Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа
Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 5
1.1. Выпуск продукции (услуг)
предприятия как объект статистического исследования 5
1.2. Методы статистического анализа продукции (услуг) предприятия 10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ динамики и структуры товарной продукции предприятия 17
2.3. Индексный анализ производства продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Базисный темп роста в 2010 году:
Темп прироста определяется как отношение соответствующего абсолютного прироста к уровню предыдущего года (цепной темп прироста) или к уровню базисного года (базисный темп прироста).
Цепной темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:
Базисный темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:
Динамика объема товарной продукции предприятия представлена на рис. 2.2.
Из рисунка видно, что объем товарной продукции предприятия имеет тенденцию к увеличению. Исключение составляет 2010 год, в котором отмечено резкое снижение объемов производства и реализации продукции.
Рис. 2.2. Динамика товарной продукции ОАО «Москворечье»
Для характеристики ряда динамики необходимо также рассчитать средние показатели временного ряда. Средний уровень ряда определяется по формуле средней арифметической простой:
(2.1) |
где: yi – уровень показателя в i-том году;
n – число уровней
динамического ряда.
Средний уровень ряда равен:
Средний абсолютный прирост также определяется как средняя арифметическая цепных абсолютных приростов:
Средний темп роста определяется по формуле:
(2.2) |
где: – базисный темп роста в последнем году динамического ряда.
Средний темп роста товарной продукции равен:
Средний темп прироста рассчитывается как средний темп роста минус 100%:
Таким образом, средний объем товарной продукции ОАО «Москворечье» в 2008-2012 гг. составил 445939,2 тыс. руб. В среднем объем товарной продукции хлебокомбината ежегодного увеличивается на 12559,8 тыс. руб. или 2,5% по сравнению с прошлым периодом.
В таблице 2.2 рассчитаны показатели структуры товарной продукции предприятия.
Удельный вес отдельных наименований продукции в общем объеме товарной продукции определяется по формуле:
(2.3) |
где: Qi – объем
производства i-того наименования
продукции;
ТП – объем товарной продукции предприятия.
Удельный вес хлеба белого в общем объеме товарной продукции в 2011 году равно:
В 2012 году:
Структура товарной продукции ОАО «Москворечье»
№ |
Наименование продукции |
Объем производства, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения в удельном весе, % | ||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
1 |
Хлеб белый |
38794,6 |
51866,1 |
9,7% |
9,8% |
0,1% |
2 |
Хлеб крестьянский |
40232,8 |
53012,7 |
10,1% |
10,0% |
0,0% |
3 |
Хлеб столичный |
26689,0 |
36581,8 |
6,7% |
6,9% |
0,2% |
4 |
Батон нарезной |
26285,3 |
35466,0 |
6,6% |
6,7% |
0,1% |
5 |
Батон подмосковный |
23313,7 |
30771,7 |
5,8% |
5,8% |
0,0% |
6 |
Хлеб дарницкий |
27316,6 |
35760,6 |
6,8% |
6,8% |
-0,1% |
7 |
Хлеб украинский новый |
26036,8 |
33733,0 |
6,5% |
6,4% |
-0,1% |
8 |
Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой |
14318,9 |
20090,0 |
3,6% |
3,8% |
0,2% |
9 |
Сдоба "Лакомка" с повидлом |
7640,6 |
10866,9 |
1,9% |
2,1% |
0,1% |
10 |
Плюшка московская |
14237,0 |
18125,5 |
3,6% |
3,4% |
-0,1% |
11 |
Рогалик "Нежный" |
8323,1 |
11051,0 |
2,1% |
2,1% |
0,0% |
12 |
Сдоба с корицей |
12484,9 |
16650,6 |
3,1% |
3,1% |
0,0% |
13 |
Сдоба с маком |
12987,3 |
16975,8 |
3,2% |
3,2% |
0,0% |
14 |
Слойка аппетитная с сыром |
9388,1 |
13179,4 |
2,3% |
2,5% |
0,1% |
15 |
Слойка аппетитная с повидлом |
8362,4 |
10228,3 |
2,1% |
1,9% |
-0,2% |
16 |
Кулич майский |
23551,7 |
29560,1 |
5,9% |
5,6% |
-0,3% |
17 |
Кекс столичный |
47628,0 |
62440,0 |
11,9% |
11,8% |
-0,1% |
18 |
Кекс весенний |
32030,5 |
42399,4 |
8,0% |
8,0% |
0,0% |
Всего: |
399621 |
528759 |
100,0% |
100,0% |
Удельные веса
по остальным наименованиям
Значительных изменений в структуре товарной продукции за период 2011-2012 гг. не произошло. Структура товарной продукции графически изображена на рис. 2.3. Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в товарной продукции предприятия составляет хлеб различных наименований.
