Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:13, реферат
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой
общине или в племени
Особенностью
норм поведения в родовой
В процессе
перехода от первобытности к государственной
организации общества возникает право.
Источниками права являются: 1. санкционированные
государством первобытные обычаи, превращенные
в нормы права и охраняемые государством
от нарушений; 2. юридический прецедент,
которому государство придает юридически
обязательную силу для аналогичных дел;
3. издание государством нормативных актов,содержащих
нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВА.
Как было
сказано выше, право, как и государство,
является продуктом
Есть различные
точки зрения о том, что такое
право, но
все они имеют
ряд общих положений:
- право - это
социальное явление, без
- право в
нормативной форме должно
- право частной
собственности является
Право - это
система норм и правил
Признаками права
являются:
- общеобязательная
нормативность;
- выражение норм
в законах или в других
- право действует
через дозволения, через субъективное
право;
- государственная
обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим
признаком правового
Правовая культура
представляет собой разновидность
общей
культуры, состоящей
из духовных и материальных ценностей,
относящихся к правовой действительности.
При этом правовая культура включает
лишь то, что есть в правовых явлениях
относительно прогрессивного, социально
полезного и ценного. Она - не только результат,
но и способ деятельности, и в этом смысле
духовная правовая культура понимается
как образ мышления, нормы и стандарты
поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание,
правовая культура
Правовую
активность следует отличать от
правомерного поведения. Не всякое правомерное
поведение можно считать осуществлением
такой активности. Критериями разграничения
здесь служат цель, средства ее достижения
и общественно значимый результат деятельности
в правовой сфере. Не следует относить
к ней и просто инициативное исполнение
своих обязанностей должностным лицом.
Такая инициатива является прямым служебным
долгом, в частности профессиональным
долгом, юриста и заключается в обязанности
безупречно служить закону.
Если рассмотреть
правовую активность как интеллектуальную
активность личности, то согласно концепции
Д.Г.Богоявленской, можно выделить три
уровня:
1. если субъект
права при самой
2. если субъект
права, имея достаточно надежный способ
решения своей задачи, продолжает анализировать
состав, структуру своей деятельности,
сопоставляет между собой цели и задачи,
что приводит его к открытию новых, внешне
более остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной
активности называется эвристическим.
Этот уровень наиболее характерен для
следователей и представителей других
сходных профессий;
3. самый высокий
уровень интеллектуальной
Правовая
культура характеризуется
Правовую, в
том числе профессионально-
Применительно
к личности каждого гражданина
в рассматриваемом аспекте
Профессионально-правовая
культура - это глубокие, объемные и формализованные
знания законов и подзаконных актов, а
также источников права, правильное понимание
принципов права и задач правового регулирования,
профессиональное отношение к праву и
практике его применения в строгом и точном
соответствии с правовыми предписаниями
или принципами законности, т.е. высокая
степень владения правом в предметно-практической
деятельности. Соответственно для каждого
юриста - это степень овладения профессией,
уровень специальной подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Содержательный
анализ правовой культуры
- право как
систему норм, выражающих возведенную
в закон государственную волю;
- правоотношения
как систему общественных отношений, участники
которых обладают взаимными правами и
обязанностями;
- правосознание
как систему духовного
- правовые учреждения
как систему государственных
органов и общественных организаций,
обеспечивающих правовой контроль, реализацию
права;
- правовое поведение,
деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ
КУЛЬТУРЫ.
Правовая
культура функционирует во
В связи
с этим особо значимым
Именно нравственное
сознание как элемент нравственной культуры
служит непосредственным внутренним (личностным)
механизмом определения правовой позиции
(выбора правомерного или противоправного
варианта поведения). Поэтому основными
составляющими профессионально-юридической
культуры следует считать профессионально-правовую
и профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В
ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Связь права
и культуры не так явна, как
соотношение права и политики,
права и морали. Но она существует, поскольку
право является весомой частью общечеловеческой
культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к правовому регулированию
общественной и частной жизни, стремление
совершенствовать социальную действительность
посредством правовых механизмов есть
яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет
и специфический вид общей
культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура
- это одновременно:
- определенный
уровень правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности;
- состояние процессов
правотворчества и реализации
права;
- специфические
способы правовой деятельности;
- результаты
правовой деятельности в виде
духовных и материализованных
благ, созданных людьми.
Каждый из
названных срезов правовой