Возникновение и развитие права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Работа содержит 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА. 

 В родовой  общине или в племени действовали  правила поведения или так  называемые социальные нормы.  Это были нормы обычаев, нормы  обычного права, которые регулировали  труд, охоту, рыбную ловлю, боевые  действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. 

 Особенностью  норм поведения в родовой общине  было то, что нормы поведения  выражали интересы всех членов  рода. У членов рода не было  четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. 

 В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются: 1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений; 2. юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных актов,содержащих нормы права.  
 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. 

 Как было  сказано выше, право, как и государство,  является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений. 

Есть различные  точки зрения о том, что такое  право, но 

все они имеют  ряд общих положений: 

- право - это  социальное явление, без которого  невозможно существование цивилизованного общества; 

- право в  нормативной форме должно отражать  требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в  целом, а также учитывать индивидуальные  интересы и потребности личности  как первоосновы общества; 

- право частной  собственности является основой  всех прав человека. 

 Право - это  система норм и правил поведения,  которые исходят от государства,  сформулированы в специальных  государственно-нормативных актах,  охраняются от нарушений силой  государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев. 

Признаками права  являются: 

- общеобязательная  нормативность; 

- выражение норм  в законах или в других нормативно-правовых  актах, признаваемых государством; 

- право действует  через дозволения, через субъективное  право; 

- государственная  обеспеченность.  

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 

 Важнейшим  признаком правового государства,  обязательным условием его построения  является высокий уровень правовой  культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. 

Правовая культура представляет собой разновидность  общей 

культуры, состоящей  из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.  
 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ. 

 Как и правосознание,  правовая культура подразделяется  на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную  правовую культуру (личности). Высший  уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов. 

 Правовую  активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону. 

 Если рассмотреть  правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской, можно выделить три уровня: 

1. если субъект  права при самой добросовестности  и энергичной работе остается  в рамках заданного или первоначально  найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 

2. если субъект  права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 

3. самый высокий  уровень интеллектуальной активности  носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы. 

 Правовая  культура характеризуется состоянием  правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. 

 Правовую, в  том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. 

 Применительно  к личности каждого гражданина  в рассматриваемом аспекте правовая  культура - это знание и понимание  права, осознанное исполнение  его предписаний. 

 Профессионально-правовая  культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки. 
 

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 

 Содержательный  анализ правовой культуры предполагает  понимание ее как системы осуществленных  и идеальных элементовЛ, относящихся  к сфере действия права и  отражению в сознании и поведении  людей. Структура правовой культуры  в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: 

- право как  систему норм, выражающих возведенную  в закон государственную волю; 

- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; 

- правосознание  как систему духовного отражения  всей правовой действительности; 

- правовые учреждения  как систему государственных  органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; 

- правовое поведение,  деятельность.  
 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ  КУЛЬТУРЫ. 

 Правовая  культура функционирует во взаимодействии  с другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка. 

 В связи  с этим особо значимым является  взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. 

 Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.  
 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В 

ФОРМИРОВАНИИ  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 

 Связь права  и культуры не так явна, как  соотношение права и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества. 

 Право определяет  и специфический вид общей  культуры общества - правовую культуру. 

Правовая культура - это одновременно: 

- определенный  уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; 

- состояние процессов  правотворчества и реализации  права; 

- специфические  способы правовой деятельности; 

- результаты  правовой деятельности в виде  духовных и материализованных  благ, созданных людьми. 

 Каждый из  названных срезов правовой культуры  может рассматриваться на личностном  уровне, когда акценты смещаются  в сторону личностных свойств  и качеств, и на уровне универсалистких  обобщений, когда обращается внимание  на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. 

Информация о работе Возникновение и развитие права