Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа
Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 5
1.1. Выпуск продукции (услуг)
предприятия как объект статистического исследования 5
1.2. Методы статистического анализа продукции (услуг) предприятия 10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ динамики и структуры товарной продукции предприятия 17
2.3. Индексный анализ производства продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Основанием типологической группировки в данном случае могут выступать различные виды и наименования продукции (услуг). Перечень всех выпускаемых на предприятии изделий, называется номенклатурой. Номенклатура отражает основные направления производства и его специализацию. Однако на каждую позицию номенклатуры может приходиться несколько разновидностей изделия, отличающихся внешним видом, конструкцией и другими характеристиками.
Ассортимент продукции представляет собой расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей определенного изделия, отличающихся технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, производительностью, качеством).
Таким образом, типологические группировки продукции основаны на номенклатуре и ассортиментных группах продукции (услуг).
Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры экономических явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.
Аналитическая (факторная) группировка, в частности, исследует связи и зависимости между изучаемыми явлениями и их признаками. В основе аналитической группировки лежит факторный признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака5.
Аналитическая группировка может быть использована, в частности, для выявления факторов, влияющих на качество продукции, на уровень себестоимости, объема продаж и т.п.
Важным методом изучения динамики производства и реализации продукции является индексный метод.
Для оценки степени изменения объемов продукции в динамике рассчитывают индекс физического объема продукции.
По отдельным продуктам и группам однородных продуктов, взятых в натуральном выражении, рассчитывают индивидуальные индексы физического объема продукции:
(1.1) |
где: q1, q0 – отчетные и базисные объемы произведенной, реализованной, потребленной и другой продукции.
По группе разнородной продукции определяются агрегатные индексы физического объема продукции:
(1.2) |
где: p0 – коэффициент соизмерения разнородных продуктов, чаще всего – цена единицы продукции в базисном периоде, или сопоставимая цена.
Они могут быть рассчитаны по группе продукции, подотрасли, отрасли, группе отраслей и по всем отраслям вместе взятым.
Если известны индексы физического объема продукции за ряд последовательных периодов, то общий индекс за весь период находят путем их перемножения.
При наличии индивидуальных индексов и данных о стоимости продукции q0p0 для расчета общего индекса используют формулу не агрегатного, а средневзвешенного индекса физического объема продукции:
(1.3) |
В качестве весов может быть использована не стоимость продукции q0p0, а ее удельный вес в общем итоге:
(1.4) |
Тогда общий индекс физического объема продукции будет иметь вид:
(1.5) |
В рыночных условиях, когда реальный оборот продукции происходит в различных для каждой единицы ценах, оценку физического объема продукции вначале производят в текущих ценах, а затем в полученный индекс стоимостного объема вносят поправки на степень изменения цен, т.е. на индекс цен (Ip), выполняющий роль индекса – дефлятора. В результате индекс физического объема продукции имеет вид:
(1.6) |
Такие расчеты
ведутся для ВВП и его
Индексный метод
позволяет изучить степень
Тогда для совокупности разнородной продукции общая схема разложения имеет вид:
(1.6) |
где:
– индекс общей стоимости произведенной
продукции;
– индекс физического объема;
– индекс цен.
Так, изменение
стоимости реализованной
(1.7) |
характеризующий
темпы роста выручки от реализации
(в фактических ценах
Разность между числителем и знаменателем этого индекса отражает абсолютный прирост ∆pq (снижение) стоимости реализованной продукции (суммы выручки) в текущем периоде по сравнению с базисным.
На этот показатель оказывают влияние два фактора:
(1.8) |
(1.9) |
Сумма разностей между числителем и знаменателем этих двух индексов равна абсолютному приросту стоимости реализованной продукции:
(1.10) |
где:
– абсолютный прирост стоимости
реализованной продукции за счет изменения
физических объемов реализации;
– абсолютный прирост стоимости
реализованной продукции за счет изменения
цен продукции.
Открытое акционерное общество «Москворечье» расположено по адресу г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 7. Основная деятельность предприятия – производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
История предприятия началась в 1932 году, когда по проекту инженера Марсакова Г.П. в Москве был спроектирован и сдан в эксплуатацию новый хлебозавод – Хлебозавод-автомат Кировского района.
На предприятии
была претворена в жизнь оригинальная
идея системы кольцевых конвейеров,
где наилучшим образом удавалос
В течение следующих лет на заводе велась активная работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции. Уже в 1936 году мощность завода была увеличена до 200 тонн в сутки за счет открытия мелкоштучного цеха по производству городских булочек и саек.
В 1950 году, после реконструкции, завод начал выработку пшеничного хлеба, венской сдобы и пряников.
В 1975 году начинается реконструкция завода. В этот период вводятся в эксплуатацию новые цеха по производству хлебобулочных изделий, блинной муки, а, главное, кондитерских изделий – восточных сладостей. В 1980 году завод получил новое имя – Булочно-Кондитерский Комбинат «Москворечье».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Москвы № 293-р от 28 апреля 1993 г. Булочно-кондитерский комбинат «Москворечье» преобразован в Акционерное общество открытого типа «Москворечье», утверждены план приватизации и Устав АООТ «Москворечье».
09 июля 1993 года Московской регистрационной палатой было зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Москворечье».
В настоящее время комбинат производит около 110 тонн хлебобулочных и 10 тонн кондитерских изделий ежесуточно. Основным рынком сбыта продукции являются Южный и Юго-восточный округа г. Москвы. Комбинат регулярно участвует в различных выставках и семинарах. Качество продукции завода высоко оценивается специалистами отрасли, что подтверждают золотые и серебряные медали, полученные ОАО «Москворечье» на выставках «Российские Продукты Питания» и «Российская Агропромышленная Выставка». Предприятие является активным участником федеральной целевой программы «Здоровье через хлеб», направленной на профилактику заболеваний, связанных с плохим питанием.
Организационная структура хлебокомбината представлена на рис. 2.1.
Поскольку предприятие занимается производством хлебобулочных продуктов, то остатки незавершенного производства и нереализованной продукции на складе отсутствуют. Следовательно, объем реализованной продукции равен объему товарной продукции.
Показатели динамики товарной продукции предприятия рассчитаны в табл. 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура управления ОАО «Москворечье»
Показатели динамики товарной продукции ОАО «Москворечье»
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Товарная продукция, тыс. руб. |
478520 |
512346 |
310450 |
399621 |
528759 |
Абсолютный прирост, тыс. руб.: |
|||||
|
33826 |
-201896 |
89171 |
129138 | |
|
33826 |
-168070 |
-78899 |
50239 | |
Темп роста, % |
|||||
|
107,1% |
60,6% |
128,7% |
132,3% | |
|
107,1% |
64,9% |
83,5% |
110,5% | |
Темп прироста, % |
|||||
|
7,1% |
-39,4% |
28,7% |
32,3% | |
|
7,1% |
-35,1% |
-16,5% |
10,5% |
Динамика товарной
продукции характеризуется
Цепной абсолютный прирост товарной продукции в 2010 году:
Базисный абсолютный прирост рассчитывается как разница между уровнем текущего года и уровнем базисного года (2008 г.). Базисный абсолютный прирост в 2010 году:
Темп роста определяется как отношение уровня текущего года к уровню предыдущего года (цепной темп роста) или базисного года (базисный темп роста).
Цепной темп роста товарной продукции в 2010 году: