - использовать эффективный опыт зарубежных конкурентов, адаптируя его к российской специфике.

Исходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и  угроз, стоящих перед внутренней торговлей, сформулированы 8 ключевых задач стратегии:

    1. Повышение эффективности регулирования сектора торговли

    2. Развитие инфраструктуры торговли

    3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

    4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки

    5. Обеспечение условий для развития конкуренции

    6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса

    7. Стимулирование развития дистанционной торговли

    8. Совершенствование традиционных форматов торговли

Планируется, что размер современных продовольственных  торговых площадей увеличится с 73 кв. м. в 2008 году до 109–139 кв.м. на 1000 жителей  в 2015 году, с дальнейшим развитием  до 215–281 кв. м к 2020 году. Доля продаж в современных торговых форматах возрастет с 35% до 45-55% к 2015 году и  до 60-70% к 2020 году. Оборот оптовой и  розничной торговли планируется  увеличить с 46,1 до 80,1–84,2 трлн. руб. в  текущих ценах к 2015 году (118,8 – 132,7 трлн. руб. к 2020 году), налоговые поступления  в бюджеты всех уровней Российской Федерации – с 751 до 1291-1358 млрд. руб. к 2015 году (2,1-2,35 трлн. руб. к 2020 году).

Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли достигнет к 2015 году 35-45% (к 2020 году - 55-65%), против 20% в 2008 году. Совокупный вклад  внутренней торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году. Торговые сети и современные форматы  торговли, обладая более высокой  производительностью, чем традиционные магазины и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли. Производительность розничной торговли увеличится с 1 487 до 2804-3081 тыс. руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году (4832-5206 тыс. руб. на занятого к 2020 году).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   Статистический анализ деятельности розничной торговли

2.1.  О ситуации на розничных рынках

На 1 января 2011 года на территории Российской Федерации функционировало 3427 розничных рынков. По сравнению  с 1 января 2007 года их число сократилось  на 2465 объекта, или на 42%.

По субъектам Российской Федерации процесс реорганизации  рыночной торговли проходил неравномерно. В 26 субъектах число рынков за время  действия Федерального закона от 30 декабря 2006г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и  о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее  Закон о рынках) сократилось на 15-35%, в 18 субъектах – на 36-50%, в 30 субъектах  – более чем на по-ловину.

Реорганизация рынков происходила  в основном в 2007 году, в последние  годы количество розничных рынков изменялось незначительно (в 2008-2010гг. закрыто 472 рынка). С 1 января 2011г. по 1 июля 2011г. закрылось или было преобразовано в торговые центры 87 рынков, в том числе в  Центральном федеральном округе – 22 рынка, Северо-Западном – 1 рынок, Южном – 5 рынков, Северо-Кавказском – 3 рынка, Приволжском – 13 рынков, Уральском – 8 рынков, Сибирском – 33 рынка, Дальневосточном – 2 рынка.

 

Таблица 1 - Число рынков и  товарных мест в них.

 

     По состоянию  на 1 июля 2011г. основная часть рынков (73%) располагалась в городах (на 1 января 2007г. – 67%). В частной  форме собственности находится  71% (65%) от общего числа рынков, в собственности потребительской  кооперации – 7% (8%), в государственной  и муниципальной собственности  – 19% (24%) рынков. 

      На фоне  общего сокращения розничных  рынков число специализированных  рынков сократилось в большей  степени, чем универсальных. Так,  число специализированных рынков  уменьшилось с 2331 рынка  на 1 января 2007г. до 930 рынков на 1 января 2011г. (на 60%), универсальных – с  3561 до 2497 рынков (на 30%). В качестве положительной тенденции необходимо отметить увеличение числа сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков. За указанный период их число выросло с 125 до 250 рынков, но их удельный вес остается незначительным (2% на 1 января 2007г., 7% на 1 января 2011г.).

     По состоянию на 1 июля 2011г. по-прежнему преобладали рынки универсального типа (73% от их общего числа); среди специализированных рынков - вещевые (9%), сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные (7%), рынки по продаже продуктов питания (4%). 

