Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы розничной торговли;
Проанализировать развитие розничной торговли;
Провести статистический анализ розничной торговли.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли…………………...5
Понятие и сущность розничной торговли……….…………………5
Тенденции развития розничной торговли………………………....12
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли…..15
2.1. О ситуации на розничных рынках …………………………………..15
2.2. Статистический анализ деятельности розничной торговли………...26
Заключение…………………………………………………………………..32
Биографический список……………………………………………………..33
Встроенно-пристроенный магазин – магазин, помещения которого располагаются в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).
Пристроенный магазин — магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания.
С учетом функциональных особенностей:
1. торговля через стационарную торговую сеть(магазины; павильоны, имеющие торговый зал; палатки; киоски; торговые автоматы);
2.торговля через передвижную торговую сеть(тележки; автолавки; фургоны; лотки; магазины-вагоны и магазины-суда);
3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.
По форме собственности:
1.Независимые розничные торговцы- владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д.
2.Торговая сеть - совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
3.Розничные франшизы - Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.
4.Арендуемые отделы- отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем.
5.Кооперативы - могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.
По видам предприятия розничной торговли: универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Универсальные – реализующие
универсальный ассортимент
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)
Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)
Смешанные - ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.
1.2 Тенденции развития розничной торговли
В настоящее время уровень
конкуренции в сфере розничной
торговли в целом по России близок
к среднему, однако различается в
зависимости от территории и в
крупных городах достигает
Для создания такой товаропроводящей системы необходимо:
- значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации,
- повысить долю современных форматов в обороте отрасли,
- повысить уровень консолидации в отрасли,
- повысить долю дистанционной торговли (по каталогам, через интернет и т.п.).
- создать условия для развития конкуренции,
- обеспечить поддержку малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей,
- использовать эффективный опыт зарубежных конкурентов, адаптируя его к российской специфике.
Исходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед внутренней торговлей, сформулированы 8 ключевых задач стратегии:
1. Повышение эффективности регулирования сектора торговли
2. Развитие инфраструктуры торговли
3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки
5. Обеспечение условий для развития конкуренции
6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса
7. Стимулирование развития дистанционной торговли
8. Совершенствование традиционных форматов торговли
Планируется, что размер современных продовольственных торговых площадей увеличится с 73 кв. м. в 2008 году до 109–139 кв.м. на 1000 жителей в 2015 году, с дальнейшим развитием до 215–281 кв. м к 2020 году. Доля продаж в современных торговых форматах возрастет с 35% до 45-55% к 2015 году и до 60-70% к 2020 году. Оборот оптовой и розничной торговли планируется увеличить с 46,1 до 80,1–84,2 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (118,8 – 132,7 трлн. руб. к 2020 году), налоговые поступления в бюджеты всех уровней Российской Федерации – с 751 до 1291-1358 млрд. руб. к 2015 году (2,1-2,35 трлн. руб. к 2020 году).
Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли достигнет к 2015 году 35-45% (к 2020 году - 55-65%), против 20% в 2008 году. Совокупный вклад внутренней торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году. Торговые сети и современные форматы торговли, обладая более высокой производительностью, чем традиционные магазины и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли. Производительность розничной торговли увеличится с 1 487 до 2804-3081 тыс. руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году (4832-5206 тыс. руб. на занятого к 2020 году).
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли
2.1. О ситуации на розничных рынках
На 1 января 2011 года на территории Российской Федерации функционировало 3427 розничных рынков. По сравнению с 1 января 2007 года их число сократилось на 2465 объекта, или на 42%.
По субъектам Российской
Федерации процесс
Реорганизация рынков происходила в основном в 2007 году, в последние годы количество розничных рынков изменялось незначительно (в 2008-2010гг. закрыто 472 рынка). С 1 января 2011г. по 1 июля 2011г. закрылось или было преобразовано в торговые центры 87 рынков, в том числе в Центральном федеральном округе – 22 рынка, Северо-Западном – 1 рынок, Южном – 5 рынков, Северо-Кавказском – 3 рынка, Приволжском – 13 рынков, Уральском – 8 рынков, Сибирском – 33 рынка, Дальневосточном – 2 рынка.
Таблица 1 - Число рынков и товарных мест в них.
По состоянию
на 1 июля 2011г. основная часть рынков
(73%) располагалась в городах (на
1 января 2007г. – 67%). В частной
форме собственности находится
71% (65%) от общего числа рынков,
в собственности
На фоне
общего сокращения розничных
рынков число
По состоянию на 1 июля 2011г. по-прежнему преобладали рынки универсального типа (73% от их общего числа); среди специализированных рынков - вещевые (9%), сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные (7%), рынки по продаже продуктов питания (4%).
Число субъектов Российской Федерации, где не организованы сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки, сократилось с 50 на 1 января 2007г. до 26 на 1 июля 2011 года.
На 1 июля 2011г. количество торговых мест на рынках составило 942,2 тысячи. По сравнению с 1 января 2011г. их число сократилось на 18,9 тыс., или на 2%.
Основными хозяйствующими субъектами на рынках являются индивидуальные предприниматели. Удельный вес торговых мест, арендуемых ими, вырос с 76,9% в среднем за 2007г. до 78,5% в среднем за 2010г., на 1 июля 2011г. он составил 78%.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам выделяется в среднем не более 1,3% от общего числа торговых мест. На 1 июля 2011г. в 41 субъекте Российской Федерации этим хозяйствующим субъектам было выделено менее 1% торговых мест. В то же время на рынках республик Бурятия, Башкортостан, Калмыкия, Алтайского и Забайкальского краев, Липецкой, Смоленской, Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурга крестьянским (фермерским) хозяйствам сдается в аренду 2-3% от общего числа торговых мест, Республики Тыва – 4%, г. Москвы – 4,9%.
Наблюдается тенденция снижения уровня использования торговых мест на розничных рынках. Если в среднем за 2007г. на рынках использовалось 78,9% торговых мест, то в 2010г. – 74,8%. Самый низкий уровень использования торговых мест на протяжении всего периода действия Закона о рынках
отмечается на сельскохозяйственных рынках, в среднем в 2007г. на этих рынках использовалось 68,0% торговых мест, в 2010г. – 66,9%.
Таблица 2 – Уровень фактического использования торговых мест на розничных рынках.
Увеличилось число субъектов Российской Федерации, где уровень использования торговых мест не превышал 70%.
Таблица 3- Группировка субъектов Российской Федерации
по уровню фактического использования
торговых мест
Число фактически используемых торговых мест в % к общему числу торговых мест |
Число субъектов Российской Федерации, единиц | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
До 60,0 |
2 |
1 |
4 |
6 |
61,0-70,0 |
4 |
15 |
18 |
21 |
71,0-80,0 |
38 |
36 |
37 |
38 |
81,0-90,0 |
31 |
25 |
17 |
14 |
Свыше 90,0 |
5 |
4 |
5 |
2 |
Уровень фактического использования торговых мест на 1 июля 2011г. составил в среднем по Российской Федерации 74,7% против 75,9% на соответствующую дату 2010г., в том числе на универсальных рынках – 74,8% (76,0%), специализированных рынках по продаже продуктов питания - 82,8% (82,3%), вещевых рынках – 75,0% (75,4%), по продаже радио- и электробытовой техники – 65,5% (68,8%), строительных рынках – 89,6 % (89,5%), сельскохозяйственных рынках – 67,2% (71,2%), сельскохозяйственных кооперативных рынках – 48,2 % (68,4%).
К группе субъектов Российской
Федерации с наиболее низким уровнем
использования торговых мест на розничных
рынках относятся республики Калмыкия
(в 2007г.- 56% в среднем за год, в 2010г.
– 30%, на 1 июля 2011г. - 38%), Северная
Осетия-Алания (соответственно 67%, 61% и
64%), Карачаево-Черкесская Республика (68%,
58% и 58%), Тверская (69%, 59% и 58%), Пензенская
(81%, 59% и 59%), Магаданская (68%, 52% и 51%), Амурская
(76%, 54% и 59%) области. В то же время
меньше всего пустующих торговых
мест на рынках республик Дагестан
(уровень использования
Информация о работе Статистический анализ деятельности розничной торговли