Второй по значимости товарной группой являются слойки, кексы и куличи, занимающие 30,4% от общего объема товарной продукции.
Также можно проанализировать структуру товарной продукции в физическом объеме. Для этого необходимо привести всю продукцию к одинаковым единицам измерения (тоннам), так как хлебобулочные изделия имеют различную массу (табл. 2.3).
Объем производства изделия в тоннах равен произведению объема производства в штуках на массу изделия. В 2011 году объем производства хлеба белого в тоннах составил:
Рис. 2.3. Структура товарной продукции ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.
Объем производства хлеба белого в тоннах в 2012 году:
Удельный вес хлеба белого в физическом объеме продукции:
Удельный вес остальных наименований продукции в физическом объеме рассчитан в табл. 2.3.
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в физическом объеме продукции занимают следующие наименования: хлеб белый (17,3%), хлеб крестьянский (14,7%), хлеб столичный (11,8%), хлеб дарницкий (12,1%) и хлеб украинский новый (11,7%).
Структура физического объема произведенной продукции представлена на рис. 2.4.
Структура товарной продукции ОАО «Москворечье» в физическом объеме
№ |
Наименование продукции |
Объем производства, тыс. шт. |
Масса изделия, кг |
Объем производства, т |
Удельный вес, % | |||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
1 |
Хлеб белый |
3463,8 |
4630,9 |
0,75 |
2597,9 |
3473,2 |
17,1% |
17,3% |
2 |
Хлеб крестьянский |
3438,7 |
4531 |
0,65 |
2235,2 |
2945,2 |
14,8% |
14,7% |
3 |
Хлеб столичный |
2471,2 |
3387,2 |
0,7 |
1729,8 |
2371,0 |
11,4% |
11,8% |
4 |
Батон нарезной |
2857,1 |
3855 |
0,43 |
1228,6 |
1657,7 |
8,1% |
8,3% |
5 |
Батон подмосковный |
2710,9 |
3578,1 |
0,4 |
1084,4 |
1431,2 |
7,2% |
7,1% |
6 |
Хлеб дарницкий |
2652,1 |
3471,9 |
0,7 |
1856,5 |
2430,3 |
12,3% |
12,1% |
7 |
Хлеб украинский новый |
2577,9 |
3339,9 |
0,7 |
1804,5 |
2337,9 |
11,9% |
11,7% |
8 |
Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой |
2202,9 |
2998,5 |
0,1 |
220,3 |
299,9 |
1,5% |
1,5% |
9 |
Сдоба "Лакомка" с повидлом |
1389,2 |
1873,6 |
0,1 |
138,9 |
187,4 |
0,9% |
0,9% |
10 |
Плюшка московская |
1715,3 |
2183,8 |
0,15 |
257,3 |
327,6 |
1,7% |
1,6% |
11 |
Рогалик "Нежный" |
1570,4 |
2085,1 |
0,08 |
125,6 |
166,8 |
0,8% |
0,8% |
12 |
Сдоба с корицей |
2046,7 |
2729,6 |
0,1 |
204,7 |
273,0 |
1,4% |
1,4% |
13 |
Сдоба с маком |
1938,4 |
2533,7 |
0,1 |
193,8 |
253,4 |
1,3% |
1,3% |
14 |
Слойка аппетитная с сыром |
1380,6 |
1781 |
0,08 |
110,4 |
142,5 |
0,7% |
0,7% |
15 |
Слойка аппетитная с повидлом |
1441,8 |
1763,5 |
0,08 |
115,3 |
141,1 |
0,8% |
0,7% |
16 |
Кулич майский |
895,5 |
1119,7 |
0,45 |
403,0 |
503,9 |
2,7% |
2,5% |
17 |
Кекс столичный |
1701,0 |
2230 |
0,3 |
510,3 |
669,0 |
3,4% |
3,3% |
18 |
Кекс весенний |
1104,5 |
1422,8 |
0,3 |
331,4 |
426,8 |
2,2% |
2,1% |
Всего: |
- |
15147,8 |
20037,7 |
100,0% |
100,0% |
Рисунок 2.4 показывает, что основную долю товарной продукции в физическом объеме составляет хлеб (83,1%). Слойки, кексы и куличи, стоимость которых составляет около 30% товарной продукции, в физическом объеме составляют лишь 9,7% общего выпуска продукции.
Рис. 2.4. Структура
физического объема товарной продукции
ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.
Исходные данные для индексного анализа товарной продукции хлебокомбината приведены в табл. 2.4. Прежде всего, рассчитаем индивидуальные индексы физического объема продукции и цен по отдельным наименованиям продукции.
Индивидуальный индекс физического объема производства хлеба белого равен:
Это означает, что объем производства белого хлеба увеличился на 33,7% по сравнению с 2011 годом.
