Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:12, контрольная работа
Правда Ярославичей включает ст. Ст. 19-43 Короткой Правды (Академический перечень). В её заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя отпрысками Ярослава Мудрого при участии огромнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года погибели Ярослава (1054 г.) И не позже 1072 г. (Год погибели одного из его отпрыской).
1. Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной
принадлежности на землю. Обязательное, наследное и уголовное право по
«Русской правде» 1
2. «Воинский артикул 1715г». Главные черты уголовного права в
законодательстве Петра 1 9
3. главные положения судебной реформы 1864г. 18
перечень литературы 25
Возникновение и развитие «древнерусского права»
Содержание:
стр.
1. Возникновение
и развитие «древнерусского
принадлежности
на землю. Обязательное, наследное и
уголовное право по
«Русской правде»
1
2. «Воинский
артикул 1715г». Главные черты уголовного
права в
законодательстве
Петра 1 9
3. главные положения
судебной реформы 1864г. 18
перечень литературы
25
1. Возникновение
и развитие «древнерусского
российская Правда
- древнейший российский сборник законов
сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв.,
Отдельные её статьи написаны еще
в языческий период. Заглавие этого
исторического монумента
Принято делить
сборник на три редакции - огромные
группы статей, объединённые хронологическим
и смысловым содержанием: «Краткую»,
«Пространную» и «Сокращенную».
В Краткую редакцию входят две
составные части: Правда Ярослава (либо
Древнейшая) и Правда Ярославичей - отпрыской
Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает
- первые 18 статей короткой Правды и целиком
посвящена уголовному праву. Её возникновение
относят ко времи борьбы за престол меж
Ярославом и его братом Святополком (1015-1019
гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава
вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся
убийствами и побоями. Стремясь урегулировать
ситуацию, Ярослав пробовал склонить на
свою сторону новгородцев «дав им Правду,
и утомившись, списав, тако рекши им: по
её грамоте ходите». За этими словами в
Новгородской летописи помещен текст
Древнейщей Правды.
Правда Ярославичей
включает ст. Ст. 19-43 Короткой Правды (Академический
перечень). В её заголовке указано,
что сборник разрабатывался тремя
отпрысками Ярослава Мудрого при участии
огромнейших лиц из феодального окружения.
В текстах есть уточнения, из которых можно
заключить, что сборник утвержден не ранее
года погибели Ярослава (1054 г.) И не позже
1072 г. (Год погибели одного из его отпрыской).
Со второй половины
ХI в. Стала формироваться Пространная
Правда, сложившаяся в окончательном варианте
в ХП в. По уровню развития правовых институтов
социально-хозяйствейному содержанию
это уже очень развитой монумент права.
Наряду с новыми постановлениями он включал
и видоизмененные нормы короткой Правды.
Пространная Правда состоит как бы из
объединенных единым смыслом групп статей.
В ней представлено уголовное и наследственное
право, основательно разработан юридический
статус категорий населения и холопов,
содержится банкротский утомившись и
т.Д. К началу XII в. Пространная Правда совсем
сформировалась.
В ХIII-XIV вв. Появилась
Сокращенная редакция «Русской правды»,
дошедшая до нас всего в нескольких
перечнях. Она представляет собой
подборку из Пространной Правды, приспособленную
для более развитых публичных отношений
периода феодальной раздробленности.
В феодальном обществе
право принадлежности в среде
феодалов определяется их взаимной связью
и связью с государством. То есть
системой вассальной зависимости, а
в фермерской среде системой запретов
на распоряжение. От различий этих отношений
зависит и различия в статусе принадлежности.
В Х-Х1 вв. На Руси
еще сохранялись достаточно значимые
общинные пережитки. Но найти наличие
коллективных и личных форм принадлежности
тяжело из-за недостатка исторических
источников. В российской Правде в подавляющем
большинстве случаев речь идет об индивидуальной
принадлежности (конь, орудие, одежда и
т. Д.). В развитых районах, где действовало
княжеское законодательство, индивидуальная
(частная) собственность игралась решающую
роль.
Собственник по
российской Правде имел право распоряжаться
имуществом, вступать в договоры, получать
доходы с имущества, требовать его
защиты при посягательствах. Объектами
права принадлежности выступает
очень широкий круг вещей – земля, кони
и скот, одежда и орудие, торговые продукты,
сельскохозяйственный инвентарь и многое
другое.
