Развитие услуг предприятий общественного питания на примере города Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Изменения в экономике России сопровождается изменениями в деятельности всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования. Деятельность предприятий общественного питания способствует решению как экономических, так и социальных задач по удовлетворению потребностей населения в организации внедомашнего питания и досуга.

Содержание

Глава 1.Теоретико-методологические основы развития индустрии общественного питания
1.1 Основные функции предприятий общественного питания
1.2. Классификация типов предприятий общественного питания на современном этапе развития отрасли
1.3. Услуги предприятий общественного питания
Глава 2. Эволюция и основные тенденции развития общественного питания в России.
2.1. История развития общественного питания в России
2.2. Российский рынок общественного питания: текущие состояние и перспективы развития
Глава 3. Развития услуг предприятий общественного питания на примере города Москвы
3.1. Современное состояние общественного питания в Москве
3.2.Концепция развития общественного питания в столице

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 359.26 Кб (Скачать)
 
4. Зона 

промышленных

предприятий

 Территории  заводов, фабрик, производственных предприятий  Предприятия общественного питания закрытого  типа для обеспечения горячим  питанием работников, открытая сеть предприятий, обеспечивающих питанием как работников предприятия, так и жителей города, сеть диетических и вегетарианских столовых, магазинов и отделов  кулинарии
5. Зона

транспортно-логистических

центров

 Относятся районы аэропортов, автовокзалов, железнодорожных  вокзалов  Рестораны, кафе, бары, закусочные, предприятия  быстрого обслуживания. Перспективным  направлением является развитие предприятий  выездного обслуживания

    Вторая  зона – жилые застройки города («спальные» районы), где расположено большое количество учебных, медицинских учреждений. Здесь наблюдаются диспропорции в развитии сети общественного питания. Для создания комфортных условий проживания населения в этой зоне предполагается строительство торгово-развлекательных, спортивных, гостиничных комплексов. В связи с этим необходимо открывать предприятия общественного питания, предназначенные для организации питания и отдыха населения: рестораны, детские, семейные кафе, молочные и коктейль-бары, предприятия быстрого обслуживания; следует усилить внимание на развитии сети столовых при учебных, медицинских учреждениях.

    Третья  зона – спортивно-оздоровительная. Это совокупность природных территорий, внутригородских озелененных территорий, стадионов, являющихся единой градоформирующей системой природоохранного, оздоровительного и рекреационного значения. В этой зоне размещаются спортивные учреждения, парки семейного отдыха, которые должны включать спорт-бары, предприятия быстрого обслуживания, семейные, молодежные кафе, закусочные.

    Четвертая – зона промышленных предприятий – территории заводов, фабрик, производственных предприятий, в которых целесообразно открывать предприятия общественного питания закрытого типа для обеспечения горячим питанием работников. Также здесь возможно создание открытой сети предприятий, обеспечивающих питанием как работников предприятия, так и жителей города. В этой зоне необходимо развивать сеть диетических и вегетарианских столовых, магазинов и отделов кулинарии.

    Пятая – зона транспортно-логистических центров. К этой зоне относятся районы аэропортов, автовокзалов, железнодорожных вокзалов. Они должны включать такие предприятия, как рестораны, кафе, бары, закусочные, предприятия быстрого обслуживания. Перспективным направлением является развитие предприятий выездного обслуживания. 

    Инфраструктура  крупного города включает в себя не только объекты, которые являются целью  поездки туристов (учреждения и организации  культуры, архитектурные и природные  памятники, спортивные сооружения, образовательные  учреждения, бизнес-центры и т.п.), но и объекты индустрии гостеприимства, а именно: предприятия общественного  питания и гостиницы. Развитие этой важной составляющей городской инфраструктуры как системы, способствующей дополнительному привлечению туристов город, может идти в нескольких направлениях:

    во-первых, использование национальных традиций в оформлении, стиле обслуживания, интерьере, внешнем виде персонала предприятий общественного питания, основными посетителями которых являются туристы. Это предприятия общественного питания, расположенные в центральных районах города, гостиницах, в культурных, театральных и музейных комплексах, местах отдыха;