Индивидуальный индекс цен по хлебу белому:
Это означает, что цена на белый хлеб не изменилась по сравнению с 2011 годом.
Расчет индексов
физического объема и цен на продукцию
ОАО «Москворечье»
№ |
Наименование продукции |
Оптовая цена, руб. |
Объем производства, тыс. шт. |
Индивидуальные индексы | |||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
физического объема |
цен | ||
1 |
Хлеб белый |
11,20 |
11,20 |
3463,8 |
4630,9 |
1,337 |
1,000 |
2 |
Хлеб крестьянский |
11,70 |
11,70 |
3438,7 |
4531,0 |
1,318 |
1,000 |
3 |
Хлеб столичный |
10,80 |
10,80 |
2471,2 |
3387,2 |
1,371 |
1,000 |
4 |
Батон нарезной |
9,20 |
9,20 |
2857,1 |
3855,0 |
1,349 |
1,000 |
5 |
Батон подмосковный |
8,60 |
8,60 |
2710,9 |
3578,1 |
1,320 |
1,000 |
6 |
Хлеб дарницкий |
10,30 |
10,30 |
2652,1 |
3471,9 |
1,309 |
1,000 |
7 |
Хлеб украинский новый |
10,10 |
10,10 |
2577,9 |
3339,9 |
1,296 |
1,000 |
8 |
Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой |
6,50 |
6,70 |
2202,9 |
2998,5 |
1,361 |
1,031 |
9 |
Сдоба "Лакомка" с повидлом |
5,50 |
5,80 |
1389,2 |
1873,6 |
1,349 |
1,055 |
10 |
Плюшка московская |
8,30 |
8,30 |
1715,3 |
2183,8 |
1,273 |
1,000 |
11 |
Рогалик "Нежный" |
5,30 |
5,30 |
1570,4 |
2085,1 |
1,328 |
1,000 |
12 |
Сдоба с корицей |
6,10 |
6,10 |
2046,7 |
2729,6 |
1,334 |
1,000 |
13 |
Сдоба с маком |
6,70 |
6,70 |
1938,4 |
2533,7 |
1,307 |
1,000 |
14 |
Слойка аппетитная с сыром |
6,80 |
7,40 |
1380,6 |
1781,0 |
1,290 |
1,088 |
15 |
Слойка аппетитная с повидлом |
5,80 |
5,80 |
1441,8 |
1763,5 |
1,223 |
1,000 |
16 |
Кулич майский |
26,30 |
26,40 |
895,5 |
1119,7 |
1,250 |
1,004 |
17 |
Кекс столичный |
28,00 |
28,00 |
1701,0 |
2230,0 |
1,311 |
1,000 |
18 |
Кекс весенний |
29,00 |
29,80 |
1104,5 |
1422,8 |
1,288 |
1,028 |
Всего: |
37558,0 |
49515,3 |
Из таблицы видно, что цены на продукцию хлебокомбината в отчетном периоде практически не изменились – большинство индивидуальных индексов цен равно 1. Несколько повысились цены на следующие изделия: сдоба «Каприз» (на 3,1%), сдоба «Лакомка» (на 5,5%), слойка с сыром (на 8,8%), кулич майский (0,4%) и кекс весенний (2,8%).
Объем производства практически по всем видам изделий увеличился примерно на 30%.
Рассчитаем агрегатный индекс товарной продукции:
Это означает, что объем товарной продукции предприятия увеличился на 32,3% по сравнению с прошлым годом.
Агрегатный индекс физического объема продукции равен:
Полученное значение индекса говорит о том, что за счет увеличения физического объема продукции стоимость товарной продукции возросла на 31,4% по сравнению с 2011 годом.
Агрегатный индекс цен равен:
Полученное значение индекса говорит о том, что за счет изменения цен на продукцию стоимость товарной продукции предприятия увеличилась на 0,7%.
Проверим правильность расчетов:
Поскольку в обоих случаях было получено одно и то же значение индекса товарной продукции, то расчеты проведены правильно.
Абсолютное изменение объема товарной продукции равно:
Изменение объема товарной продукции за счет изменения физического объема рассчитывается по формуле:
(2.4) |
где:
– отчетный объем товарной
продукции в ценах базисного периода;
– базисный объем товарной
продукции.
Рассчитаем отдельно отчетный объем товарной продукции в ценах базисного периода:
Изменение товарной продукции за счет физического объема:
Изменение объема товарной продукции за счет изменения цен на продукцию рассчитывается по формуле:
(2.5) |
где: – отчетный объем товарной продукции в фактических ценах.
Изменение объема товарной продукции за счет изменения цен равно:
Общее изменение товарной продукции: