Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ИП Симанов Е.М. «Звездный парус».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание, экономического механизма, ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус».

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….......................................3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции, и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...........................8
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………………………………….11
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………..........................11
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ИП «Звездный пару»……………………………………………………………….12
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………….17
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ИП «Звездный парус»……………………………………………………………….…….........................22
Заключение………………………………………………………….………..…………………………………25
Список использованной литературы……………………………………............................28

Работа содержит 1 файл

курс.АФХД!!!.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  качества и конкурентоспособности  продукции предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содеожание

Введение………………………………………………………….…………….......................................3

Глава 1. Теоретические  основы анализа конкурентоспособности  продукции.5

1.1.Понятие конкурентоспособности продукции, и ее основные показатели..5

1.2.Анализ в системе  маркетинга……………………………………………...........................8

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………………………………….11

2.1.Организационно  – экономическая характеристика предприятия ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………..........................11

2.2.Маркетинг –  как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ИП «Звездный пару»……………………………………………………………….12

2.3.Основные факторы,  влияющие на конкурентоспособность продукции на ИП «Звездный парус»……………………………………………………………………………………….17

Глава 3. Выявление  резервов для повышения конкурентоспособности ИП «Звездный парус»……………………………………………………………….…….........................22

Заключение………………………………………………………….………..…………………………………25

Список использованной литературы……………………………………............................28 
 
 
 
 

Введение

     В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных  государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.

     Сегодня на каждый сегмент мирового рынка  претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельность транснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировых рынках агрессивно действуют  азиатские страны, экономика которых стремительно растет. Благодаря революционным научным открытиям стали доступны новые технологии и материалы. В мире резко увеличилось потребление энергоресурсов, происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных запасов. Все это диктует новые задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но и перед правительствами всех стран.

     Проблема  конкурентоспособности актуальна. В условиях жесточайшей конкуренции, которыми характеризуется любая  рыночная экономика, выжить может только тот субъект хозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям в экономической среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях в законодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программы содействия развитию различных форм предпринимательства. Конечно, такие программы весьма тяжелы для государственного бюджета и не всегда есть возможность финансировать отдельные сферы приложения интересов государства.

     Выпуск  конкурентоспособной продукции, и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств, предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

     Данная  тема актуальна, так как успешность функционирования любого предприятия зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям, тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

     Объект исследования – ИП Симанов Е.М. «Звездный парус», производство безалкогольных напитков.

     Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ИП Симанов Е.М. «Звездный парус».

     Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ИП Симанов Е.М. «Звездный парус».

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание, экономического механизма, ее повышения;

     2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ИП  «Звездный парус»;

     3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ИП «Звездный парус».

     Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ИП «Звездный парус». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции

    1. Понятие конкурентоспособности продукции, и ее основные показатели

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным  или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

В общем, виде, конкурентоспособность – это  сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных преимуществ  относят к концу XVIII –

XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Новые тенденции  в развитии мирового хозяйства в  последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей  силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

Если применить  теорию конкурентоспособности в  узком смысле, касаемо конкурентоспособности  товара (услуги), то получаем следующие выводы:

  1. Конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.
  2. В конечном счете, более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.
  3. Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно, фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.
  4. Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара.

Оценка степени  конкурентоспособности является сложной  задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:

    1. выбор базовых товаров сравнения,
    2. выбор критериев сравнения.

Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и  ту же потребность, распространяемы  по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного  преимущества товара:

    1. снижение издержек,
    2. дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).

Первое преимущество заключается в росте прибыли  за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой  цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских  свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

Выбор стратегии  зависит от факторов:

    1. структуры стратегического потенциала фирмы,
    2. особенности отрасли.

Как уже  было сказано, конкурентоспособность  не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым проводить анализ среды. Портер выделил, следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе, и назвал их «детерминанты ромба» (Приложение №1, рис 1). 

    1. Анализ  в системе маркетинга

Базой для оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

При ,совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

Каждая потребность  обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие, и совершается покупка.

Для того, чтобы товар  был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку потребности  каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса  факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут  не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее признание  среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентоспособность  любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена приложение №2 на рис.2.

Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели исследования:

если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим  параметрам;

если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса(см.приложение №3, рис.№3).

Независимо от целей  исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача предприятия стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

рассматриваются изменения  в требованиях постоянных заказчиков продукции;

анализируются направления развития аналогичных разработок;

рассматриваются сферы  возможного использования продукции;

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия