Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению метода средних величин. В средних величинах отображаются важнейшие показатели, характеризующие общественные явления, такие как товарооборот, товарные запасы, цены, заработная плата, рождаемость. Средними величинами характеризуются качественные показатели коммерческой деятельности: издержки обращения, прибыль, рентабельность и др. Правильное понимания сущности средней через единичное и случайное позволяет выявить общее и необходимое, выявить тенденцию закономерностей экономического и социального развития. Метод средних величин находит свое применение при статистических исследованиях в любой области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 4
1.2УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН В АНАЛИЗЕ 8
1.3ВИДЫ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН. 10
1.3.1 СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ 13
1.3.2 СРЕДНЯЯ ГАРМОНИЧЕСКАЯ 17
1.3.3 СРЕДНЯЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ 20
1.3.4 СРЕДНЯЯ КВАДРАТИЧЕСКАЯ И СРЕДНЯЯ КУБИЧЕСКАЯ 21
1.3.5 СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 23
Вывод. Анализ данных табл. 10 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из правого нижнего угла в левый верхний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между средней ценой 1кг картофеля и объемом продаж.
2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения
Для измерения тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 11.
Таблица 11
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер
предприятия п/п |
Объем продаж т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 31 | 1 | 1 | 961 |
2 | 34 | 4 | 16 | 1156 |
3 | 35 | 5 | 25 | 1225 |
4 | 40 | 10 | 100 | 1600 |
5 | 33 | 3 | 9 | 1089 |
6 | 29 | -1 | 1 | 841 |
7 | 30 | 0 | 0 | 900 |
8 | 30 | 0 | 0 | 900 |
9 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
10 | 45 | 5 | 25 | 2025 |
11 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
12 | 31 | 1 | 1 | 961 |
13 | 33 | 3 | 9 | 1089 |
14 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
15 | 21 | -9 | 81 | 441 |
16 | 26 | -4 | 16 | 676 |
17 | 28 | -2 | 4 | 784 |
18 | 28 | -2 | 4 | 784 |
19 | 26 | -4 | 16 | 676 |
20 | 38 | 8 | 64 | 1444 |
21 | 24 | -6 | 36 | 576 |
22 | 26 | -4 | 16 | 676 |
23 | 25 | -5 | 25 | 625 |
24 | 26 | -4 | 16 | 676 |
25 | 39 | 9 | 81 | 1521 |
26 | 37 | 7 | 49 | 1369 |
27 | 15 | -15 | 225 | 225 |
28 | 20 | -10 | 100 | 400 |
29 | 20 | -10 | 100 | 400 |
30 | 34 | 4 | 16 | 1156 |
Итого | 900 | -10 | 1048 | 28248 |
Расчет общей дисперсии по формуле (10):
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле
, (13)
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для
расчета межгрупповой дисперсии
строится вспомогательная таблица
12. При этом используются групповые
средние значения
из табл. 7
(графа 5).
Таблица 12
Вспомогательная
таблица для расчета
Группы предприятий по средней цене 1кг картофеля | Число предприятий,
|
Среднее значение |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6-7 | 3 | 41,33 | 1,33 | 5,31 |
7-8 | 7 | 34,86 | 4,86 | 165,34 |
8-9 | 10 | 30,3 | 0,3 | 0,9 |
9-10 | 7 | 24,86 | -5,14 | 184,94 |
10- 11 | 3 | 18,33 | -11,67 | 408,57 |
Итого | 30 | 765,06 |
Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (11):
Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):
Вывод. 73% вариации объемов продаж предприятий обусловлено вариацией средней цены 1кг картофеля, а 27% – влиянием прочих неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле
Значение
показателя изменяются в пределах
. Чем ближе
значение
к 1, тем
теснее связь между признаками. Для качественной
оценки тесноты связи на основе
служит
шкала Чэддока (табл. 13):
Таблица 13
Шкала Чэддока
h | 0,1 – 0,3 | 0,3 – 0,5 | 0,5 – 0,7 | 0,7 – 0,9 | 0,9 – 0,99 |
Характеристика
силы связи |
Слабая | Умеренная | Заметная | Тесная | Весьма тесная |
Расчет эмпирического корреляционного отношения по формуле (14):
Вывод.
Согласно шкале Чэддока связь между средней
ценой 1кг картофеля и объемом продаж
является тесной.
Задание 3
По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,954 необходимо определить:
Выполнение Задания 3
Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности предприятий границ, в которых будут находиться величина средней цены 1кг картофеля и доля предприятий с уровнем цены 10 руб. и более.
1. Определение ошибки
выборки средней цены 1кг
картофеля и границы,
в которых будет находится
средняя цена 1кг картофеля
в генеральной совокупности.
Применение выборочного метода наблюдения всегда связано с установлением степени достоверности оценок показателей генеральной совокупности, полученных на основе значений показателей выборочной совокупности. Достоверность этих оценок зависит от репрезентативности выборки, т.е. от того, насколько полно и адекватно представлены в выборке статистические свойства генеральной совокупности. Как правило, генеральные и выборочные характеристики не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε, которую называют ошибкой выборки (ошибкой репрезентативности).
Значения признаков единиц, отобранных из генеральной совокупности в выборочную, всегда случайны, поэтому и статистические характеристики выборки случайны, следовательно, и ошибки выборки также случайны. Ввиду этого принято вычислять два вида ошибок - среднюю и предельную .
Средняя ошибка выборки - это среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной средней, т.е. от своего математического ожидания M[ ].
Величина средней ошибки выборки рассчитывается дифференцированно (по различным формулам) в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.
Для
собственно-случайной и
Информация о работе Средние величины в экономическом анализе