Анализ продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 5
1.1. Выпуск продукции (услуг)
предприятия как объект статистического исследования 5
1.2. Методы статистического анализа продукции (услуг) предприятия 10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ динамики и структуры товарной продукции предприятия 17
2.3. Индексный анализ производства продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Анализ_продукции.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Базисный темп роста в 2010 году:

Темп прироста определяется как отношение соответствующего абсолютного прироста к уровню предыдущего  года (цепной темп прироста) или к  уровню базисного года (базисный темп прироста).

Цепной темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:

Базисный темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:

Динамика объема товарной продукции предприятия  представлена на рис. 2.2.

Из рисунка  видно, что объем товарной продукции  предприятия имеет тенденцию  к увеличению. Исключение составляет 2010 год, в котором отмечено резкое снижение объемов производства и реализации продукции.

 

Рис. 2.2. Динамика товарной продукции ОАО «Москворечье»

Для характеристики ряда динамики необходимо также рассчитать средние показатели временного ряда. Средний уровень ряда определяется по формуле средней арифметической простой:

(2.1)


где: yi – уровень показателя в i-том году; 
n – число уровней динамического ряда.

Средний уровень  ряда равен:

 

Средний абсолютный прирост также определяется как средняя арифметическая цепных абсолютных приростов:

Средний темп роста  определяется по формуле:

(2.2)


где:  – базисный темп роста в последнем году динамического ряда.

Средний темп роста  товарной продукции равен:

Средний темп прироста рассчитывается как средний темп роста минус 100%:

Таким образом, средний объем товарной продукции  ОАО «Москворечье» в 2008-2012 гг. составил 445939,2 тыс. руб. В среднем объем товарной продукции хлебокомбината ежегодного увеличивается на 12559,8 тыс. руб. или 2,5% по сравнению с прошлым периодом.

В таблице 2.2 рассчитаны показатели структуры товарной продукции предприятия.

Удельный вес  отдельных наименований продукции  в общем объеме товарной продукции  определяется по формуле:

(2.3)


где: Qi – объем производства i-того наименования продукции; 
ТП – объем товарной продукции предприятия.

Удельный вес  хлеба белого в общем объеме товарной продукции в 2011 году равно:

В 2012 году:

Таблица 2.2

Структура товарной продукции ОАО «Москворечье»

Наименование  продукции

Объем производства, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения в  удельном весе, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

1

Хлеб белый

38794,6

51866,1

9,7%

9,8%

0,1%

2

Хлеб крестьянский

40232,8

53012,7

10,1%

10,0%

0,0%

3

Хлеб столичный

26689,0

36581,8

6,7%

6,9%

0,2%

4

Батон нарезной

26285,3

35466,0

6,6%

6,7%

0,1%

5

Батон подмосковный

23313,7

30771,7

5,8%

5,8%

0,0%

6

Хлеб дарницкий

27316,6

35760,6

6,8%

6,8%

-0,1%

7

Хлеб украинский новый

26036,8

33733,0

6,5%

6,4%

-0,1%

8

Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой

14318,9

20090,0

3,6%

3,8%

0,2%

9

Сдоба "Лакомка" с повидлом

7640,6

10866,9

1,9%

2,1%

0,1%

10

Плюшка московская

14237,0

18125,5

3,6%

3,4%

-0,1%

11

Рогалик "Нежный"

8323,1

11051,0

2,1%

2,1%

0,0%

12

Сдоба с корицей

12484,9

16650,6

3,1%

3,1%

0,0%

13

Сдоба с маком

12987,3

16975,8

3,2%

3,2%

0,0%

14

Слойка аппетитная с сыром

9388,1

13179,4

2,3%

2,5%

0,1%

15

Слойка аппетитная с повидлом

8362,4

10228,3

2,1%

1,9%

-0,2%

16

Кулич майский

23551,7

29560,1

5,9%

5,6%

-0,3%

17

Кекс столичный

47628,0

62440,0

11,9%

11,8%

-0,1%

18

Кекс весенний

32030,5

42399,4

8,0%

8,0%

0,0%

 

Всего:

399621

528759

100,0%

100,0%

 

 

Удельные веса по остальным наименованиям продукции  рассчитаны в таблице 2.2. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в товарной продукции имеют такие наименования: кекс столичный (11,8%), хлеб крестьянский (10,0%), хлеб белый (9,8%) и кекс весенний (8,0%).

