Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:14, реферат
Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности.
Правообразование. Объективное и субъективное в праве
Признаки объективного
права:
1) волевой характер;
2) общеобязательность;
3) нормативность;
4) формальная определенность;
5) системность;
6) связь с государством.
Оценка преимуществ и
Право, как и государство, является продуктом
общественного
развития. Оно возникло в государственно
организованном обществе как основной
регулятор общественных отношений.
Есть различные точки зрения о том, что
такое право, но все они имеют ряд общих
положений: право - это социальное явление,
без которого невозможно существование
цивилизованного общества; право в нормативной
форме должно отражать
требования общечеловеческой справедливости,
служить интересам общества в
целом, а также учитывать индивидуальные
интересы и потребности личности как
первоосновы общества; право частной собственности
является основой всех прав
человека.
Право - это система норм и правил поведения,
которые исходят от государства,
сформулированы в специальных государственно-нормативных
актах, охраняются от
нарушений силой государственного принуждения
и выражают волю и интересы либо
большинства общества, либо определенных
его слоев.
Признаками права являются: общеобязательная
нормативность; выражение норм в
законах или в других нормативно-правовых
актах, признаваемых государством; право
действует через дозволения, через субъективное
право; государственная
обеспеченность.
Признаки права
В отличие от других социальных
норм право характеризуется
1. Общеобязательность
Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь.
2. Формальная определенность
Правовые нормы представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм.
3. Системность
Все правовые нормы логически взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства.
4. Гарантированность
и обеспеченность исполнения
принудительной силой
Если правовая норма не исполняется добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).
5. Многократность применения
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-развитой стране.
6. Справедливость содержания юридических норм
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.
7. Нормативность
Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адресатов правовых норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на территории России, а конституционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.
Право призвано упорядочивать,
регулировать, норматизировать общественные
отношения. Оно выступает как противоположность
произволу, злу, беспорядку, хаотичным
неурегулированным отношениям.
При рассмотрении сущности права важно
учитывать два аспекта:
1) любое право есть прежде всего регулятор
(формальная сторона);
2) данный регулятор обслуживает чьи-то
интересы (содержательная сторона).
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Функции права — основные направления воздействия права на социальный организм, общественные отношения.
Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1.3):
Общесоциальные функции права
Двойственная природа
права как социального и
Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:
1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).
Специально-юридические функции права
Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.
1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).
Предложенная классификация
функций условна, так как довольно
сложно однозначно разграничить правовое
воздействие на различные сферы
общественной жизни. Экономика тесно
взаимодействуете политикой, политика
с идеологией и культурой, и т.
д. Кроме того, действие основных функций
дополняется действием
Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.
Принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Существуют следующие виды принципов права:
Общие принципы права
Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:
1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;