    во-вторых, создание предприятий общественного питания на территории музейных комплексов с историческими интерьерами и использованием стилизации под ту или иную историческую эпоху. Такой подход позволяет повысить привлекательность инфраструктуры отдельно взятого учреждения культуры, является дополнительным элементом приобщения туристов к культурно-бытовым традициям региона, страны;

    в-третьих, создание специализированных зон обслуживания туристов, так называемых «main-streets», включающих в себя не только систему учреждений культуры и развлечений, торговые комплексы, но и сеть разнообразных по типу предприятий общественного питания. В рамках стратегии «main-streets» в определенных зонах группируют: элитные рестораны, кафе, создающие лицо города, особенно в вечернее и ночное время; увеселительные заведения, сочетающие услуги общественного питания, отдыха и развлечений. В дневное время в этих зонах функционируют различного типа кафе, рестораны, предприятия быстрого обслуживания с использованием выносной торговли.

    в-четвертых, развитие комплексного маркетинга учреждений культуры, музеев, городских и загородных парков совместно с предприятиями общественного питания и индустрии гостеприимства.

    Перспективным направлением формирования оптимальной структуры общественного питания является развитие сетевых предприятий, предприятий с русской кухней, столовых, а также предприятий быстрого и выездного обслуживания. Эти предприятия должны быть сконцентрированы в торговых и торгово-развлекательных центрах города. Кроме того, назовем создание сетевых предприятий по принципу франчайзинга. Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы обслуживания потребителей, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству продукции и услуг, единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Преимущества франчайзинга для владельца торговой марки заключаются в получении дополнительных доходов, росте популярности бренда, снижении затрат на инвестирование. Получатель франшизы снижает практически все виды рисков за счет использования известного бренда, единой технологии, централизованных поставок. Потребитель же получает гарантию одинакового качества, цен. Технология франчайзинга может быть особенно востребована для предприятий быстрого обслуживания.

    К прогрессивным технологиям обслуживания в общественном питании относится  организация выездного обслуживания (кейтеринг). Развитие этого направления, обусловленное недостатком предприятий с большим количеством посадочных мест и нехваткой стационарных предприятий общественного питания, будет происходить по двум направлениям: 1) выездное обслуживание банкетов; 2) доставка блюд, комплексных обедов.

    При размещении новых предприятий общественного  питания необходимо учесть, что определенная их часть должна быть размещена в  строящихся торговых и развлекательных  центрах в виде «фуд-кортов». Фуд-корты  необходимо размещать на последних  этажах зданий. Количество предприятий  общественного питания, располагаемых  на фуд-кортах, зависит от площади  торгового центра и его месторасположения. В состав фуд-кортов должны входить  следующие типы предприятий: предприятия  быстрого обслуживания, рестораны, кафе, закусочные. Площадь, занимаемая фуд-кортом, составляет 10–15% общей площади торгового  комплекса.

    7. Развитие общественного питания, улучшение качества обслуживания. Достигается за счет совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы общественного питания, в частности путем реализации комплекса мер:

  1. определение перечня профессий и должностей для переподготовки и повышения квалификации;
  2. переработка учебных программ в соответствии с требованиями предприятий-заказчиков;
  3. повышение квалификации преподавательского состава на базе передовых предприятий города и за рубежом;
  4. привлечение руководителей ведущих предприятий отрасли к процессу обучения.

    8.  Новый аспект развития общественного питания – стремление населения к получению «здорового питания» и формированию рационов питания с учетом состояния здоровья потребителя. Этот аспект, а также в целом развитие науки о питании человека требует от персонала предприятий общественного питания внедрения новых технологий и ранее не использовавшегося сырья, что влечет за собой определенные трудности при соблюдении санитарно-эпидемиологического режима, так как эти технологии нередко носят опережающий характер по отношению к регламентирующим факторам. Необходима четкая координация деятельности органов, осуществляющих контроль, и предприятий общественного питания, использующих такие технологии в плане разработки нормативной документации.

    Итак, реализация основных направлений развития данной отрасли позволит привести сеть общественного питания в соответствие с требованиями рынка, что будет  способствовать росту эффективности  деятельности предприятий общепита как на городском уровне, так и  на уровне отдельных предприятий.