остальные источники
свидетельствуют о наличии в
рассматриваемом период личного
крестьянского хозяйства. Но они
указывают на существование сел, погостов,
вервей, сельских населенных пунктов с
коллективными формами владения землей.
Возможно, это соседские общины с индивидуальной
формой принадлежности на дворовый участок
и, периодическими переделами пахотной
земли. Платежи налогов князю не препятствовали
популяции распоряжаться землей по коллективному
усмотрению, ибо единицей обложения данью
была не земля, а двор, хозяйства.
Формы принадлежности
были различными. Кроме семейно-личных
и общинных хозяйств имел место так
называемый княжеский домен, который
представлял собой конгломерат земель,
принадлежавших лично князьям. Они взимали
там оброки, налагали другие повинности,
распоряжались землями по собственному
усмотрению. Собственность феодалов возникала
как частная и основанная на княжеских
пожалованиях. В ХI в. Летописи упоминают
о селах княжеских дружинников, в XII в.
Таковых свидетельств уже еще больше.
Вотчины бояр были частной собственностью.
Князья раздавали земли под условием службы
(владение временное либо пожизненное).
может быть, что было и наследственное
владение. Княжеская раздача земель сопровождалась
получением иммунитетов (независящих
действий в этих владениях) - судебных,
денежных, управленческих. В российской
Правде нет сведений о землевладении феодалов,
но в Пространной Правде упоминаются лица,
жившие на этих землях: боярские холопы
(ст. 46), Боярский рядович (ст. 14). Внутрифеодальные
договоры о земле и кодексы, регулирующие
землевладельческие дела, до реального
времени не дошли, можно только догадываться
об их существовании.
Земельная собственность
церкви появилась на базе государственных
пожалований в виде десятины. В дальнейшем
она росла за счет вкладов, покупок и т.Д.
Субъектами права
принадлежности могли быть лишь люди
не рабского состояния. Деление вещей
на движимость и недвижимость не нашло
юридического дизайна, но статус движимости
разработан в российской Правде достаточно
обстоятельно. Собственностью её содержание,
и разные виды владения не имели особых
обобщающих определений, но на практике
законодатель различал право принадлежности
и владение.
Собственник имел
право на, возврат собственного имущества
(коня, орудия, одежды, холопа), из чужого
незаконного владения на базе строго
установленной процедуры за причиненную
«обиду» назначался штраф. Возвращение
вещей требовало свидетельских показаний
и разбирательства при необходимости
перед «сводом из 12 человек» (ст. Ст. 13 -
16 Короткой Правды; ст. 34 - 35 Пространной
Правды). Общий принцип защиты движимой
принадлежности заключался в том, чтоб
вернуть её законному владельцу и заплатить,
ему штраф в качестве компенсации за убытки.
Движимая собственное (включая холопов)
считается в российской Правде объемом
полного господства собственника. Доверившие
имущество рабам и холопам (для торговых
операций и т.Д.) Несли в случае причащения
убытков и, истребления вещи ответственность
перед третьими лицами в полном объеме.
Защита движимой принадлежности, если
это не было связанно с уголовным преступлением,
не носило сословного, характера каждый
вправе равнозначно определять её судьбу.
Обязательственное
право рассматривалось в российской правде
следующим образом.Обязательство представляет
собой правоотношение, в силу которого
лицо, нарушившее интересы другого лица,
должно совершить определенные деяния
в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового
обязательства от уголовно-правового
появляются только, на определенном уровне
правового развития, в старой же период
они смешивались
В древности
было два вида обязательств. Первый
вытекал из правонарушений, второй
- из договоров. В российской Правде
обязательства из правонарушений манят
ответственность в виде штрафов и возмещения
убытков. «Укрывающий холопа» обязан вернуть
его и заплатить штраф. Взявший чужое имущество
(коня, одежду) обязан вернуть его и заплатить
штраф (ст. Ст. 12 - 13 Короткой Правды). Договорные
обязательства оформляются в систему
при становлении частной принадлежности,
но абстрактного понятия контракта еще
не существует. Позже под контрактом стали
понимать соглашение двух либо нескольких
лиц, в итоге которого у сторон появляются
юридические права и обязанности.
Стороны (субъекты)
договоров обязаны были отвечать
требованиям возраста, правоспособности
и свободы. Ничего не понятно о
возрасте вступавших в обязательства
в дохристианский период на Руси. С
принятием христианства действовал
общий принцип, согласно которому вступление
в брак было юридическим фактором заслуги
и имущественной самостоятельности лица.
Неопознаны так же и те аспекты заключения
договоров в языческий период, которые
определялись полом лица. Но в российской
Правде дама уже выступает как собственник
имущества, следовательно, она была вправе
заключать контракт. В этом сборнике законов
закреплено влияние на обязательства
статуса свободы. Холоп не являлся субъектом
правоотношений и не мог отвечать по обязательствам,
всю имущественную ответственность нес
за него владелец. Имущественные последствия
сделок холопа, совершенных по поручению
господина, также ложились на последнего.
старому праву
известны два вида ответственности
по договорам: личная и имущественная,
последняя в историческом отношении более
поздняя и более развитая. В российской
Правде доминирует ответственность имущественная.
Но в случае нарушения условий обязательств
«злостный купец-банкрот» мог обращаться
в рабство. При неразвитости рабства зародился
принцип, согласно которому не выполнивший
обязательство становился зависимым от
кредитора на тот срок, в течение которого
отрабатывал ему весь размер долга и убытков.
В IХ—ХII вв. Письменная
форма договоров еще не развилась,
они совершались, как правило, в устной
форме. Для устранения последующих взаимных
претензий, при заключении сделок обязаны
были находиться свидетели, но трибунал
воспринимал и любые остальные подтверждения,
удостоверяющие договоры.
В обиходе контракт
купли-реализации был самым распространенным.
Продавались имущество (движимое и недвижимое)
и холопы, причем продаже последних в законодательстве
того времени уделяется очень огромное
внимание. В российской Правде регламентировался
не столько сам контракт купли-реализации
(его условия зависели от воли сторон)
сколько споры, возникавшие в итоге взаимных
претензий. Стороны могли распоряжаться,
только собственной собственностью, имущество
краденое либо неизвестного происхождения
оспаривалось после покупки в присутствии
администрации. Если законность принадлежности
проданного не доказывалась, сделка расторгалась
и имущество возмещалось оспаривавшему
его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь
важных вещей совершалась на торгу публично
во избежание последующих претензий.
В XII-XV вв. Проявились
три тенденции развития обязательственного
права. Во-первых, развитие товарно-денежных
отношений привело к появлению новейших
видов договоров (дарение, залог, поручительство).
Обязательства из правонарушений равномерно
смещаются в область уголовно наказуемую.
Во-вторых, при господстве феодальных
отношений сохранялась личная ответственность
должников. Должники попадали в хозяйственную
зависимость от заимодавцев, должны были
отрабатывать долг. В-третьих, в Новгороде
и Пскове формировалась система обязательственного
Права с развитой имущественной ответственностью,
основанной на товарно-денежном обмене.
В российской правде
раскрыто так же и наследственное
право. С момента принятия христианства
базы православной семьи долгие столетия
оставались статичными, равномерно допускались
к наследованию дамы, варианты наследования
были строго ограничены (по обычаю, по
закону, по завещанию). дела в семье основывались
на власти отца, только в поздний феодальный
период складывается принцип раздельности
имущества. Это - главные тенденции в области
наследственного права.
По мнению неких
исследователей, семья патриархального
типа отражена в российской Правде
в понятии «вервь», то есть коллектива
родственников, связанных общей
ответственностью платежом «дикой виры».
Но, как следует из ряда статей российской
Правды, посторонние лица могли «вкладываться»
в общую виру, не будучи родственниками
В старой Руси к
XI в. Господствовала моногамная семья
с личным хозяйством. С принятием
христианства в конце X в. Церковь
вела активную борьбу с язычеством,
за торжество индивидуальной семьи и домашней
нравственности. Брак, развод, моральные
дела в семье стали санкционироваться
ею. Не освященный брак числился грехом
и мог отразиться на потомках. Верховенство
мужчины в христианской семье сохранилось
и упрочилось, равномерно становилось
частью гос идеологии.
Информация о работе Возникновение и развитие «древнерусского права»