Значительных  изменений в структуре товарной продукции за период 2011-2012 гг. не произошло. Структура товарной продукции графически изображена на рис. 2.3. Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в товарной продукции предприятия составляет хлеб различных наименований.

Второй по значимости товарной группой являются слойки, кексы и куличи, занимающие 30,4% от общего объема товарной продукции.

Также можно  проанализировать структуру товарной продукции в физическом объеме. Для  этого необходимо привести всю продукцию  к одинаковым единицам измерения (тоннам), так как хлебобулочные изделия  имеют различную массу (табл. 2.3).

Объем производства изделия в тоннах равен произведению объема производства в штуках на массу изделия. В 2011 году объем производства хлеба белого в тоннах составил:

Рис. 2.3. Структура товарной продукции ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.

Объем производства хлеба белого в тоннах в 2012 году:

Удельный вес  хлеба белого в физическом объеме продукции:

    • в 2011 году:

    • в 2012 году:

Удельный вес  остальных наименований продукции  в физическом объеме рассчитан в  табл. 2.3.

Из таблицы  видно, что наибольший удельный вес в физическом объеме продукции занимают следующие наименования: хлеб белый (17,3%), хлеб крестьянский (14,7%), хлеб столичный (11,8%), хлеб дарницкий (12,1%) и хлеб украинский новый (11,7%).

Структура физического  объема произведенной продукции  представлена на рис. 2.4.

Таблица 2.3

Структура товарной продукции ОАО «Москворечье»  в физическом объеме

Наименование продукции

Объем производства, тыс. шт.

Масса изделия, кг

Объем производства, т

Удельный вес, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

1

Хлеб белый

3463,8

4630,9

0,75

2597,9

3473,2

17,1%

17,3%

2

Хлеб крестьянский

3438,7

4531

0,65

2235,2

2945,2

14,8%

14,7%

3

Хлеб столичный

2471,2

3387,2

0,7

1729,8

2371,0

11,4%

11,8%

4

Батон нарезной

2857,1

3855

0,43

1228,6

1657,7

8,1%

8,3%

5

Батон подмосковный

2710,9

3578,1

0,4

1084,4

1431,2

7,2%

7,1%

6

Хлеб дарницкий

2652,1

3471,9

0,7

1856,5

2430,3

12,3%

12,1%

7

Хлеб украинский новый

2577,9

3339,9

0,7

1804,5

2337,9

11,9%

11,7%

8

Сдоба "Каприз" с  фруктовой начинкой

2202,9

2998,5

0,1

220,3

299,9

1,5%

1,5%

9

Сдоба "Лакомка" с  повидлом

1389,2

1873,6

0,1

138,9

187,4

0,9%

0,9%

10

Плюшка московская

1715,3

2183,8

0,15

257,3

327,6

1,7%

1,6%

11

Рогалик "Нежный"

1570,4

2085,1

0,08

125,6

166,8

0,8%

0,8%

12

Сдоба с корицей

2046,7

2729,6

0,1

204,7

273,0

1,4%

1,4%

13

Сдоба с маком

1938,4

2533,7

0,1

193,8

253,4

1,3%

1,3%

14

Слойка аппетитная с  сыром

1380,6

1781

0,08

110,4

142,5

0,7%

0,7%

15

Слойка аппетитная с  повидлом

1441,8

1763,5

0,08

115,3

141,1

0,8%

0,7%

16

Кулич майский

895,5

1119,7

0,45

403,0

503,9

2,7%

2,5%

17

Кекс столичный

1701,0

2230

0,3

510,3

669,0

3,4%

3,3%

18

Кекс весенний

1104,5

1422,8

0,3

331,4

426,8

2,2%

2,1%

 

Всего:

   

-

15147,8

20037,7

100,0%

100,0%


 

Рисунок 2.4 показывает, что основную долю товарной продукции в физическом объеме составляет хлеб (83,1%). Слойки, кексы и куличи, стоимость которых составляет около 30% товарной продукции, в физическом объеме составляют лишь 9,7% общего выпуска продукции.

Рис. 2.4. Структура физического объема товарной продукции 
ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.

2.3. Индексный анализ производства  продукции предприятия

Исходные данные для индексного анализа товарной продукции хлебокомбината приведены  в табл. 2.4. Прежде всего, рассчитаем индивидуальные индексы физического объема продукции и цен по отдельным наименованиям продукции.