 

Заключение

 

      Первые упоминанию предприятий общественного питания появились в литературе в начале XVIII в.. С развитием общества, с возрастающими потребностями человека изменилась и сфера общественного питания, появилось большое количество предприятий общественного питания, возросло качество обслуживания, которое на сегодняшний день является необходимым компонентом для удачной работы.

     Российский рынок общественного питания в последние 3–4 года развивается достаточно интенсивно: темпы роста оцениваются в 30–40%. Причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные. Основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» – наиболее доступный по ценам – и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. По оценкам ряда участников рынка, потенциал сетевого фаст-фуда в России задействован только на 15–20%. Однако, сейчас при прогнозировании темпов и направления развития рынка общественного питания следует принимать во внимание развитие мирового финансового кризиса, который существенно воздействует на покупательную и инвестиционную активность участников рынка, снижение темпов развития перспективных форм общественного питания. Кризис также оказывает влияние на уровень рентабельности уже существующих предприятий общественного питания, что может привести к ощутимому сокращению количества предприятий популярных еще сетевых форматов и дорогих ресторанных концепций.

      Потребительский рынок товаров и услуг Москвы одним из первых  активно включился в проведение рыночных реформ. Создание и развитие предприятий потребительского рынка в период становления рыночных отношений обеспечили условия для выживания значительной части самых разнообразных слоев населения. Благодаря этому, основная масса населения стала заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Именно малые предприятия потребительского рынка и услуг сыграли важную роль в начале экономических реформ – предоставили в Москве дополнительные рабочие места многим людям из различных отраслей городского хозяйства, обеспечив социальную поддержку жителей путем сокращения безработицы. Развитие рыночных отношений в Москве способствовало бурному росту количества предприятий торговли и общественного питания, бытовых услуг, появлению новых форм торговой деятельности, организации новых форматов и концепций обслуживания. Сфера потребительского рынка и услуг наиболее быстро реагирует на изменения социально-экономических условий.

         По прогнозам аналитиков DISCOVERY Research Group, сделанным в ноябре 2011 г., к концу 2011 г. объем российского рынка общественного питания превысит 630 млрд. руб., а московского – 110 млрд. рублей, что подтверждает высокий потенциал развития индустрии общественного питания мегаполиса.

           В курсовой работе были рассмотрены исторические аспекты становления общественного питания в России, представлена классификация предприятий общественного питания на современном этапе развития экономики. В работе выявлены предпосылки и тенденции динамичного развития современного отечественного рынка общественного питания. Была предложена концепция формирования и развития рынка общественного питания г.Москвы.

           Резюмируя ситуацию на рынке общественного питания Москвы, можно с уверенностью утверждать - развитие идет высокими темпами, рынок еще не насыщен и на нем есть еще достаточно места для большого количества игроков, однако успех в конкурентной борьбе во многом зависит от месторасположения, ценовой политики, концепции и высококвалифицированного ресторана.

Список использованной литературы

 
  1. ГОСТ Р 50762–95. Общественное питание. Классификация  предприятий. М.: Госстандарт России, 1995.
  1. ГОСТ Р 50647–94. Общественное питание. Термины и определения. М.: Госстандарт России, 1994.
  1. ГОСТ Р 50764–95. Услуги общественного питания. Общие требования. М.: Госстандарт России, 1995.
 
  1. Ахмедов Н.А., Карпушенко П.Б. Маркетинг ресторанных  услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 3.
 
  1. Бычков  В.Г., Ходорова З.С. Общественное питание: итоги и перспективы. М.: Экономика, 1984.
  1. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие. 2-е изд. Минск: Высш. шк., 2004.
  1. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М, 2002.
  2. Фейзулатов И.А. Социально-экономические проблемы общественного питания. М.: Экономика, 1980.
  1. Чарыева М.О. Особенности структуры рынка общественного питания и анализ современных трендов его развития в г. Москве / Экономические науки, №7, 2008.

Информация о работе Развитие услуг предприятий общественного питания на примере города Москвы