Число субъектов Российской Федерации, где не организованы сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные  рынки,  сократилось с 50 на 1 января 2007г. до 26 на 1 июля 2011 года.

На 1 июля 2011г. количество торговых мест на рынках составило 942,2 тысячи. По сравнению с 1 января 2011г.  их  число  сократилось  на 18,9 тыс., или на 2%. 

Основными хозяйствующими субъектами на рынках являются индивидуальные предприниматели. Удельный вес торговых мест, арендуемых ими, вырос с 76,9% в среднем за 2007г. до 78,5% в среднем за 2010г., на 1 июля 2011г. он составил 78%.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам выделяется в среднем не более 1,3% от общего числа торговых мест.  На 1 июля 2011г. в 41 субъекте Российской Федерации  этим хозяйствующим субъектам было выделено менее  1% торговых мест. В то же время на рынках республик Бурятия, Башкортостан, Калмыкия, Алтайского и Забайкальского краев, Липецкой, Смоленской, Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурга крестьянским (фермерским) хозяйствам сдается в аренду  2-3% от общего числа торговых мест, Республики Тыва – 4%, г. Москвы – 4,9%.

Наблюдается тенденция снижения уровня использования торговых мест на розничных рынках. Если в среднем  за 2007г. на рынках использовалось 78,9% торговых мест, то в 2010г. – 74,8%. Самый низкий уровень  использования торговых мест на протяжении всего периода действия Закона о  рынках

отмечается на сельскохозяйственных рынках, в среднем в 2007г. на этих рынках использовалось 68,0% торговых мест, в 2010г. – 66,9%.

 

          Таблица 2 – Уровень фактического использования торговых мест на розничных рынках.

     Увеличилось число субъектов Российской Федерации, где уровень использования торговых мест не превышал 70%.

 

Таблица 3- Группировка субъектов Российской Федерации

 по уровню фактического  использования 

торговых мест

Число фактически используемых торговых мест в % к общему числу торговых мест

Число субъектов Российской Федерации, единиц

2007

2008

2009

2010

До 60,0

2

1

4

6

61,0-70,0

4

15

18

21

71,0-80,0

38

36

37

38

81,0-90,0

31

25

17

14

Свыше 90,0

5

4

5

2




 

    Уровень фактического использования торговых мест на 1 июля 2011г. составил в среднем по Российской Федерации  74,7% против 75,9% на соответствующую дату 2010г., в том числе на универсальных рынках –  74,8% (76,0%), специализированных рынках по продаже продуктов питания -  82,8% (82,3%), вещевых рынках –  75,0% (75,4%), по продаже радио- и электробытовой техники – 65,5% (68,8%), строительных рынках – 89,6 % (89,5%), сельскохозяйственных рынках –  67,2% (71,2%),   сельскохозяйственных  кооперативных рынках  –   48,2 % (68,4%).

К группе субъектов Российской Федерации с наиболее низким уровнем  использования торговых мест на розничных  рынках относятся республики Калмыкия (в 2007г.- 56% в среднем за год, в 2010г. – 30%, на 1 июля 2011г. -   38%), Северная Осетия-Алания (соответственно 67%, 61% и 64%), Карачаево-Черкесская Республика (68%, 58% и 58%), Тверская (69%, 59% и 58%), Пензенская (81%, 59% и 59%), Магаданская (68%, 52% и 51%), Амурская (76%, 54% и 59%) области. В то же время  меньше всего пустующих торговых мест на рынках республик Дагестан (уровень использования торговых мест в 2007г. составил 92%, в 2010г. – 97%, на 1 июля 2011г. - 93%),  Хакасия (соответственно 86%, 90% и  92%), Алтай (86%, 87% и 93%), Чеченской Республики (94%,  90% и  98%), Камчатского (81%, 95% и 91%), Хабаровского (75%, 87% и  83 %) краев.

Информация о работе Статистический анализ деятельности розничной торговли