Индивидуальный  индекс физического объема производства хлеба белого равен:

Это означает, что  объем производства белого хлеба увеличился на 33,7% по сравнению с 2011 годом.

Индивидуальный  индекс цен по хлебу белому:

Это означает, что  цена на белый хлеб не изменилась по сравнению с 2011 годом.

Таблица 2.4

Расчет индексов физического объема и цен на продукцию 
ОАО «Москворечье»

Наименование  продукции

Оптовая цена, руб.

Объем производства, тыс. шт.

Индивидуальные  индексы

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

физического объема

цен

1

Хлеб белый

11,20

11,20

3463,8

4630,9

1,337

1,000

2

Хлеб крестьянский

11,70

11,70

3438,7

4531,0

1,318

1,000

3

Хлеб столичный

10,80

10,80

2471,2

3387,2

1,371

1,000

4

Батон нарезной

9,20

9,20

2857,1

3855,0

1,349

1,000

5

Батон подмосковный

8,60

8,60

2710,9

3578,1

1,320

1,000

6

Хлеб дарницкий

10,30

10,30

2652,1

3471,9

1,309

1,000

7

Хлеб украинский новый

10,10

10,10

2577,9

3339,9

1,296

1,000

8

Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой

6,50

6,70

2202,9

2998,5

1,361

1,031

9

Сдоба "Лакомка" с повидлом

5,50

5,80

1389,2

1873,6

1,349

1,055

10

Плюшка московская

8,30

8,30

1715,3

2183,8

1,273

1,000

11

Рогалик "Нежный"

5,30

5,30

1570,4

2085,1

1,328

1,000

12

Сдоба с корицей

6,10

6,10

2046,7

2729,6

1,334

1,000

13

Сдоба с маком

6,70

6,70

1938,4

2533,7

1,307

1,000

14

Слойка аппетитная с сыром

6,80

7,40

1380,6

1781,0

1,290

1,088

15

Слойка аппетитная с повидлом

5,80

5,80

1441,8

1763,5

1,223

1,000

16

Кулич майский

26,30

26,40

895,5

1119,7

1,250

1,004

17

Кекс столичный

28,00

28,00

1701,0

2230,0

1,311

1,000

18

Кекс весенний

29,00

29,80

1104,5

1422,8

1,288

1,028

 

Всего:

   

37558,0

49515,3

   

 

Из таблицы  видно, что цены на продукцию хлебокомбината в отчетном периоде практически не изменились – большинство индивидуальных индексов цен равно 1. Несколько повысились цены на следующие изделия: сдоба «Каприз» (на 3,1%), сдоба «Лакомка» (на 5,5%), слойка с сыром (на 8,8%), кулич майский (0,4%) и кекс весенний (2,8%).

Объем производства практически по всем видам изделий  увеличился примерно на 30%.

Рассчитаем  агрегатный индекс товарной продукции:

 

Это означает, что  объем товарной продукции предприятия  увеличился на 32,3% по сравнению с  прошлым годом.

Агрегатный  индекс физического объема продукции равен:

 

Полученное  значение индекса говорит о том, что за счет увеличения физического  объема продукции стоимость товарной продукции возросла на 31,4% по сравнению  с 2011 годом.

Агрегатный  индекс цен равен:

 

Полученное  значение индекса говорит о том, что за счет изменения цен на продукцию  стоимость товарной продукции предприятия  увеличилась на 0,7%.

Проверим правильность расчетов:

Поскольку в  обоих случаях было получено одно и то же значение индекса товарной продукции, то расчеты проведены правильно.

Абсолютное  изменение объема товарной продукции равно:

Изменение объема товарной продукции за счет изменения  физического объема рассчитывается по формуле:

(2.4)


где:  – отчетный объем товарной продукции в ценах базисного периода; 
– базисный объем товарной продукции.

Рассчитаем  отдельно отчетный объем товарной продукции в ценах базисного периода:

 

Изменение товарной продукции за счет физического объема:

Изменение объема товарной продукции за счет изменения цен на продукцию рассчитывается по формуле:

(2.5)


где:  – отчетный объем товарной продукции в фактических ценах.

Изменение объема товарной продукции за счет изменения  цен равно:

Общее изменение товарной продукции:

Информация о работе Анализ продукции предприятия